Найти в Дзене
База Знаний

Что вы знаете о передвижных домах, которые создавались в эпоху СССР?

Оглавление

Несмотря на тотальный дефицит, в Советском Союзе производились различные товары, включая мобильные жилые комплексы, известные как автодома. Разумеется, это была редкость и предмет мечтаний для многих автолюбителей, но, тем не менее, они каким-то образом проникали на внутренний рынок. Сегодня мы подробно расскажем об этом интересном явлении.

Жилой прицеп

Первый советский автодом появился, как ни странно, еще в 1958 году, когда личный автомобиль был большой редкостью и подчеркивал высокий социальный статус его владельца. Однако наличие собственного автомобиля стимулировало развитие автомобильного туризма, для которого начали производить специальные прицепы, предназначенные для комфортного отдыха во время длительных путешествий.

-2

Первым образцом подобной техники стал жилой модуль РАФ-04 – экспериментальная модель, разработанная на Рижском автомобильном заводе. Он был создан на основе узлов и агрегатов легкового автомобиля ГАЗ-М-20 «Победа» и микроавтобуса РАФ-10. Этот прицеп предназначался для использования в паре с вышеупомянутой «Победой», поэтому был рассчитан на четырех человек, по количеству пассажиров этого автомобиля.

-3


Внутри РАФ-04 не было откидного столика, а спальные места были организованы по типу плацкартного вагона в поезде. Электрическая проводка отсутствовала – для освещения применялась керосиновая лампа с термоэлектрическим преобразователем, от которого можно было запитать радиоприемник. Кроме того, прицеп был оборудован кухонным блоком с ящиками и отсеками для хранения посуды и других вещей. Горячую пищу можно было приготовить на газовой плите, работающей от переносных баллонов «Турист». Также РАФ-04 имел тент-маркизу, под которым можно было организовать удобное место для пикника.
К сожалению, у первого советского прицепа-дачи минусов оказалось больше, чем плюсов. Из-за цельнометаллического кузова вес РАФ-04 достигал почти тонны, поэтому 60-сильная «Победа» с трудом справлялась с такой нагрузкой. Использование с другими легковыми автомобилями, например, «Москвич», не предусматривалось из-за специфической конструкции сцепного устройства, поэтому проект не пошел в серийное производство.

-4

В дальнейшем сотрудники Рижского автомобильного завода в инициативном порядке пытались развить идею кемпера на базе микроавтобуса, используя для этого кузов РАФ-2203 «Латвия». В единственном построенном удлиненном образце использовалась подъемная секция крыши (как видно на фото), в остальном его конструкция была схожа с предшественником.

-5

Моторизированная палатка

О первом серийном советском кемпере «Скиф» наверняка знает каждый опытный автомобилист. Впрочем, слово «серийный» сложно применить к дефицитному прицепу, который выпускался заводом «Искра» с 1975 года на протяжении более 15 лет. Согласно технической документации, «Скиф» представлял собой одноосный туристический прицеп, предназначенный для перевозки багажа и организации отдыха автотуристов.

-6

По сути, это устройство представляло собой палаточный домик, площадь которого в разложенном виде составляла 14 квадратных метров. В комплект «Скифа», помимо самого прицепа весом 130 кг и палатки, входил складной столик, четыре стула, лестница, внутренний антимоскитный чехол, комплекты противооткатных упоров, заводской смазки и подпорных домкратов.

-7


В развернутом виде «Скиф» представлял собой жилое пространство со спальными местами для трех взрослых и двух детей, что было отличным решением во время длительных поездок к морю и избавляло от утомительных поисков места в гостинице. Разложив прицеп во время короткой остановки, его владельцы получали удобный обеденный стол, за которым было приятно перекусить. Никаких излишеств в «Скифе», конечно, не было, но не избалованные советские граждане были рады и такому уровню комфорта, который предоставлял прицеп.

К сожалению, стоимость «Скифа» была довольно высокой – 1250 полновесных советских рублей, что соответствовало годовому окладу инженера. Да и объем производства «передвижной дачи», несмотря на длительный период выпуска, не был большим. Тем не менее, спрос на «Скиф» оставался стабильным – благодаря универсальному креплению его можно было буксировать любым советским автомобилем. В нем использовались колеса от мотоколяски, а независимая пружинная подвеска отличалась высокой надежностью.

Учитывая устойчивый спрос на «передвижную дачу», завод «Искра» в дальнейшем выпустил несколько модификаций «Скифа». Прицеп получил более качественный тент, более устойчивый к непогоде, и улучшенные материалы отделки. На протяжении многих лет эта модель оставалась единственным кемпером, известным советским автомобилистам.

-8

В 80-е годы появляются и другие интересные разработки. Например, прицеп-дача "Купава", производившийся на Минском заводе автомобильных прицепов. Он отличался более основательным подходом к комфорту, предлагая, по сути, небольшую, но вполне функциональную "квартиру" на колесах. Внутри "Купавы" можно было найти небольшую кухню с газовой плитой, отсек для хранения продуктов, спальные места и даже небольшой умывальник. Каркас был выполнен из металла, а обшивка - из пластика, что делало его относительно легким и устойчивым к коррозии. "Купава" считалась более престижным вариантом, чем "Скиф", и, соответственно, стоила дороже.

-9

Не стоит забывать и об энтузиастах-самодельщиках. В условиях дефицита заводских автодомов, многие советские автомобилисты пытались создать свой собственный кемпер, используя подручные материалы и собственные инженерные навыки. В ход шли старые автобусы, списанные фургоны и даже переделанные кузова грузовиков. Внутри таких самодельных автодомов можно было найти самые разные решения: от простых спальных мест и столов до более сложных конструкций с кухонными уголками и системами водоснабжения.

Важно отметить, что советские автодома, как заводские, так и самодельные, были не просто средством передвижения и ночлега. Они были символом свободы, приключений и возможности вырваться из серой повседневности. Автотуризм был популярен в СССР, и кемпер давал возможность исследовать страну, наслаждаться природой и проводить время с семьей или друзьями вдали от городской суеты.

-10

И хотя советские автодома не отличались роскошью и современными удобствами, они имели свой неповторимый шарм и отражали дух эпохи. Они были практичными, надежными и позволяли советским людям наслаждаться простыми радостями жизни: путешествиями, природой и общением друг с другом. Эти кемперы и по сей день можно встретить на дорогах, напоминая о времени, когда автотуризм был не просто хобби, а настоящим приключением.

Возможно, вы удивитесь, но эта статья не охватывает все страницы истории советских автодомов. Если вам интересна эта тема, сообщите об этом в комментариях, и мы обязательно продолжим.