Найти в Дзене

Листая страницы истории: «Дно мешка, конец света»

(О том, как жили декабристы в Сибири) История декабристов, искавших альтернативные пути, по которым могла бы пойти Россия, вовсе не прервалась на неудачном восстании. Дальше последовал тридцатилетний период каторги и ссылки в Сибири. В эти годы декабристы жили, создавали семьи, торговали, учились и учили в необычных условиях «вечного поселения». История Сибири тесно сплетается с историей каторги. В том числе с историей декабристов, которые отбывали наказание именно там: сначала каторгу, потом многолетнюю ссылку в самых разных точках этого обширного региона, от Томска и Кургана до Иркутска и Петровского Завода. Сразу же после казни пяти декабристов остальных начали увозить из Петропавловской крепости и переводить в казематы Шлиссельбурга, Свеаборга, Кексгольма,  Выборга... В июле отправили на каторгу восемь человек: первые две партии  декабристов. Среди них  С. Трубецкой, С. Волконский, Е. Оболенский, А. и П. Борисовы, А. Якубович. Сергею Волконскому было тогда 38, остальным и того ме

(О том, как жили декабристы в Сибири)

История декабристов, искавших альтернативные пути, по которым могла бы пойти Россия, вовсе не прервалась на неудачном восстании. Дальше последовал тридцатилетний период каторги и ссылки в Сибири. В эти годы декабристы жили, создавали семьи, торговали, учились и учили в необычных условиях «вечного поселения».

История Сибири тесно сплетается с историей каторги. В том числе с историей декабристов, которые отбывали наказание именно там: сначала каторгу, потом многолетнюю ссылку в самых разных точках этого обширного региона, от Томска и Кургана до Иркутска и Петровского Завода.

Сразу же после казни пяти декабристов остальных начали увозить из Петропавловской крепости и переводить в казематы Шлиссельбурга, Свеаборга, Кексгольма,  Выборга... В июле отправили на каторгу восемь человек: первые две партии  декабристов. Среди них  С. Трубецкой, С. Волконский, Е. Оболенский, А. и П. Борисовы, А. Якубович. Сергею Волконскому было тогда 38, остальным и того меньше. Путь до Иркутска стал длиною в 37 дней, возможно, он был бы приятнее, чем стены крепости, если бы не ножные кандалы. Далее путь узников лежал в самые отдаленные  и глухие места Сибири: Якутск, Туруханск, Олекминск, Витим, Верхоянск, Верхнеколымск, Забайкалье...

Истории известны имена более 120 декабристов, отправленных в Сибирь. А она по тем временам для многих представлялась суровой окраиной России. «Дно мешка, конец света» – так характеризовал Сибирь  государственный канцлер Нессельроде.

Декабристы разбудили и в этом глухом краю лучшие умы и интеллектуальную силу живущих там людей, оставив долгую и добрую память, которую чтут в этих местах до сегодняшнего дня. Об их просветительской и иной деятельности в истории написано немало трудов. Декабристы продолжили дело борьбы с крепостничеством и самодержавием в форме просветительской. Они видели, что сибирский край богат и перспективен, если развивать его грамотно. А начали с малого: с собственных небольших огородов, выращивая там диковинные для Сибири овощи: цветную капусту, дыню, артишоки и даже арбузы. Начало было положено в казематский период, а когда ссыльным разрешили выйти на поселение, их просветительская деятельность намного расширилась.

Многие приступили к организации образцовых хозяйств, а «снискивать пропитание собственным трудом», как им было предписано, невозможно без земли. Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы слали письма краевым властям и даже императору Николая I с просьбами о выделе им земли и получили 15-десятинный надел. С. Трубецкой, например, и некоторые другие декабристы передали свои наделы крестьянам. На поселении под Красноярском земледелием занимались Д. Завалишин, Спиридов; в Баргузине - М. Кюхельбекер; в Минусинске братья Беляевы; в Селенгинске - С. Волконский, Торсон, показав местному населению пример грамотного земледелия, культуру и продуктивность сельского труда. Их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить. Люди их уважали,
истории известны примеры, что и сквозь столетия сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.

Декабристы на мельнице в Чите.  Н.Репин
Декабристы на мельнице в Чите. Н.Репин

Это были светлые головы и умы. Декабрист Торсон, например, построил молотильную машину, а Д. Завалишин  создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, Завалишин выводил породы молочных коров. На подворье было большое домашнее хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей… Занявшись огородничеством, декабрист выписывал семена и раздавал их крестьянам. Он также способствовал общей грамотности населения.

Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечаснов под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было и огородов, а декабристы  не только начали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и ознакомили местных крестьян с обустройством парников.

М. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель А  Ф. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур, помогал материально крестьянам, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая.

М. Муравьев-Апостол сподвиг местных жителей огородить кладбище и тем самым спас погост от домашних и диких животных. Многие декабристы преподали первые уроки эстетизма. На поселении в Урике Лунин и Муравьевы, в Омске Трубецкой, в Олонках Раевский разбили у домов сады. А сад Раевского сохранился до сих пор.

Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а Бечаснов, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий женились на местных крестьянках.

Николай I, отправляя участников восстания в ссылку, надеялся также и на их духовную смерть, не предполагая, что они смогут заниматься наукой и развивать свои знания. Еще на каторге декабристы составляли планы научных занятий. Например, математикой серьезно занимались А. Барятинский и Д. Якушкин. Братья Борисовы вместе с Волконским составляли гербарий забайкальской флоры и коллекцию насекомых. Князь Ф. Шаховской начал работу «Записки о Туруханском крае» (хоть завершить не удалось), в которой он исследовал местную флору и фауну, проводил фенологические наблюдения. Метеорологией занимался и вышедший на поселение в Красноярск в 1836 - м декабрист М. Митьков. Он проводил свои наблюдения по просьбе академика Купфера. Академик Миддендорф, на основе исследований декабриста А.Якубовича, пришел к выводу о влиянии климата Сибири на климат европейской части России. И. Якушкин  в Ялуторовске писал философский трактат «Что такое жизнь?»

