Найти в Дзене

Тонировка: какой она бывает и какая разрешена Рассказываем, какая тонировка сейчас есть на рынке, какие у каждой преимущества и недостатки

Оглавление

Тонирование автомобильных стёкол: существующие типы и нормативные требования

Представляем обзор существующих видов тонирования автостёкол, отражающий достоинства и недостатки каждого варианта.

Сегодня рынок предлагает широкий спектр методов тонирования, начиная от классических пленочных покрытий и заканчивая съемными конструкциями. Для выбора оптимального решения целесообразно предварительно ознакомиться с характеристиками предлагаемых вариантов.

Допустимые типы тонирования согласно законодательству Российской Федерации

Ранее мы детально рассматривали законодательные нормы и возможные санкции за нарушение правил тонирования (см.: Штрафы за тонировку авто). Здесь приводим ключевые положения относительно разрешённых типов тонирования автомобильного остекления:

  • Ветровое стекло и передние боковые окна разрешено покрывать пленкой лишь при условии прохождения ими теста на уровень светопроницаемости не менее 70%. Исключением является верхняя полоса шириной до 14 см (для легковых автомобилей, у грузовых транспортных средств и автобусов ширина полосы увеличивается).
  • Стекла задней части транспортного средства могут подвергаться тонированию без каких-либо ограничений по прозрачности.
  • Используемая пленка не должна обладать эффектом зеркала во избежание опасности ослепления участников дорожного движения.
  • Не допускаются материалы, искажающие восприятие форм предметов, цветов дорожных знаков и сигнализаций служб экстренного реагирования (зеленый, желтый, красный, синий, белый). Цвет самой пленки значения не имеет.

При несоблюдении указанных требований водителю грозит административный штраф в размере 500 руб., предписание устранить несоответствие. Игнорирование данного предписания влечет наложение повторного штрафа аналогичного размера либо привлечение ответственности вплоть до административного ареста сроком до 15 суток за неподчинение законному распоряжению представителя правоохранительных органов.

-2

Виды тонировочных пленок

Наиболее распространённым способом тонирования является использование наклеиваемых пленок. Данный метод отличается доступностью, простотой монтажа и возможностью быстрого демонтажа при необходимости. Разнообразие ассортимента позволяет выбрать оптимальный вариант исходя из предпочтений и бюджета потребителя.

Несмотря на многочисленные преимущества, пленки имеют ряд недостатков: подверженность выгоранию, возможность отслаивания и ухудшение видимости в условиях недостаточной освещенности. Дополнительной проблемой выступает широкое распространение фальсифицированной продукции, особенно среди премиальных марок, хотя средний ценовой сегмент также страдает от наличия подделок.

Ассортимент представленных на рынке пленок различается по функциональному назначению:

  • Декоративные: включают цветные решения, изделия с узорами либо градиентной окраской.
  • Бронирующие: представляют собой прозрачную толстую пленку, часто выполненную из полиуретана, обеспечивающую защиту стекла от механических повреждений и предотвращение рассыпания осколков при авариях.
  • Затеняющие: характеризуются способностью поглощать солнечное излучение и создавать приватность внутри автомобиля.
  • Атермальные («хамелеоны»): отражают значительную долю ультрафиолета, уменьшая перегрев салона, обладая прозрачностью с легким синим или фиолетовым оттенком.

Атермальная пленка на ветровом стекле
Фото: EvgenySS (
drive2.ru)

Тонировочная пленка классифицируется по уровню светопропускания следующим образом:

  • 5 % (наиболее затемненная);
  • 15 %;
  • 25 %;
  • 50 %;
  • 75 % (минимальное затемнение).

Наиболее распространены пленки с указанными показателями, однако встречаются изделия с иной степенью прозрачности.

Примечание: значение процента светопропускаемости является ориентировочной величиной, отличающейся от реальных показателей. Наиболее точные показатели имеют материалы с маркировкой 5 и 50 %, другие зачастую слегка превышают указанные значения. Однако возможны исключения.

Пленки различаются также методом производства:

  • Окрашенные. Получены путем добавления красителя, обеспечивающего нужный цвет. Отличаются доступной стоимостью и низкой износостойкостью.
  • Металлизированные. Имеют дополнительный металлический слой, улучшающий прочность поверхности и способность отражать УФ-излучение. Возможное последствие такого типа тонирования — снижение качества сигнала мобильной связи и радио в автомобиле.
  • Карбоновые. Содержат графитовый слой, устойчивый к выцветанию и исключающий проблемы с приемом сигналов внутри салона.
  • Керамические. Современные пленочные покрытия, аналогичные карбоновым, но содержащие частицы керамики. Обеспечивают меньшее количество бликов и высокую степень защиты от ультрафиолета.
  • Спаттерные. Металлизированная разновидность, наносимая без окрашивания, отличается легким зеркальным эффектом и высокой эффективностью фильтрации излучения. Стоимость и доступность данного материала значительно выше.

