Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Константина Коровина. Наш выбор. Часть 1

Братья Коровины представляют собой примечательный феномен в истории русской культуры, поскольку оба происходили из зажиточной московской купеческой семьи и посвятили себя искусству. Это во многом обусловлено тем блестящим образованием, которое Коровины получили в юности. Сергей, старший брат Константина, был известным русским живописцем и графиком, продолжавшим традиции передвижников. Константин Алексеевич Коровин (годы жизни 1861-1939) в четырнадцать лет стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После года обучения он перешёл на живописное отделение, где ему довелось учиться у таких выдающихся мастеров, как Василий Поленов и Алексей Саврасов. Переезд в Санкт-Петербург и поступление в Академию Художеств разочаровали будущего художника, поскольку ему не понравились применяемые там методы обучения. С 1887 по 1893 годы художник несколько раз посетил Париж, который тогда считался мировым центром искусства. Там он познакомился с импрессионизмом – новым и быстро развив

Братья Коровины представляют собой примечательный феномен в истории русской культуры, поскольку оба происходили из зажиточной московской купеческой семьи и посвятили себя искусству. Это во многом обусловлено тем блестящим образованием, которое Коровины получили в юности. Сергей, старший брат Константина, был известным русским живописцем и графиком, продолжавшим традиции передвижников. Константин Алексеевич Коровин (годы жизни 1861-1939) в четырнадцать лет стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. После года обучения он перешёл на живописное отделение, где ему довелось учиться у таких выдающихся мастеров, как Василий Поленов и Алексей Саврасов.

Переезд в Санкт-Петербург и поступление в Академию Художеств разочаровали будущего художника, поскольку ему не понравились применяемые там методы обучения. С 1887 по 1893 годы художник несколько раз посетил Париж, который тогда считался мировым центром искусства. Там он познакомился с импрессионизмом – новым и быстро развивающимся направлением в живописи. В соавторстве с Валентином Серовым в 1894 Коровин совершил поездку на север, откуда привёз цикл весьма интересных пейзажей.

Начало XX столетия стало для художника временем активной работы в театре. Он разрабатывал декорации и костюмы для различных спектаклей, в том числе «Золотой Петушок», «Конёк-Горбунок», «Садко» и «Фауст». Коровин оформлял спектакли не только в российских театрах, таких как Мариинский и Большой, но и был приглашён в знаменитый миланский театр «Ла Скала». Импрессионизм и Париж оказали огромное влияние на творческое восприятие и художественный стиль мастера. Виды этого города часто встречаются на его полотнах. Художнику удалось удивительно тонко передать краски и характерную атмосферу этого «города искусств».

Константин Коровин
Константин Коровин

Там же он заинтересовался ещё одним популярным направлением в живописи – символизмом. В эти годы он подружился с известным поэтом Константином Бальмонтом и создал несколько впечатляющих работ, в том числе картину «Муза». Первая Мировая война прервала художественную деятельность Коровина, и в эти годы он служил консультантом по маскировке при штабе Русской армии. После войны художник активно участвовал в выставках различных художественных объединений, а с 1901 года преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Талант Коровина проявился не только в живописи и декоративном искусстве. По его проектам были построены его собственный дом и загородный дом знаменитого певца Фёдора Шаляпина.

После революции в России Коровин активно защищал исторические ценности и памятники искусства. Он работал в театрах и участвовал в аукционах, оставаясь активным в общественной жизни. Благодаря наркому просвещения Анатолию Луначарскому в 1932 году художнику удалось эмигрировать из Советской России во Францию. Здоровье Коровина сильно ухудшилось – он потерял зрение, но даже в таком состоянии так и продолжал активно работать. Лишённый возможности заниматься живописью, он начал писать рассказы.

Художник скончался в 1939 году в Париже, не дожив трёх месяцев до своего 78 дня рождения. После его смерти осталось значительное художественное наследие. Большая часть сохранившихся в России работ находится в Русском Музее в Санкт-Петербурге. Мастер оставил после себя не только материальное, но и духовное наследие – многочисленных учеников, которым он смог привить любовь к искусству и обучить особому видению мира.

