Найти в Дзене
Лена Емельянова

Мой дед Иван Андреевич

Здравствуйте, мои дорогие.

После больничного работы через край. Но я помню, что все мы накануне великого праздника -- Дня Победы.

За время работы журналистом написала множество статей о ветеранах Великой Отечественной войны, о ветеранах трудового фронта. Живые судьбы тех, кто освободил мир от фашистской чумы...

Писала я о своей бабушке по отцовской линии -- Марии Ивановне Новиковой. Бабушка родилась в Курской области. Училась в Брянске. По образованию инженер-теплотехник. В начале войны была эвакуирована в Саракташский район Оренбургской области. Работала на эвакуированном оборонном заводе, производящем авиационный спирт. Молоденькая девчонка -- главный инженер завода.

Но так получилось, что о своём родном дедушке -- участнике Великой Отечественной войны, я никогда не писала.

Иван Андреевич Степанов. Послевоенное фото. Из семейного архива автора
Иван Андреевич Степанов. Послевоенное фото. Из семейного архива автора

К сожалению, дед, пройдя войну, отработав много лет в горячем цехе металлургического комбината, умер от врачебной ошибки, когда только вышел на пенсию.

Мне тогда было 3 года. Но я помню деда! И внешность, и голос, и его рыбацкие снасти, и манную кашу, которую он мне готовил... И его тёплые носки зимой и летом... Об этом позже...

Иван Андреевич Степанов родился в Саракташском районе Оренбургской области 13 февраля 1919 года. Семья по тем временам была зажиточной. Своё хозяйство, большой сад-огород, добротный дом с хозяйственными постройками и баней. Всё сделано крепкими руками моего прадеда -- Андрея Никитича.

Дед -- старший в семье. Кроме него -- брат Николай и сестра Мария. Сызмальства все дети приучены к труду.

Дед до последнего своего дня никогда не сидел без дела: работа в смену, огород, гараж, мотоцикл, рыбалка и летом, и зимой. А ещё дед прекрасно готовил. Мог и борщ сварить, и кашу, и пельмени сам делал -- тесто и фарш. И рыбу жарил так, что сверху корочка, а внутри сочное мясо. И икру сам солил. Дед привозил с рыбалки налима -- речная курятина, нежнейшее мясо без косточек -- говорил, что это внукам...

Когда началась Великая Отечественная война, дед был студентом Оренбургского аграрного института (сегодня это Оренбургский государственный аграрный университет). Агроном -- самая мирная специальность. Но в первые же дни войны дед ушёл на фронт.

Мне сложно рассказать о фронтовом пути много дедушки. И причина даже не в том, что, когда он ушёл из жизни, я была маленькая. Дед не любил говорить о войне. На все предложения встретиться с пионерами и рассказать о военном прошлом дед отвечал отказом. В семье тема тоже была закрыта. И фильмы о войне дед никогда не смотрел. Говорил: "Всё -- не правда".

Фото из семейного архива автора
Фото из семейного архива автора

Но всё же некоторые крупицы удалось собрать из воспоминаний моей бабушки, моего отца.

Иван Андреевич в составе артиллетийской части в самом начале войны был отправлен в Белоруссию. Их часть попала в окружение и примкнула к партизанскому движению.

****

... С первых дней оккупации Белоруссии в тылу врага образовалось мощное партизанское движение. И с каждым днём, начиная с 1941 года по 1944, оно набирало обороты. К началу 1943 года в Белоруссии действовало 512 партизанских отрядов. В их составе было более 56000 партизанов.

Партизаны громили вражеские объекты, полицейские участки, изгоняли фашистов из населенных пунктов. Иногда именно партизанам удавалось отвоевать целые районы и восстановить советскую власть...

***

Иван Андреевич Степанов в составе 255 партизанского отряда 8 Рогачёвской бригады прошёл путь от рядового бойца до командира роты разведки.

Фото из семейного архива автора
Фото из семейного архива автора

Белорусские леса были надёжным укрытием для бойцов. И всё же даже здесь было место... предательству...

