В сентябре 2023 года в России вступили в силу новые правила проезда в поездах дальнего следования. Среди них — пункт, который за прошедшие месяцы стал настоящим источником конфликтов и раздражения для пассажиров.
Согласно новому положению, теперь пассажиры нижних полок обязаны пускать к столику соседей сверху. Звучит вроде бы логично, но на деле оказалось, что исполнять это правило практически невозможно — особенно в плацкартных вагонах.
О чём идёт речь
Речь о пункте 93 новых правил перевозки пассажиров, утверждённых Минтрансом. Вот его формулировка, без искажения:
«По требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приёма пищи. Время для приёма пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (с 12:00 до 15:00) не более 1 часа».
На бумаге всё чётко и, казалось бы, удобно: каждый имеет право на еду за столом. На практике же правило породило волну конфликтов.
Особенно страдают пассажиры нижних боковых полок в плацкартных вагонах. Именно они теперь, в буквальном смысле, трижды в день обязаны вставать, убирать постель и освобождать место соседу сверху.
Типичный вопрос от пассажиров РЖД
Пассажиры в соцсетях, особенно в официальной группе РЖД «ВКонтакте», активно обсуждают новшество. Один из вопросов, заданных без прикрас и в лоб:
«Куда убирать постель (матрас, подушку, одеяло) с нижнего бокового места для принятия двумя пассажирами пищи? На верхнюю полку другого пассажира?! Или на третью багажную (грязную и пыльную полку)? Продумайте в таком случае какой-то организационный мешок для свёрнутой вместе с матрасом застеленной постели».
Этот комментарий набрал сотни лайков и десятки ответов — оказалось, что похожие вопросы и ситуации возникали у многих.
История Александры: война за полку
Ранее мы публиковали историю на эту тему. Александра, уставшая после ночной смены, села в плацкартный поезд, надеясь выспаться. Она заняла свою нижнюю боковую полку, а на верхней уже расположилась попутчица, разложив внизу вещи. Когда Александра попросила освободить место, женщина недовольно спросила:
— А вы что, будете ложиться?
— И более того, спать, — ответила пассажирка.
Соседка ехидно предупредила: «Помните, вы обязаны трижды в день пускать меня вниз». Александра, не знакомая с новыми правилами РЖД, проигнорировала это и уснула.
Но в 7 утра её разбудили — попутчица села в ноги, заявив, что «пора завтракать». Александра резко ответила, после чего женщина пожаловалась проводнице. Та, видя абсурдность ситуации, предложила соседке поесть в другом отсеке. Однако та решила «стоять на принципе» и вернулась в обед.
Ровно в 11:58 она уже стояла перед Александрой с требованием спуститься. Новый проводник-мужчина объяснил: «Таковы правила». Пассажирка возмутилась — чтобы пустить соседку, нужно было убрать постель, а места не было. Ей даже пригрозили начальником поезда.
Тогда Александра нашла выход: «Уберите свои вещи с верхней полки — туда сложу бельё». Попутчица, не ожидавшая такого, минут 15 освобождала место. Через час Александра вежливо «выпроводила» её обратно наверх.
К ужину женщина уже не спорила — нашла другое место.
«Я не вредная, — пишет Александра, — но когда меня будят в семь утра, чувствую себя как на войне».
Проблема матрасов
Если раньше в поездах дальнего следования были матрасы, которые можно было свернуть в рулон, то теперь они длинные и не очень гибкие.
Так что теперь, чтобы освободить место, матрас нужно перекладывать на свободные полки, а их при полной загрузке вагона нет.
Поэтому пассажиры и возмущаются, не зная, как освободить место, если для этого ничего не предназначено.