Виды дополнительной тонировки

Кроме широко распространённых пленочных покрытий, существуют альтернативные способы защиты салона автомобиля от солнечного излучения и ультрафиолетовых лучей.

Тонирование методом плазменного напыления

Данный способ предполагает нанесение несъемного покрытия путём распределения тонких слоев металлического состава на поверхность стекла. Процедура выполняется преимущественно на производственных предприятиях в условиях вакуума. Применение кустарных методов ухудшает качество покрытия, провоцирует образование дефектов (сколов, трещин), делает невозможным восстановление слоя без замены стекол.

Электрохромные стекла

Представляют собой высокотехнологичное стекло, меняющее уровень прозрачности под действием электрических импульсов. Отдельные производители используют такие решения для оснащения автомобилей стеклянными панелями, такими как панорамные крыши. Установка электрохромных окон требует изменения конфигурации электрической сети транспортного средства и изготовления специализированных изделий, что существенно увеличивает стоимость процедуры и ограничивает её популярность среди автовладельцев.

-3

Статическая тонировка

Съёмные гибкие панели из поливинилхлорида (ПВХ), удерживающиеся на поверхности стекла посредством электростатического эффекта, получили название "статической тонировки". Данный тип покрытия пользуется популярностью среди автовладельцев, недовольных ограничениями законодательства относительно затемнения передней части автомобиля. Несмотря на свою съемную конструкцию и возможность многократного повторного использования, такие изделия запрещены законом аналогично обычной затемняющей плёнке на передних стёклах транспортного средства. Использование данного материала на задних стёклах лишено практического смысла ввиду недостаточной устойчивости фиксации и снижения уровня обзора в ночное время суток.

-4

Съемные шторки

Конструктивно данная система представляет собой своеобразную сетку, закрепленную на жестком каркасе. Аналогичные решения применяются в премиум-сегменте автомобилей для обеспечения комфорта пассажиров второго ряда. Основное отличие заключается в способе хранения: стандартные шторки автоматически сворачиваются внутрь двери, съемные затемняющие элементы демонтируются вручную и хранятся отдельно. Эта конструкция способна защитить салон автомобиля от солнечных лучей, однако не обеспечивает защиту от ультрафиолетового излучения. Использование такой системы впереди автомобиля запрещено аналогично применению обычной тонировки.

-5

Выбор подходящей тонировки для автомобиля

При выборе типа тонирования стекол приоритет следует отдавать изделиям, соответствующим установленным нормативам светопропускания. Рекомендуется соблюдать действующие законодательные нормы, наиболее подходящим вариантом является установка прозрачной атермальной пленки либо полиуретанового покрытия против механических повреждений (царапины, трещины). В случае ограниченного бюджета целесообразно отказаться от нанесения тонировки на переднюю половину кузова, предпочтительнее обеспечить качественное затемнение задней части транспортного средства.

Ассортимент вариантов для обработки задних окон значительно шире и допускает выбор материалов исходя из конкретных потребностей и финансовых возможностей владельца авто.

Пленочные материалы обладают рядом преимуществ по сравнению с временными средствами защиты от солнечного света: высокая эффективность, безопасность и удобство эксплуатации. Однако важно учитывать качество исполнения работ по нанесению покрытий: пленка должна обеспечивать хорошую видимость, отсутствие оптических искажений, бликов и гарантировать комфорт вождения даже в условиях недостаточной освещенности.

Рекомендуем предварительно ознакомиться с материалами непосредственно в месте проведения услуг, где можно наглядно оценить уровень затемнения и цветовой тон стекла после установки пленки. Наиболее востребованными производителями считаются марки Llumar и SunTek, достойные альтернативы предлагают компании ASWF, Ultra Vision, 3M, Xpel и Global.

Краткое изложение

  • Тонировка классифицируется по уровню светопроницаемости, технологии изготовления и способу установки на стекла автомобиля.
  • Основные различия между типами тонировочной пленки обусловлены составом материала и коэффициентом пропуска света.
  • Допустимо использование различных видов тонирования стекол одного транспортного средства одновременно.
  • Установка съемной тонировки допускается исключительно на задние стекла автомобиля во избежание наложения административного штрафа.
  • Выбор типа тонировки должен основываться на поставленных целях и финансовых возможностях владельца транспортного средства.

Просим Вас указать Ваш предпочтительный вариант тонировки в соответствующем поле комментария.