Найти в Дзене
Тех Лаб

Лесозаготовительная техника в СССР: от трелевочных тракторов до грузовиков.

На начальном этапе развития экономики Советский Союз остро нуждался в различной технике, способной обеспечить страну необходимыми ресурсами, включая древесину. Сибирь, Карелия и Урал, обладавшие значительными запасами ценных лиственных и хвойных пород, являлись основными поставщиками древесины. На этих территориях заготовка леса долгое время осуществлялась традиционными, часто ручными методами. Спиленные деревья сплавляли по рекам, формируя из стволов плоты и направляя их к местам сортировки и дальнейшей переработки. Первые автомобили для перевозки леса. Транспортные задачи на начальном этапе решались самими лесными хозяйствами, которые начали применять тягачи для транспортировки древесины. Грузовые автомобили моделей ЗИС-5, а позднее и ЗИС-21, подвергались самостоятельной модернизации и успешно справлялись с перевозкой лесоматериалов. Единственным недостатком являлись газогенераторные установки, которые использовались для решения вопроса с топливом для тягачей. Несмотря на то, что

На начальном этапе развития экономики Советский Союз остро нуждался в различной технике, способной обеспечить страну необходимыми ресурсами, включая древесину.

Сибирь, Карелия и Урал, обладавшие значительными запасами ценных лиственных и хвойных пород, являлись основными поставщиками древесины. На этих территориях заготовка леса долгое время осуществлялась традиционными, часто ручными методами.

Японские лесовозы Komatsu-Nissan
Японские лесовозы Komatsu-Nissan

Спиленные деревья сплавляли по рекам, формируя из стволов плоты и направляя их к местам сортировки и дальнейшей переработки.

Первые автомобили для перевозки леса. Транспортные задачи на начальном этапе решались самими лесными хозяйствами, которые начали применять тягачи для транспортировки древесины. Грузовые автомобили моделей ЗИС-5, а позднее и ЗИС-21, подвергались самостоятельной модернизации и успешно справлялись с перевозкой лесоматериалов. Единственным недостатком являлись газогенераторные установки, которые использовались для решения вопроса с топливом для тягачей.

ЗИС-5
ЗИС-5

Несмотря на то, что эти установки снижали мощность двигателей, техника функционировала исправно, и планы по заготовке древесины выполнялись в срок.

ЗИС-21
ЗИС-21

Опыт, полученный при создании первых самодельных лесовозов, был учтен инженерами Ленинградской лесотехнической академии (ЛТА) при проектировании специализированной техники. После проведения испытаний опытных образцов с карбюраторными двигателями было принято решение о расширении модельного ряда и включении в него газогенераторных установок.

ЗИС-ЛТА
ЗИС-ЛТА

ЗИС-ЛГ и ЗИС-ЛТА-Л успешно прошли испытания и были рекомендованы к серийному производству. Однако, несмотря на поданную ЛТА заявку на серийный выпуск этой необходимой техники, было решено на некоторое время продолжить использование лесовозов, собранных сотрудниками лесопильных предприятий своими силами.

ЗИС-ЛГ
ЗИС-ЛГ

Только после окончания войны, в начале 1950-х годов, правительство страны дало поручение разработать новые типы лесовозов, способных решить проблему транспортировки леса на деревообрабатывающие комбинаты.

МАЗ-501
МАЗ-501

Первый лесовоз МАЗ-501, созданный на базе тягача МАЗ-200, показал хорошие результаты в сложных условиях бездорожья. Эта модель выпускалась серийно на протяжении десяти лет, после чего белорусский автопром начал выпуск модели МАЗ-509, которая обеспечивала более быструю транспортировку древесины.

МАЗ-509
МАЗ-509

К разработке специализированной техники для лесных хозяйств подключились и украинские инженеры, создав тягач КрАЗ-255Л. Эта модель была специально разработана для работы в условиях бездорожья и отличалась особым рисунком протектора, обеспечивающим повышенную проходимость.

КрАЗ-255Л
КрАЗ-255Л

Эти тягачи, получившие прозвище «лаптежники», оказались настолько удачными, что нашли применение и в других отраслях. Еще одной уникальной разработкой, применявшейся в различных сферах, стал ракетный тягач МАЗ-543 «Ураган», изначально предназначенный для военных целей.

МАЗ-543
МАЗ-543

Эти тягачи использовались для освоения труднодоступных районов Сибири и Крайнего Севера, на лесозаготовительных участках для транспортировки древесины на большие расстояния, а также на различных гражданских объектах.

Модель отличалась высокой маневренностью и мощностью, позволяя выполнять работы в сложных климатических и географических условиях.

Были и тракторы и первые харвестеры в советских леспромхозах. В советских лесных хозяйствах использовались и другие виды техники для заготовки и обработки древесины. Работники, занятые заготовкой, сортировкой и транспортировкой древесины, справедливо полагали, что для выполнения этих задач необходима маневренная и мощная техника. Такими машинами считались гусеничные тракторы, хорошо справлявшиеся с различными задачами в условиях бездорожья.

