Состоятельные марокканцы, особенно в период с XVIII по начало XX века, жили в великолепных риадах — традиционных марокканских домах-дворцах, спрятанных за глухими стенами старых медин (городских центров).
Такие дома принадлежали фаси (элите из Феса), крупным торговцам, судьям, чиновникам, старым родам, связанным с суфийским братством, и в некоторых случаях — богатым ремесленникам.
Слово риад (رياض) в переводе с арабского означает «сад». И это не случайно — в центре дома всегда располагался устад (وسط) — внутренний двор-оазис с фонтаном (نافورة) и апельсиновыми деревьями или пальмами.
Риад строился по принципу интровертивной архитектуры — внешний фасад глухой, без окон на улицу. Все окна и двери выходят во внутренний дворик на первом этаже и на галереи вокруг внутреннего дворика на втором и третьем этажах.
Риады строились без окон на улицу не только ради безопасности, но и потому, что у мусульманской архитектуры есть принцип: красота — внутри, а не напоказ. Внешне риад может выглядеть как простая глинобитная стена, иногда даже без адреса, но внутри — это дворец с фонтаном, апельсиновыми деревьями, мрамором, резными потолками и богатейшей керамикой.
Фонтан в центре риада — не просто декоративная деталь. Это символ очищения и райского сада в исламской культуре. Звук текущей воды приглушает шум города, охлаждает воздух и помогает медитативному состоянию. Это духовный якорь дома.
На первом этаже были кухня, столовая и несколько гостиных для женщин и мужчин. На втором и третьем этажах были спальни, здесь был еще один гостевой салон, еще одна столовая, хаммам, гардеробные и кладовые, а также маленькие молитвенные уголки.
Крыша была плоской, по сути террасой (سطح / сатх), где женщины сушили бельё, вели беседы и даже устраивали трапезы в летнюю жару.
🪬 Интерьеры и декоративно-прикладное искусство
Внутреннее убранство риада — это настоящее произведение искусства. Здесь сочетались арабские, андалусские и берберские элементы. Даже в самых скромных риадах потолки украшаются вручную резьбой или расписной древесиной. Орнаменты нередко кодируют имена Аллаха или тексты суфийской поэзии — это молитва, застывшая в дереве.
🕌 Основные техники и материалы
Зеллидж (زليج) — мозаика из глазурованной керамики, выкладываемая вручную в сложнейшие геометрические узоры.
Джибс (гипс, جبص) — гипсовая резьба с арабесками, каллиграфией и растительными мотивами, особенно популярная в Фесе.
Сидра (кедр, cedra) — ароматное кедровое дерево, использовавшееся для резных потолков и мебели.
Бу-Эджла (بو اجلا) — бронзовые светильники, ажурные лампы ручной работы с цветными стёклами, отбрасывающие замысловатые тени.
🧕🏻🧔🏽♂️ Разделение пространства: мужское и женское
Внутреннее устройство риада строго следовало принципам хаджаба (الحجاب) — концепции уединения и скромности:
- Салямлик (السلامليك) — часть дома для приёма мужчин и посторонних. Здесь размещался мажлис (مجلس) — зал для бесед, с низкими диванами (диваны называются мидад / مداد) вдоль стен, коврами, латунными подносами и чайниками.
- Харим (الحرام) — женские покои, куда посторонние мужчины не имели доступа. Это были уединённые комнаты на верхнем этаже, с изящной мебелью, шкатулками, зеркалами и парадной посудой.
- Слуги и франдашин (فراندشين) — молодые помощницы — передвигались по отдельным коридорам, иногда с потайными дверями.
🥘🍊 Быт и кулинария
Кухня размещалась в отдельном крыле, рядом с кладовками и хаммамом. Еду готовили дая (داية) — старшие кухарки. Основу стола составляли:
- Тажин (طاجين) — медленно томлёное мясо или овощи с пряностями в глиняном сосуде.
- Ксра (كسرة) — лепёшки, выпекавшиеся в дровяной печи.
- Чай с мятой (آتَيْ بالنعناع) подавался на большом подносе с ритуалом: высоко поднятая струя, серебряные стаканы, кристаллизованный сахар.
Кухня в богатом риаде — это целый микромир, наполненный ароматами шафрана, кориандра, тмина и апельсина. Она располагалась в глубине дома, ближе к кладовым (махзан / مخزن) и хаммаму, но скрыта от глаз гостей.