1 картина. «Розы и Фиалки»

«Розы и Фиалки»
«Розы и Фиалки»
  • Дата создания: 1912 год
  • Размеры: 92 х 73,2 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

В первое десятилетие XX века Константин Коровин отдал предпочтение жанру натюрморта, где нашёл отражение его новаторский подход к созданию театральных декораций.

На полотне изображены розы, небольшой букет сиреневых фиалок, оранжевый апельсин, сахарница и кофейник, расположенные на фоне окна с видом на вечернюю парижскую улицу. Улица, благодаря призрачному свету фонарей, кажется мерцающим скоплением огней; натюрморт же, в свою очередь, ярко освещён изнутри помещения, создавая тем самым ощущение неестественности. Свет играет роль волшебника, преображающего реальность.

2 картина. «Морской Берег в Дьеппе»

«Морской Берег в Дьеппе»
«Морской Берег в Дьеппе»
  • Дата создания: 1890 год
  • Размеры: 33 х 41 сантиметр
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Данный этюд являет собой яркий пример того, как французский импрессионизм повлиял на работу русского живописца. Создаётся впечатление, будто полотно было написано под вдохновением, буквально за считанные минуты. Об этом говорят размашистые, непринуждённые мазки, эффектное наложение красок и использование чистых, но слегка приглушённых тонов. На картине представлена часть французского побережья Нормандии, с его типичными крутыми берегами и широкими песчаными пляжами. Тяжёлое северное небо не делает пейзаж угрюмым благодаря светлым желтоватым и лиловым бликам на облаках, а также удивительно насыщенному, прозрачному оттенку зелёной бирюзы, в который окрашено море.

На полотне изображён фрагмент скалы, обнажающий слои породы. Они почти монохромные, очень светлые, с тёмной полосой плодородной почвы наверху и бахромой свежей зелёной растительности. Лишь вдали – в месте, где обрыв омывается волнами холодного моря – земля приобретает тёплый абрикосовый оттенок, который выгодно подчёркивает общую холодную цветовую гамму картины. Вдали пейзаж становится более размытым, туманным, что также характерно для импрессионизма. Обрывистые берега утопают в сиреневой дымке и незаметно переходят в те же оттенки сурового северного неба. Только полоса моря с его невероятным «летним» оттенком выделяется на фоне холодных красок, но не создаёт резкого диссонанса. Эти два ярких цветовых акцента значительно преображают и оживляют общее впечатление от пейзажа.

На широком пляже можно увидеть отдельные цветные точки – это гуляющие люди. Хотя они не прописаны детально, их очертания угадываются, можно различить мужчин и женщин. Виден даже крошечный зонтик – обязательный аксессуар дам того времени. Несмотря на кажущуюся небрежность исполнения, картина выглядит цельной и прекрасно передаёт атмосферу морского побережья Нормандии.

Это произведение демонстрирует нам бесспорный дар и талант художника, а также подтверждает, что импрессионистская манера письма ему близка и не является чем-то чуждым, заимствованным. Художник смог соединить французскую воздушность с русской эмоциональностью. Результатом этого уникального сочетания стали великолепные картины, внёсшие значительный вклад в российскую и мировую живопись.

3 картина. «Париж После Дождя»

«Париж После Дождя»
«Париж После Дождя»
  • Дата создания: 1900 год
  • Размеры: 53 х 31 сантиметр
  • Место нахождения: частная коллекция

Эта картина – великолепный образчик живописи стиля импрессионизм. Если стоять очень близко к полотну, нельзя увидеть ничего конкретного, только мешанину энергичных, крупных цветных мазков. Но стоит только отойти подальше, как всё встаёт на свои места и впечатление от картины меняется. Она становится цельным и очень эффектным изображением мокрого ночного Парижа – такого, каким он видится через пелену дождя спешащему по своим делам случайному прохожему. Этот эффект – то самое впечатление, или импрессия, которого и добивались художники-импрессионисты.