В 1956 году Минский тракторный завод запустил серийное производство трелевочного трактора на гусеничном ходу мощностью 45 л.с. Этот компактный и маневренный трактор, управляемый рычагами, мог вывозить до 5 кубометров древесины за один рейс.

КТ-12 Минского тракторного завода
КТ-12 Минского тракторного завода

Поскольку до этого периода другой подобной техники в лесных хозяйствах не было, и работники выполняли поставленные задачи на обычных тракторах, ТДТ-40, первая специализированная модель, не имела конкурентов. Простая конструкция и невысокая стоимость производства позволяли быстро наращивать выпуск этой необходимой техники.

ТДТ-40
ТДТ-40

Надежная ходовая часть и рабочие узлы способствовали быстрой популяризации этой модели даже в самых отдаленных районах. Еще одной из первых разработок советских инженеров стала лесозаготовительная машина ВМ-4, спроектированная специалистами Абаканского завода механических машин.

ВМ-4
ВМ-4

Поводом для разработки послужил эксперимент по установке устройства для спиливания деревьев на обычный трактор. На трактор установили гидравлический привод и механизм, направляющий ствол в захват и сталкивающий его после спиливания.

Несмотря на перспективность проекта, разработчики не предусмотрели манипулятор.

Для захвата и спиливания дерева машину приходилось постоянно перенаправлять от одного дерева к другому, что требовало много времени. Тем не менее, эта разработка стала основой для дальнейшей модернизации.

На базе ВМ-4 была создана усовершенствованная машина ВМ-4Б, в которой инженеры устранили недостатки и добавили валочно-пакетирующий аппарат. Инженеры Йошкар-Олинского машиностроительного завода заинтересовались этой разработкой и создали похожий, но усовершенствованный проект.

-13

Модель ТТ-4 с полноповоротным механизмом для валки и пакетирования была дополнена платформой для погрузки срубленных и обработанных бревен в штабеля с помощью шарнирно-поворотной стрелы, позаимствованной у экскаватора ЭО 41-21 с дизельным двигателем.

ТТ-4
ТТ-4

Одной из последних советских разработок стала модель ВТМ ЛП-58, выпуск которой был налажен на заводе «Коммунар». В этой разработке использовались ножи одностороннего действия, работавшие за счет сжатия полотна по мере погружения в древесину.

-15

Эта особенность позволяла валить деревья даже при очень низких температурах, когда плотность промерзшей древесины могла повлиять на скорость работы.

В стремлении к повышению эффективности лесозаготовок советские инженеры обратились к разработке комплексных машин, способных выполнять сразу несколько операций. Так появились первые лесозаготовительные комбайны, получившие широкую известность под маркой "Онежец". Эти машины, выпускавшиеся на Онежском тракторном заводе, сочетали в себе функции валки деревьев, обрезки сучьев, раскряжевки хлыстов на сортименты и пакетирования готовой продукции. "Онежец тдт-55" стал одной из самых распространенных моделей, отличаясь высокой производительностью и надежностью в условиях северных лесов. Трактор был оснащен мощным дизельным двигателем, гидравлической системой управления и комплексом рабочих органов, обеспечивающих полный цикл переработки древесины непосредственно на лесосеке.

"Онежец тдт-55"
"Онежец тдт-55"

"Онежец-300" представлял собой дальнейшее развитие линейки техники, в котором были учтены замечания и предложения, полученные в ходе эксплуатации предыдущих моделей. В частности, была усилена конструкция манипулятора, увеличена емкость накопителя сортиментов, а также улучшена система очистки от опилок и коры. Он мог работать с деревьями различных пород и диаметров, обеспечивая высокую степень автоматизации процесса и сокращение ручного труда. Благодаря своей универсальности и производительности, "Онежец-300" нашел широкое применение в леспромхозах по всей стране.

Онежец-300 серии
Онежец-300 серии

Помимо основных моделей, Онежский тракторный завод выпускал и другие модификации, адаптированные к различным условиям работы и требованиям заказчиков. Существовали варианты с гусеничным и колесным шасси, с различной мощностью двигателей и грузоподъемностью манипуляторов. Некоторые модели были оснащены дополнительным оборудованием, таким как системы подогрева рабочих жидкостей для работы в условиях низких температур, или устройства для утилизации отходов лесозаготовки.

Пожарная модификация
Пожарная модификация

Применение лесозаготовительных тракторов "Онежец" позволило значительно повысить производительность труда в лесной промышленности, сократить сроки заготовки древесины и снизить ее себестоимость. Эти машины стали символом механизации и прогресса в советском лесном хозяйстве, оставив заметный след в истории отечественного машиностроения. Несмотря на то, что с момента их разработки прошло уже несколько десятилетий, многие из них до сих пор эксплуатируются в различных регионах страны, подтверждая свою надежность и эффективность.