Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Эпоха «неправильных» Порше: от «924-944-968» до «928GTS»

К началу 70-х годов новое руководство Porsche решило, что эпоха автомобилей с двигателем заднего расположения и тем более воздушного охлаждения уходит в прошлое и что успешному 911-му потихонечку приходит конец. Боссы посчитали, что долгосрочное будущее Porsche будет связано с автомобилем класса Grand Tourer с двигателем V8 под 300 лошадей и посадкой 2+2. Новый автомобиль также должен стать более изысканным, комфортным и роскошным, чем 911 и соответствовать всем нормам по безопасности и экологии в США, самый значимый рынок для таких тачек. Сказано-сделано и к 1973 году основные разработки были завершены, прототип был построен и проходил испытания. Но тут, как назло, война судного дня, разразился известный кризис, продажи дорогих и прожорливых спорткаров резко упали, проект был приостановлен до лучших времён… В то же самое время в фирме Volkswagen искали вариант замены спартанского среднемоторного VW-Porsche-914 на более «гражданский» недорогой спортивный автомобиль. Разработку поручил

К началу 70-х годов новое руководство Porsche решило, что эпоха автомобилей с двигателем заднего расположения и тем более воздушного охлаждения уходит в прошлое и что успешному 911-му потихонечку приходит конец. Боссы посчитали, что долгосрочное будущее Porsche будет связано с автомобилем класса Grand Tourer с двигателем V8 под 300 лошадей и посадкой 2+2. Новый автомобиль также должен стать более изысканным, комфортным и роскошным, чем 911 и соответствовать всем нормам по безопасности и экологии в США, самый значимый рынок для таких тачек.

Porsche 928 первого выпуска 1978 год.
Porsche 928 первого выпуска 1978 год.

Сказано-сделано и к 1973 году основные разработки были завершены, прототип был построен и проходил испытания. Но тут, как назло, война судного дня, разразился известный кризис, продажи дорогих и прожорливых спорткаров резко упали, проект был приостановлен до лучших времён… В то же самое время в фирме Volkswagen искали вариант замены спартанского среднемоторного VW-Porsche-914 на более «гражданский» недорогой спортивный автомобиль. Разработку поручили Porsche: автомобиль должен быть 4-местным, иметь большой багажник и использовать основные узлы и агрегаты от актуальных моделей VW и Audi. Параллельно в Фольксвагене шла разработка другого спортивного купе на базе нового хетчбека VW Golf (Rabbit). Так в 1974 году появился элегантный VW Scirocco дизайна Дж. Джуджаро, а совместный с Порше проект почти подвис. Но выход был найден: Porsche выкупили документацию, арендовали производственные площади у Фольксвагена же и в конце 1975 года презентовали Porsche 924.

Презентация в порту Ла-Гранд-Мотт недалеко от Монпелье, Франция.
Презентация в порту Ла-Гранд-Мотт недалеко от Монпелье, Франция.

А через год, когда ситуация с нефтянкой стала налаживаться, в продаже появился и топовый 928-й. Оба купе были схожими по дизайну и конфигурации: с передним расположением двигателя и трансмиссией transaxle (коробка в блоке с редуктором на задней оси). Но, по сути, автомобили находились на разных полюсах: 924-й был относительно недорогим спорткупе (в 1,5 раза дешевле базового 911), а 928-й – роскошный GT с V8 под капотом, нафаршированный всякой электрической всячиной, кожей, деревом и прочим люксом.

Цена  на топовую 928 GTS превышала 80000$ в ценах 1995 года.
Цена на топовую 928 GTS превышала 80000$ в ценах 1995 года.

Каждая из этих моделей прошла свой долгий путь в производстве, постоянно улучшаясь и совершенствуясь, но к середине 90-х продажи 968-й (преемницы 924-й и 944-й моделей) и 928 GTS сильно просели, а компания с пугающей скоростью теряла деньги. В Porsche решили отказаться от всех этих переднемоторных моделей, сосредоточившись на обновлении 911-й и разработке более современного спорткара со средним расположением двигателя, которым в итоге стал Porsche Boxster. Не будем вдаваться в технические подробности моделей, просто посмотрим их развитие:

Хронология 928-й модели :

1977-1982 год начало выпуска «928», двигатель 4,5л 240л.с.; 1980-1986 год «928 S» 4,7л 300л.с.; 1987-1991 год «928 S4» 5,0л 320л.с.; 1989-1991год «928 GT» 5,0 330л.с. ; 1992-1995 год «928 GTS» 5,4л 350л.с.

Хронология 924, 944, 968-й моделей :

1976-1985 год «924» 2,0л 125л.с.; 1979-1984 год «924 turbo» 2,0Т 170л.с.;

1981 год «924 GT turbo» 210л.с. «924 GTS turbo» 275л.с.;

1982-1988 год «944» 2,5л 160-190л.с.; 1985-1988 год «944turbo» 2,5Т 220л.с. ; 1986-1988 год «924 S» 2,5л 160л.с.; 1989-1991 год «944S2» 3,0л 160л.с.; 1992-1995 год «968 coupe/cabrio» 3,0л 240л.с.; 1993 год «968 turbo S» 3,0Т 305л.с.

На верхнем фото 928 GT, а внизу 968. Не перепутать!
На верхнем фото 928 GT, а внизу 968. Не перепутать!

В заключении отметим, что "трушные" поклонники Порше всегда посмеивались над «неправильными» Porsche с мотором спереди, да ещё у некоторых половина запчастей от Ауди! Но время всё расставляет по своим местам: хорошие экземпляры 924, 944, 968 и 928-ых хоть и не пользуются популярностью исторических 911, но тем не менее стали классикой и поднимаются в цене. Особенно редкие, как например 968 Turbo S, в 2022 году ушёл на аукционе за нескромные 792000 $ (один из 14 выпущенных). В РФ достойные варианты тоже попадаются, но в продаже редко, в основном колхоз.

Все картинки из интернета. Всем добра и по Поршаку в гараже!

А про 911 начало здесь см: