Вся история существования звукозаписи на магнитной ленте- это борьба конструкторов за улучшение качества.
О первом успехе в создании качественной магнитной ленты мир узнал случайно. Ведь в фашистской Германии все работы по магнитофонам были засекречены. Когда инженерам удалось сделать магнитофон с приличным качеством записи-воспроизведения, их изготовили всего несколько десятков штук для применения на радиостанциях. Первыми подвох заметили в английской радиоразведке: вдруг немецкие симфонические оркестры, без устали, стали часами выступали по радио. Вот тут разведчиков и осенило: это не живой концерт, а звукозапись!
Поиск способа улучшения качества записи шёл с разных направлений: экспериментировали с различными составами магнитного слоя на ленте, улучшали конструкцию магнитной головки, схему тракта записи-воспроизведения. Увы, все находки инженеров, конструкторов и химиков позволяли улучшать качество только мелкими шагами.
Пожалуй, первым революционером, резко улучшившим качество магнитной записи электрического сигнала, был Александр Понятов, создатель видеомагнитофона AMPEX VR-1000A. За счет применения вращающегося блока магнитных головок, удалось записать полосу сигнала в несколько мегагерц, что несоизмеримо с несчастными 16-20кГц в стандартных катушечниках.
Прошло несколько десятков лет и индустрия магнитной записи снова наступила на эти грабли. Всем был хорош формат компакт кассет, но стабильными параметрами не отличался. Энтузиастам и аудиофилам удавалось достичь высоких результатов, но только с применением жутко дорогих кассетных дек. Да и с самих кассет приходилось сдувать постоянно пылинки.
Массовому потребителю нужна была кассета, которую можно было долго таскать в пыльном кармане, в бардачке авто и чтоб он после этого еще и играл как новенький.
Давние партнеры, фирмы Сони и Филипс, взялись за реализацию идеи «идеального кассетного магнитофона». Только не думайте, что это был порыв души во спасение измученных меломанов. Тут был жесткий расчет заработать на новом изобретении. У компаний уже был опыт совместной разработки CD стандарта. Вот они и решили создать аналог CD на магнитной ленте, т.е. с возможностью записи в бытовых условиях.
Полоса оцифрованного сигнала гораздо шире любого аналогового «Hi-End» аппарата. Рассмотрев все возможные варианты реализации, инженеры пришли к выводу, что на этот раз изобрести велосипед не получится: лучше блока вращающихся магнитных головок ничего нет. Так и родился стандарт DAT в 1987 году.
Инженеры-конструкторы потрудились на славу: магнитофонная кассета стандарта DAT получилась намного меньше по размеру, чем привычная компакт-кассета.
Длительность воспроизведения целых два часа – не надо суетится и переворачивать кассету. Качество записи определял сам пользователь, выбирая нужную частоту дискретизации, причем на частоте дискретизации 48кГц, DAT кассета по качеству даже превосходил CD.
Презентация прошла на славу и модельный ряд магнитофонов нового стандарта был представлен на любой вкус, но взрывного спроса не последовало. Компании старались сделать магнитофоны компактнее и даже выпустили целую линейку плееров в стиле Walkman.
Увы, завлечь массового покупателя так и не получилось.
Стандарт понравился профессионалам звукозаписи, но их на земле весьма мало, для обеспечения рентабельности выпуска бытовой аппаратуры. Так и пришлось фирмам свернуть производство DAT аппаратуры и списать все расходы по разработке в убытки.
Исследование рынка сбыта показало, что массовый покупатель не готов платить двойную-тройную цену за аппарат, ради наслаждения высоким качеством звукозаписи. Ну а продавать DAT магнитофоны по цене "Электроника-302" не входило в планы Philips и Sony.