Найти в Дзене

Прецедент установлен: как я заставила банки уважать Конституцию. Рассказываю как избавиться от спам-звонков

Оглавление
Коллаж автора
Коллаж автора

Спам-звонки это то, что выводит из себя всех Россиян

Все началось с того, что мне позвонил очередной Вячеслав. Судя по голосу — не рыцарь на белом коне, а продавец финансовых миражей, кредитов с душой под проценты и невидимой страховкой.

— Здpaвствyйте, мeня зoвyт Вячecлaв, — бодро сказала трубка, уверенная, что я прямо сейчас вырою под себя яму и добровольно в неё вложусь. Денежно.

— Привет, Вячеслав. Я —Юлия, жертва маркетинга, шпион банка «ПробизнесФантазия» и по совместительству раба кота Мольберта, который только что закапал в лотке доказательства своего превосходства над человечеством.

Он, кстати, и стал катализатором всего. Не Вячеслав, а кот. Мольберт начал рыть с таким остервенением, что я подумала: либо он прячет слитки, либо вызывает Тёмного Владыку Кошачьего Мира. А между этим и "Вам удобно говорить?" — расстояние одно "Да".

— Я предлагаю вам выгодный кредит, — пел Вячеслав, явно не подозревая, что сейчас его будут ментально мазать горчицей и зажаривать на костре моего сарказма.

— Как романтично, — выдохнула я. — А кольца будут? Или хотя бы гелиотропы с доставкой?

— Эм… — трубка смутилась. — Просто кредит…

— Вячеслав, я женщина серьезная. Мне нужен фундамент под отношения. Вы можете предложить мне гектар в Приморье? Или лошадь? Желательно не деревянную.

Он замолчал. Видимо, проверял в базе данных: выдаются ли с кредитами лошади. Или хотя бы арбалеты.

— Знаете, я просто хотел предложить вам финансовую услугу…

— А я просто хотела тишины и кота, который закапывает продукты своей жизнедеятельности с достоинством, — вздохнула я. — Но мы не всегда получаем то, что хотим.

С тех пор всё изменилось. Я не стала тише, но стала злее. И решила, что больше так жить нельзя. Долой рекламное рабство. Пусть звонят бабушке, у неё терпение и запас мармелада на всех хватит. А я — в бой.

Как бороться со спам-звонками?

Я открыла браузер и написала: «Как отвадить спам-звонки, чтобы никто не пострадал, кроме их CRM-системы». Гугл, как всегда, предложил сжечь SIM-карту, уйти в лес и стать отшельником. Но тут случилось оно — определение Верховного Суда РФ от 18.02.2025 №№5-КГ24-144-К2. Свет в окошке. Отличная судебная практика и ориентир как действовать нам всем.

Верховный суд РФ напомнил, что:

· каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ);

· реклама без согласия — незаконна (ст. 18 закона "О рекламе");

· отказ от получения рекламы — священен, как кот на подоконнике;

· за нарушение — ответственность, в том числе компенсация морального вреда.

Мой юрист во внутреннем мире хлопнул себя по лбу и сказал: «Ты знаешь, что делать». Я взялась за клавиатуру и написала жалобу. Многостраничную, с цитатами законов, с внутренним огнём и ссылками на Конституцию. Подала в суд на банк, который обзванивал меня так часто, как будто я единственная выжившая клиентка в постапокалипсисе.

Прошло три месяца. В суде мы выиграли. Банк выплатил компенсацию. Небольшую, но приятную, как неожиданный выходной. А самое главное — звонки прекратились.

Я торжественно повесила распечатку судебного решения на холодильник, рядом с котом Мольбертом. Он посмотрел на неё, как на новый тип лотка, и одобрил.

Потом пошёл второй иск. Против сотового оператора, который любил меня до навязчивости. Я снова выиграла. Началась лавина — знакомые просили шаблоны, соседи — инструкции, бухгалтер с третьего этажа завела свой телеграм-канал: «Пошли их по закону» и выставляла мои советы.

Теперь, если мне звонит кто-то с предложением волшебного кредита под проценты (да и не только кредита), я отвечаю:

— Ваш звонок фиксируется. Согласно статье 18 закона "О рекламе", вы обязаны немедленно прекратить общение. В противном случае я подам жалобу в Роспотребнадзор, Роскомнадзор, прокуратуру и заведу на вас кота. Он не прощает.

Статья 18. Реклама, распространяемая по сетям электросвязи
1. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).
3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.
4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.

Трубка обычно отваливается быстрее, чем я успеваю сказать "моральный вред".

Недавно мне снова позвонил Вячеслав. Возможно, тот самый. Но уже робко, неуверенно, с дрожью в голосе:

— Я хотел бы… ну, может быть, поговорить… без рекламы… просто… вы ведь тогда предложили пасеку…

— Пасека ещё в силе, — сказала я. — Но теперь на ней табличка: "Без согласия не входить". Конституция — она такая. Работает.

Он задумался.

— А если я принесу латифундию и акции «Газпрома»?

— Тогда можно обсудить. Но сначала — письменное согласие на разговор.

Кот Мольберт, услышав это, важно повернулся и понёсся к лотку. Видимо, опять начал что-то прятать. Или праздновать победу частной жизни над спамом.

Если вам звонят с рекламой — не спешите грубить. Грубить — это низко. Лучше — юридически. Новый прецедент Верховного Суда — это не просто закон. Это официальный способ сказать: «Нет»… красиво.

И с котом.

Итак, если вы до сих пор думаете, что на назойливые звонки можно только вздыхать, сбрасывать или, в лучшем случае, бурчать в ответ — забудьте. Время беззащитности прошло. Теперь у нас есть не только право на тишину, но и официальное судебное подтверждение того, что ваша граница — это не просто экран смартфона, а Конституция и закон.

Они нарушают — вы фиксируете. Они продолжают — вы действуете.
Пусть рекламщики дрожат при словах «статья 18 закона о рекламе», а их скрипты включают пункт «не связываться с гражданами, знающими свои права».

Суд уже сказал своё веское слово. Осталось за вами — научиться его повторять.
И, возможно, отвадив всех звонилок, вы тоже наконец заведёте пасеку. Или хотя бы тишину в обеденный перерыв.

Нужна помощь? Нужно взыскать моральный вред??? Пишите Отчаянному юристу, она поможет!

Расскажите в комментариях как часто вы сталкиваетесь со спам-звонками от банков, сотовых компаний и прочих назойливых товарищей?

Если вам интересна статья то, ставьте лайк. Это даст мне понимание того, что информация на моем канале вам полезна! Подписка и донат на кофе для юриста на ваше усмотрение.

Ваш Юрист.