В отряде, которым в то время командовал Иван Андреевич, появился новый боец. Балагур, весельчак и гармонист. А что такое песня на войне? Это и память о доме, и боевой дух, и минута отдыха.

И гармонист играл... Его заслушивались бойцы... Но вскоре поняли: как только поиграет гармонист свои заливистые мелодии, на отряд совершается налёт фашистов! Вот так "гармонист" проник в партизанский отряд. Своей игрой он показывал врагам место дислокации партизан...

В 1944 году Белоруссия была освобождена, но мой дед по состоянию здоровья продолжить свой военный путь не смог. Сырость, холод белорусских лесов... У деда практически отказали ноги. До Оренбурга его отправили на поезде. А потом отец Андрей Никитич на телеге с лошадьми вёз уже лежачего сына в Саракташ. А ведь командиру роты разведки было всего 25 лет! 

-5

... Сегодня в 25 лет многие молодые люди говорят: "Что вы хотите, мы же ещё дети"...

Но крепкий деревенский мужик Андрей Никитич не привык сдаваться! Старшего сына, прошедшего войну, надо лечить. И вот она, щедрая Оренбургская земля! Здесь и рожь, и пшеница, и нефть, и газ! Но есть заветный уголок на самом востоке области, целительное место -- Соль-Илецк. Что там Мёртвое море? Родители отправили Ивана на соли, на грязи Соль-Илецкого озера, и на благодатное Оренбургское солнце.

Кстати, посмотрите, большинство соли, которая продаётся в магазинах -- это соль из Соль-Илецка.

И подняли на ноги! Но... Помните, я писала о том, что до конца жизни, недолгой, к сожалению, дед носил теплые носки? Вот такое военное прошлое.

Именно в Саракташе познакомились мои дед и бабушка. А в 1955 году, когда начал активно развиваться город Новотроицк и доменный цех запустил первую плавку чугуна, родители моего отца уехали на строительство новой жизни.

Дед освоил огненную профессию горнового доменной печи.

Но своей специальности агронома остался верен.

Его сад-огород был в идеальном порядке. Он знал толк в прививках плодовых культур, в рассаде, в удобрениях. Про таких, как мой дед, говорят: "Сухую ветку в землю воткнёт, а она зацветёт".

Бабушка моя, выйдя замуж за деда, не сменила фамилию, осталась Новиковой. Чтобы её могли найти родные. Так и получилось. Из Курска приехали к ней сестра Надежда и брат Николай.

И ещё один поворот судьбы. Сестра моей бабушки Надежда вышла замуж за родного брата моего деда.

... Почему я хорошо помню деда? Когда мне исполнился год, мама вышла на работу, а меня отдали в детский сад. Где я в первый же месяц заболела воспалением лёгких. И дед, он уже был на пенсии, сказал: "Я буду сидеть с Алёнкой!"

И не сидел ни минуту! Такой уж он, Иван Андреевич. Гулял, кормил, играл, читал. И уверял всех, что его внучка -- самая красивая и умная. Спасибо, дедушка...

...Когда дед и бабушка уже жили в Новотроицке и трудились на металлургическом комбинате, неподалёку от города расположился цыганский табор. Тогда ещё были кочевые цыгане. И в таборе был цыган, который служил вместе с дедом. Фронтовые друзья встретились.

Доменный цех. Фото из открытых источников
Доменный цех. Фото из открытых источников

За хлебосольным ужином дед предложил другу: "Хватит кочевать, давай к нам на комбинат, отличная зарплата, квартиру получишь". Зарплата ого-го. Дед, как старший горновой доменной печи, получал 300 рублей!

И на следующий день взял с собой на смену своего товарища. В те времена можно было пройти на предприятие без проблем.

Цыган посмотрел на работу в доменном цехе. И вечером за ужином дед спрашивает: "Ну что, пойдёшь к нам?" Цыган, молчит... А потом слово молвит: "Иван, я за свою жизнь много грехов совершил. И когда помру, наверняка попаду в ад. Но при жизни в ад я не хочу!"

Вот такая семейная история...

Ваша Лена.