Скажу сразу: это очередной фильм от братьев Андреасянов, он о войне и он – лучший из кучи всего того, что успели наснимать братья-армяне. Скажу даже больше того: этот фильм уверенно войдёт в первую десятку рейтинга российских фильмов о войне, снятых за последние тридцать лет. Да, в нём есть недостатки, я о них сейчас расскажу, но, тем не менее.
Многих зрителей несколько обескуражил тот факт, что все главные действующие лица – армяне. Ну, так уж сложилось, что армяне любят снимать фильмы про армян, евреи – про евреев, и только у русских в последнее время получаются картины с главной идеей – «как стыдно быть русским». Не знаю, в чём тут секрет, но это так. Вспомните российские фильмы о войне, снятые в последние годы: без слёз не взглянешь. Кровавые палачи из НКВД, заградотряды, стреляющие в спину штрафбатам, благородные урки, сердобольные немцы, не желающие воевать и так далее.
Этот фильм тоже не без сюрпризов, но выглядит он на общем фоне очень неплохо.
Итак, 1941 год, 22 июня, Армения. Молодой красавец Сурен сватает красавицу Ануш. Застолье, общие смех и радость. И тут приезжает почтальон. Наверное, вы думаете, он привёз трагическую весть о начале войны? Всё правильно, и это тоже. А ещё он привёз… повестки на фронт. Прикиньте, какой шустрый? Интересно, кто и когда успел их выписать?
Да, нам показали откровенную глупость. Ну вот зачем?!
У толстяка Арташеса двое детей, ему полагается отсрочка от призыва (по версии братьев Андреасянов). Но Арташес видит, что его друзья Сурен и Геворг едут на фронт, поэтому он идёт воевать добровольцем.
(А что, реально такая отсрочка была? Или это фантазии киноделов? Просто у меня сейчас нет возможности проверить, я еду в поезде).
Отец Арташеса – священник, он с гневом встречает новость о том, что сын собрался на фронт. Отец заявляет, что сын хочет нарушить главную заповедь Господа: «не убий» и стать убийцей.
Я, конечно, человек далёкий от религии, но тут меня взяли сомнения. Церковь запрещает защищать Родину с оружием в руках? По-моему, это чушь, поправьте меня, если это не так!
В общем, прибыли три армянина, три весёлых друга на фронт, где познакомились с весёлым русским парнем Васей. Армяне играли на музыкальных инструментах, которые прихватили с собой из дома, а Вася отплясывал под музыку.
Как-то раз командир отправил Сурена и Васю на разведку, проверить один подозрительный лесок. В леске Сурен и Вася обнаружили спрятанную немецкую артиллерийскую батарею, и в ужасе бросились предупредить своего командира.
Тут же немцы принялись стрелять из пушек: снаряды ложились в нескольких сантиметрах от наших бегущих разведчиков.
То есть, немцы быстренько навелись и стали класть снаряды в ста метрах от себя? Не проще ли было просто пристрелить двух русских, например, из автомата?
Когда же Сурен с Васей добежали до наших позиций, оказалось, что в живых остались лишь Геворг и Арташес: видимо, немецкие снаряды были бессильны против армян, но русских косили просто массово.
Как полагается в таких случаях, побратимы были без всяких повреждений, но без сознания, возможно, они вообще просто спали.
И наша великолепная четвёрка решила пробиваться к своим. Когда мы видим, как бойцы перебегают дорогу, мы не наблюдаем у них никакого оружия! То есть, после артобстрела остались только трупы и совсем не осталось оружия? Вот она, вся правда о войне: нашим бойцам даже черенки от лопат не выдавали!
Вася взял из руки убитого командира пистолет. Правда, в нём не было патронов. Скорее всего, командир перед смертью, стреляя, пытался сбить летящие в него снаряды.
Тут герои увидели, что в сторону деревни проехал немецкий мотоцикл, в люльке которого сидел офицер. Они догадались, что туристы решили заночевать в деревне вдвоём, поэтому захотели испугать офицера пистолетом без патронов и взять его в плен.
