Несмотря на тотальный дефицит, в Советском Союзе производились различные товары, включая мобильные жилые комплексы, известные как автодома. Разумеется, это была редкость и предмет мечтаний для многих автолюбителей, но, тем не менее, они каким-то образом проникали на внутренний рынок. Сегодня мы подробно расскажем об этом интересном явлении.
Жилой прицеп
Первый советский автодом появился, как ни странно, еще в 1958 году, когда личный автомобиль был большой редкостью и подчеркивал высокий социальный статус его владельца. Однако наличие собственного автомобиля стимулировало развитие автомобильного туризма, для которого начали производить специальные прицепы, предназначенные для комфортного отдыха во время длительных путешествий.
Первым образцом подобной техники стал жилой модуль РАФ-04 – экспериментальная модель, разработанная на Рижском автомобильном заводе. Он был создан на основе узлов и агрегатов легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» и микроавтобуса РАФ-10. Этот прицеп предназначался для использования в паре с вышеупомянутой «Победой», поэтому был рассчитан на четырех человек, по количеству пассажиров этого автомобиля.
Внутри РАФ-04 не было откидного столика, а спальные места были организованы по типу плацкартного вагона в поезде. Электрическая проводка отсутствовала – для освещения применялась керосиновая лампа с термоэлектрическим преобразователем, от которого можно было запитать радиоприемник. Кроме того, прицеп был оборудован кухонным блоком с ящиками и отсеками для хранения посуды и других вещей. Горячую пищу можно было приготовить на газовой плите, работающей от переносных баллонов «Турист». Также РАФ-04 имел тент-маркизу, под которым можно было организовать удобное место для пикника.
К сожалению, у первого советского прицепа-дачи минусов оказалось больше, чем плюсов. Из-за цельнометаллического кузова вес РАФ-04 достигал почти тонны, поэтому 60-сильная «Победа» с трудом справлялась с такой нагрузкой. Использование с другими легковыми автомобилями, например, «Москвич», не предусматривалось из-за специфической конструкции сцепного устройства, поэтому проект не пошел в серийное производство.
В дальнейшем сотрудники Рижского автомобильного завода в инициативном порядке пытались развить идею кемпера на базе микроавтобуса, используя для этого кузов РАФ-2203 «Латвия». В единственном построенном удлиненном образце использовалась подъемная секция крыши (как видно на фото), в остальном его конструкция была схожа с предшественником.
Моторизированная палатка
О первом серийном советском кемпере «Скиф» наверняка знает каждый опытный автомобилист. Впрочем, слово «серийный» сложно применить к дефицитному прицепу, который выпускался заводом «Искра» с 1975 года на протяжении более 15 лет. Согласно технической документации, «Скиф» представлял собой одноосный туристический прицеп, предназначенный для перевозки багажа и организации отдыха автотуристов.
По сути, это устройство представляло собой палаточный домик, площадь которого в разложенном виде составляла 14 квадратных метров. В комплект «Скифа», помимо самого прицепа весом 130 кг и палатки, входил складной столик, четыре стула, лестница, внутренний антимоскитный чехол, комплекты противооткатных упоров, заводской смазки и подпорных домкратов.
В развернутом виде «Скиф» представлял собой жилое пространство со спальными местами для трех взрослых и двух детей, что было отличным решением во время длительных поездок к морю и избавляло от утомительных поисков места в гостинице. Разложив прицеп во время короткой остановки, его владельцы получали удобный обеденный стол, за которым было приятно перекусить. Никаких излишеств в «Скифе», конечно, не было, но не избалованные советские граждане были рады и такому уровню комфорта, который предоставлял прицеп.
К сожалению, стоимость «Скифа» была довольно высокой – 1250 полновесных советских рублей, что соответствовало годовому окладу инженера. Да и объем производства «передвижной дачи», несмотря на длительный период выпуска, не был большим. Тем не менее, спрос на «Скиф» оставался стабильным – благодаря универсальному креплению его можно было буксировать любым советским автомобилем. В нем использовались колеса от мотоколяски, а независимая пружинная подвеска отличалась высокой надежностью.
Учитывая устойчивый спрос на «передвижную дачу», завод «Искра» в дальнейшем выпустил несколько модификаций «Скифа». Прицеп получил более качественный тент, более устойчивый к непогоде, и улучшенные материалы отделки. На протяжении многих лет эта модель оставалась единственным кемпером, известным советским автомобилистам.
В 80-е годы появляются и другие интересные разработки. Например, прицеп-дача "Купава", производившийся на Минском заводе автомобильных прицепов. Он отличался более основательным подходом к комфорту, предлагая, по сути, небольшую, но вполне функциональную "квартиру" на колесах. Внутри "Купавы" можно было найти небольшую кухню с газовой плитой, отсек для хранения продуктов, спальные места и даже небольшой умывальник. Каркас был выполнен из металла, а обшивка - из пластика, что делало его относительно легким и устойчивым к коррозии. "Купава" считалась более престижным вариантом, чем "Скиф", и, соответственно, стоила дороже.
Не стоит забывать и об энтузиастах-самодельщиках. В условиях дефицита заводских автодомов, многие советские автомобилисты пытались создать свой собственный кемпер, используя подручные материалы и собственные инженерные навыки. В ход шли старые автобусы, списанные фургоны и даже переделанные кузова грузовиков. Внутри таких самодельных автодомов можно было найти самые разные решения: от простых спальных мест и столов до более сложных конструкций с кухонными уголками и системами водоснабжения.
Важно отметить, что советские автодома, как заводские, так и самодельные, были не просто средством передвижения и ночлега. Они были символом свободы, приключений и возможности вырваться из серой повседневности. Автотуризм был популярен в СССР, и кемпер давал возможность исследовать страну, наслаждаться природой и проводить время с семьей или друзьями вдали от городской суеты.
И хотя советские автодома не отличались роскошью и современными удобствами, они имели свой неповторимый шарм и отражали дух эпохи. Они были практичными, надежными и позволяли советским людям наслаждаться простыми радостями жизни: путешествиями, природой и общением друг с другом. Эти кемперы и по сей день можно встретить на дорогах, напоминая о времени, когда автотуризм был не просто хобби, а настоящим приключением.
Возможно, вы удивитесь, но эта статья не охватывает все страницы истории советских автодомов. Если вам интересна эта тема, сообщите об этом в комментариях, и мы обязательно продолжим.