Многие декабристы занимались медициной под руководством врача Ф. Вольфа и получали практические навыки. О деятельности Вольфа известно больше, но лечением и приемом больных также занимались П.С. Бобрищев-Пушкин, А.В. Ентальцев, Н.В. Басаргин, И.С. Повало-Швейковский, Ф.П. Шаховской, И.Ф. Фохт. В те времена в сельской местности почти не было врачей, к человеку простого звания из города доктор не ехал, тем более - к государственному преступнику, каковыми являлись декабристы. По данным отчета тобольского губернатора Нагибина за 1828 год, ко времени расселения декабристов, в губернии насчитывалось всего 16 врачей, 19 лекарских учеников и 4 повивальные бабки. Декабристы Вольф и Бобрищев-Пушкин в Тобольске бесплатно принимали бедняков из города и пригорода, за что пользовались огромной популярностью у населения.

Доктор Фердинанд Вольф
Доктор Фердинанд Вольф

Истории известно, что декабристы И. Фохт, И. Повало-Швейковский занимались медицинской практикой в Кургане. Е.П. Нарышкина давала консультации и снабжала лекарствами простых людей. А. Ентальцев лечил в Ялуторовске. Декабрист М.Муравье-Апостол даже пытался облегчить положение больных проказой, которые жили в колонии в Вилюйске.

В XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии. Иркутская в 1825 году насчитывала 47 учащихся; Тобольская в 1827 - м – 40 и Томская в 1838 м - 78 человек. Женского и высшего образования не было. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение для этого края. Используя лучшие наработки русской и мировой педагогики, декабристы открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина... В учебные программы они включали творчество А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, И. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо, расширяли  кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений.

Иван Иванович Горбачевский
Иван Иванович Горбачевский

Выйдя на поселение, педагогикой занялись Бестужевы, Горбачевский, Д. Завалишин, Юшневский, братья Борисовы, Поджио, Торсон, Кюхельбекер, Беляевы, Матвей Муравьев-Апостол, Батеньков, сосланный в Томск после двадцатилетнего заключения в Петропавловской крепости, В.Ф. Раевский.

В основном это были те, кто остался верен своим идеалам. Те же, кто был настроен умеренно, занимались в основном хозяйственной деятельностью: Беляевы, Розен, Муравьевы, Басаргин, Фаленберг, Фохт, Трубецкой и другие, Завалишин к тому же соединял общеобразовательное обучение с производственным. С помощью декабристов Фонвизина, Пущина, М.И. Муравьева-Апостола, Оболенского, Ентальцевой и других при материальной поддержке местного купца Медведева И. Якушкин  в 1842 -м открыл первую церковно-приходскую школу для народа в Западной Сибири.

Иван Дмитриевич Якушкин
Иван Дмитриевич Якушкин

Кроме общеобразовательных предметов там преподавали механику, а также изучение края: часто устраивались экскурсии в поле под руководством самого Якушкина. Цель Якушкина в педагогике заключалась в том, чтобы помочь детям «осмыслить себя». За время деятельности И. Якушкина получили первоначальное образование 723 человека, некоторые из них были определены в средние учебные заведения – Тобольскую и Иркутскую гимназии и часто содержались на средства декабристов.

Декабристы стали основоположниками женского образования в Сибири. В Западной Сибири образцовой школой, созданной декабристами, была Ялуторовская школа Якушкина, а в Восточной Сибири – школа декабриста Раевского, применявшего в ней  ланкастерскую (форма учебной работы, при которой более старшие и знающие ученики, обучают учеников младшего возраста) систему.

Просвещением занимались и декабристы, сосланные в Енисейскую губернию. В 1826 - м первым на поселение  прибыл «закованный в ножные и ручные железа», осужденный на 20 лет поселения в Туруханске Ф.П. Шаховской, который не только учил, но и лечил местных детей, чем вызывал недовольство местных властей.

Федор Петрович Шаховской
Федор Петрович Шаховской

В 1839 - м на поселение в Красноярск после 13 лет каторги в Благодатном руднике прибыл В. Давыдов, и его дом сразу стал центром культурной жизни. Ему было запрещено заниматься педагогической деятельностью, и тогда он под видом «домашнего класса» для своих детей начал учить и детей местных жителей. В своей методике главным он считал чтение детей.

Василий Львович Давыдов
Василий Львович Давыдов

В Сибири сохранилось не меньше 360 мемориальных мест, связанных с историей каторги и ссылки «государственных преступников». Это дома, усадьбы, тюремные камеры, храмы, в которые ходили декабристы и их семьи.

В наследство от декабристов остались и сотни экспонатов и предметов: от музыкальных инструментов и мебели до колец, икон и книг. К счастью, очень многие реликвии не пылятся в музейных фондах и доступны простым смертным. В честь декабристов названы улицы большого числа городов, поселков, сел и деревень. В том числе и на Петровской земле (в Петровском Заводе).

Многие ссыльные участники восстания 1825 года могли бы подписаться под словами декабриста Михаила Лунина:«Настоящее житейское поприще началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили».

Спасибо, что дочитали!

Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета

Чтобы не пропустить очередную новую публикацию, приглашаю Вас, друзья, подписаться на мой канал.