Картина выдержана в приятных, прохладных зеленовато-оливковых и желтоватых тонах. Именно таким кажется лунный свет сквозь дождевые потоки. Он заливает весь город призрачным сиянием, растворяя контуры и превращая всё вокруг в декорации сказочной пьесы. На полотне изображён один из парижских бульваров с высокими и пышными деревьями. По мокрой, блестящей от воды дороге бредут прохожие, едут одинокие фиакры, а отяжелевшие от дождя деревья служат оригинальными кулисами. Стоящие за ними дома сливаются с цветом неба, из-за чего кажутся воздушными и совершенно нереальными. Они напоминают собой контуры, вырезанные в лимонном ночном небе. Только светящиеся жёлтым окна придают зданиям объём и выразительность – там живут люди.

На картине всего лишь несколько ярких световых пятен – это луна, слабенькие газовые фонари и блики от них на мокрых поверхностях. Они добавляют выразительности полотну и оживляют его. При полном отсутствии чётких контуров любых предметов и персонажей картина великолепно передаёт общее впечатление, которое оставил ночной Париж после дождя. В этом эффекте и заключается особенность, которой отличается живопись импрессионизма.

Общая колористическая гамма очень нежная, приглушённая. В ней много зеленоватых оттенков. Они передают влажную ночь, тогда как холодные синие и фиолетовые краски отлично подходят для изображения «сухой» ночи. Коровин отлично понимал это, специально введя в свою работу плотный чёрный цвет. Он прекрасно оттеняет нежные жемчужные краски, добавляя в полотно рельефности, выразительности и объёма. Этот приём меняет восприятие картины и делает её более эффектной. Художник много внимания уделял Парижу, он был его любимым городом до самой смерти. Эта любовь явственно чувствуется во всех его картинах, изображающих чудесный город.

4 картина. «Хаммерфест. Северное Сияние»

«Хаммерфест. Северное Сияние»
«Хаммерфест. Северное Сияние»
  • Дата создания: 1894-1895 годы
  • Размеры: 175,6 х 106,7 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Это произведение искусства появилось во время путешествия Коровина в северные земли вместе с одарённым Валентином Серовым. Поездку спонсировал Савва Мамонтов, и она охватывала собой не только русский Север, но и скандинавские государства. Картина была написана в норвежском Хаммерфесте – одном из самых северных городов мира. Холст запечатлел тихий городской пейзаж на фоне волшебного природного явления – северного сияния. Знаменитая «Аврора Бореалис» произвела неизгладимое впечатление на художника, испытавшего влияние со стороны французских импрессионистов.

При беглом взгляде полотно кажется выполненным в приглушённой палитре, но при более детальном рассмотрении обнаруживается, что оно буквально мерцает множеством мелких разноцветных мазков. Таким образом, живописец мастерски передал атмосферу северного приморского города в тёмное время суток. Набережная с лодками и постройки освещены лишь тусклым светом фонарей. Но всё вокруг залито холодным призрачным сиянием Авроры. Оно превращает тёмное небо в захватывающее представление, созданное самой природой.

Даже текстура северного сияния отличается от остальной части полотна, выполненной либо мелкими и прерывистыми, либо крупными переливающимися мазками. Свечение неба, с его зеленоватыми, голубыми и лимонными оттенками, кажется глубоким и невесомым одновременно. Изображение создано длинными и короткими вертикальными мазками, что усиливает игру света и цвета. Северное сияние служит своеобразным фоном всего изображения, привлекая внимание, но, не доминируя над всеми остальными деталями. На картине изображена бухта с домами, расположенными слева и прямо напротив зрителя. На переднем плане холста находится рыбацкая лодка со свёрнутыми парусами и высокой мачтой. Она написана крупными эффектными мазками, содержащими в себе множество цветовых нюансов.

За лодкой, вдоль всего здания слева, находится множество других рыбацких лодок, а на заднем плане творения, на фоне размытых домов, видны острые чёрные вертикальные линии. Это мачты множества лодок, стоящих на якоре и ожидающих выхода в море. Эта картина – подлинный триумф импрессионистских традиций и воплощение мимолётного впечатления, которое произвело на художника величественное северное сияние.