Когда они подошли к домику, в котором остановились туристы, они увидели, что офицер, придерживаясь славных киношных традиций, отливает на природе. Вася эффектно приставил к затылку офицера пистолет, чем сильно его испугал. Но тут подошли несколько немецких автоматчиков, и Вася со своими армянскими друзьями несколько приуныл.
Оружия у наших военных, за исключением разряженного пистолета, не оказалось, зато они взяли с собой на дело аккордеон, дудочки и барабан.
Глупостемер в этом моменте просто зашкалил.
Немецкий майор улыбнулся и велел армянам играть, а Васе – плясать. Военные немного помялись и устроили для немцев концерт, после которого их вывели на расстрел.
Но немецкий майор подумал-подумал, да и отпустил их на все четыре стороны: «Я не воюю с безоружными музыкантами!»
Вот вам стандартный благородный немецкий «янепалач».
Вы можете меня спросить: «А, так насчёт одного из лучших фильмов – это шутка была? Сарказм, это мы понимаем!» Как ни странно – нет. После этих глупейших сцен, когда позади остаётся ¼ фильма, внезапно начинается более-менее вменяемый фильм про войну.
Наши друзья выходят из окружения и присоединяются к полку, которым командует Павел Прилучный, вернее, его персонаж в звании майора.
Сцена с немецкой танковой атакой поставлена довольно зрелищно, если не считать одного эпизода. Немцы прут лавиной, и тут внезапно на фланге заработал наш пулемёт, отсекая пехоту от танков: сцена явно подсмотрена в «28 панфиловцах». Казалось бы, враг дрогнул! Но что это? Минуту спустя мы видим, что немцы как наступали до этого, так и продолжают наступать, как будто никакого пулемёта, устроившего кошмар в их рядах и не было. Странно, непродуманно.
Рукопашная. На толстяка Арташеса наскакивает немец, но внезапно замирает, уставившись на своего оппонента удивлёнными глазами. Судя по его физиономии, он тоже армянин, хоть пол-лица его и скрывает балаклава.
Я уж думал, что Арташес встретил земляка из соседнего села, который его внезапно узнал. Оказалось – нет, всего лишь толстяк выставил перед собой винтовку со штыком, и проткнул нападавшего насквозь. Как говорится, все совпадения случайны, тщательнее подбирайте актёров на эпизодические роли.
Я весь фильм ожидал какой-нибудь подляны. Например, Арташес отказался расстреливать пленных эсэсовцев, и злой Прилучный велел его арестовать и запереть в сарае. Сержант принёс толстяку поесть и сказал, что Прилучный уехал и велел выпустить Арташеса через пару суток. Ну, тут всё понятно: на беду Арташеса завтра приедет комиссар из Москвы, узнает, в чём дело и лично расстреляет бедолагу. Но… нет, прикиньте?
В штабе Прилучного мной был замечен политрук, которого играет киллер из сериала «За час до рассвета». В сериале у него такая ехидная ухмылка, что я сразу понял: добра от него ждать не стоит. Кого-нибудь да расстреляет, возможно даже в спину. Но… тоже нет! Отличный персонаж, настоящий герой, актёр – молодчина.
То же самое могу сказать про персонажа Василия, солдата, с которым подружились армянские бойцы.
Да и персонаж Прилучного вышел колоритным. Гримёры чересчур заморочились с его «жёлтыми зубами курильщика», видимо, чтобы избежать ошибки Фёдора Бондарчука в «9-й роте», где он всех ослеплял своей улыбкой. Но, считаю, что в данном случае гримёры (или кто занимается этими вопросами) явно перестарались. Получается у всех в фильме зубы обычные, и лишь у Прилучного жёлтые! Смотрится странновато!
В общем, если отрезать и выкинуть первые полчаса, фильм прямо-таки годный. И лично для меня не имеет значения национальность главных героев: главное, чтобы фильм был хорошим и правильным.
Так что, братья Андреасяны, меньше глупости – и всё у вас получится, этим фильмом вы продемонстрировали, что потенциал у вас есть, как бы удивительно это ни звучало.
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма "Война и музыка" (2025).