Главной на кухне была дая (داية) — опытная пожилая женщина, возглавлявшая команду помощниц и слуг. Поддерживать жар в печи, замешивать тесто, растирать специи в мраморной ступке — всё это происходило вручную и по многовековым рецептам. В кладовых вешались связки сушёных лимонов (лун марокши / ليمون مرّ), керамические банки наполнялись мёдом, топлёным маслом смин (سمن) и солёными оливками.
Пища готовилась долго и с любовью. Главным блюдом был тажин (طاجين), в котором сочное мясо томилось с черносливом, миндалём, луком и корицей. Праздничные дни сопровождались приготовлением мсауэн (مسمن) — слоёных лепёшек, пропитанных маслом, или бастиллы (بسطيلة) — пирога из тончайшего теста варка (ورقة) с голубиным мясом, миндалём и сахарной пудрой. Подача еды была строго упорядоченной: сначала овощи, потом мясо, затем сладости — шбакья (شباكية), медовые кольца с кунжутом и свежие фрукты.
Питались, сидя на коврах и подушках, за низким круглым столом мейда (ميدة). Мужчины ели в мажлисе, женщины — в хариме. Детей допускали ко взрослым трапезам постепенно, по мере взросления. Все ели из одного большого блюда, правой рукой, используя хлеб вместо ложки. После еды подавался чай — атай (آتاي) с мятой, который был почти церемонией: чайник держали высоко, наливая струю в тонкие стаканы кас (كاس).
Считалось, что первая чашка — горькая как жизнь, вторая — сладкая как любовь, третья — мягкая как смерть. В риадах чай готовили мужчины, особенно уважаем был кайс атай (قيس أتاي) — «мастер чайной струи», если таковой был в доме.
💠 Гигиена и хаммам
Гигиена занимала важное место в повседневной жизни богатых марокканцев, особенно в связи с религиозными предписаниями ислама о телесной чистоте. В большинстве риадов был собственный хаммам (حمّام) — частная баня, вдохновлённая римскими термами и адаптированная под исламские обычаи. Домашний хаммам включал три зоны: барид (بارد) — холодную комнату для отдыха, уастани (وسطاني) — тёплую и схун (سخون) — горячую парную.
Там использовались натуральные скрабы вроде сабун бельди (صابون بلدي) — оливкового мыла и расуль (غاسول) — вулканической глины из Среднего Атласа. Хаммам служил не только для очищения тела, но и был местом ритуалов перед пятничной молитвой.
Ванные комнаты в современном понимании — с ванной и постоянной подачей воды — начали появляться в риадах лишь в XX веке, чаще всего уже после установления французского протектората в 1912 году. До этого мылись либо в хаммаме, либо с использованием тазов и кувшинов в специально отведённых нишах. Система канализации в традиционном риаде отсутствовала как полноценная инженерная сеть: вода сливалась через простые глиняные желоба (мсра (مصرا)) в подземные колодцы или наружные сточные канавы. Поэтому обслуживание таких домов требовало постоянного участия слуг.
Водоснабжение решалось путём организации собственной сикия (سقية) — системы подачи воды из колодца, цистерны или водного источника с помощью глиняных труб и ручных черпаков.
Самые старые риады в Фесе и Марракеше имели прямой тайный проход в общественные хаммамы или даже собственную мини-баню.
В старых кварталах Феса и Марракеша риады подключались к общегородским сегиям (ساقية) — каналам, идущим из горных рек или подземных вод. В богатых домах в центре двора часто был колодец или фонтан, использовавшийся не только как украшение, но и как резервуар воды.
Уход за этими системами лежал на плечах хадама (خادمة) — служанок и беррада (برّادة) — мужчин, следящих за водоснабжением.
🧿 Работа и досуг
Мужчины чаще работали вне дома: в суке (سوق), в ремесленных мастерских (фондюк / فندق), в административных структурах. Дома они занимались чтением, ведением записей, учебой.
Женщины вели домашнее хозяйство, но также занимались ткачеством, вышивкой, плетением — каждая семья гордилась своими франжами (frange) для подушек и накидок.
В традиционных риадах архитектура так выстроена, чтобы гости мужского пола никогда не видели женщин семьи. Верхние ярусы, балконы, лестницы устроены так, чтобы хозяйки могли перемещаться незаметно. Это не просто приватность — это архитектура скромности.
🕌 Культурный и религиозный контекст
Риад был не только местом быта, но и пространством сакральным:
- Стены украшались сурами из Корана.
- В доме обязательно был мусалла (مصلى) — уголок для молитвы.
- Семья держала связь с завией (زاوية) — местным суфийским братством, а иногда приглашала мукарри (مُقريء) — чтеца Корана.