5 картина. «Улица во Флоренции в Дождь»

«Улица во Флоренции в Дождь»
«Улица во Флоренции в Дождь»
  • Дата создания: 1888 год
  • Размеры: 38 х 19 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

В 1888 году Константин Коровин отправляется в большую поездку по Европе. Такое насыщенное путешествие стало возможно благодаря меценату Савве Мамонтову, который собирал вокруг себя неординарных, талантливых личностей. Коровин работал в Частной Опере Мамонтова, оформляя декорации к спектаклям. Своеобразной традицией мецената был вывоз близких по духу и творчеству людей за границу. В Европе Коровин написал целую серию замечательных картин, среди которых и романтичная, выразительная «Улица во Флоренции в Дождь».

Узкие улочки одного из самых красивых городов Италии – Флоренции – представлены русским живописцем в смелой, размашистой технике. Коровин вообще сторонился академизма, называя строгие классические каноны «мертвечиной». Полотно переливается красками в самых смелых сопоставлениях. Неровная дорога улочки, уходящей вглубь картины, блестит влажной поверхностью – скорее всего вот-вот закончился дождь (или ещё идёт). По дороге неспешно едут два закрытых экипажа. Улочка немноголюдна. Можно заметить лишь редкие, будто нахохлившиеся от дождя фигуры прохожих, которые художник не прописывал детально. Вдоль улочки возвышаются дома с задраенными небольшими окнами. Расстояние между ними настолько близко, что кажется, при желании, соседи на противоположных сторонах могут вести беседу, не очень-то повышая голос.

Но не реальная среда, пусть и очень выразительная, а мир ощущений, привлекает зрителя в этой картине Коровина. Своим творческим методом русский художник выбрал импрессионизм, который во главу угла ставил ценность мгновения, изменчивость мира, едва осязаемые чувства и эмоции. Хотя сам мастер противился тому, что его называют импрессионистом, так как считал себя художником, который практикует «чистую живопись». Если детально разглядывать представленное выше полотно, можно заметить, как смело художник сочетает цвета, сопоставляет их, подчёркивает контрасты – углы домов, крыша кареты и так далее. Но стоит отступить несколько шагов назад, все эти детальные контрасты выстраиваются в цельный гармоничный сюжет, полный полутонов и тонко подмеченных нюансов. Фактура живописной поверхности играет и переливается. Несомненно, ценность картины в её колорите. Манера мастера буквально «дышит» свободой – штрих его небрежен и широк, с неровной импульсивной линией.

Что же касается настроения полотна, то оно полностью соответствует основному девизу Коровина – показывать красоту и радость жизни. Вот и неприметный дождливый день у художника распадается на мириады прекрасных капель, которые пролившись на узкую улочку Флоренции, превратили её в прекрасный микромир, полный красок, чистого свежего воздуха и жизни.

6 картина. «Пристань в Гурзуфе»

«Пристань в Гурзуфе»
«Пристань в Гурзуфе»
  • Дата создания: 1914 год
  • Размеры: 89 х 121 сантиметр
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Коровин отличался своими особенными мазками кисти. Они могли быть разными: то сглаженные, то фактурно-выразительные, то плотные. Эта картина была написана в тот период, когда в 1914 году он уехал в Гурзуф. Его очень расстроило несчастье, которое произошло с его семнадцатилетним сыном, после чего он и уехал на побережье. Однако это никак не сказалось на его творчестве. Он искренне считал, что нельзя вносить ноты минора в работы только по причине плохого настроения. Художник был уверен, что люди должны уметь радоваться, несмотря ни на что.

Коровин заявлял, что картины должны нести людям свет и счастье, что видно и на этом холсте. Краски здесь пронизаны светом, а их яркость и сочность преобладают над лёгкостью, которая возникает при взгляде на картину. Всё на ней складывается в удивительные по своей красоте сочетания. На первый взгляд небрежные, очень точные плотные мазки создают ощущение объёмности картины. А кажущаяся неразборчивость объектов на заднем плане творения заставляет домысливать то, чего не видно на картине. Преобладают светлые и яркие цвета, а на воде можно увидеть блики.

Центральным персонажем сюжета является девушка, которая сидит на обычном деревянном стуле на веранде какого-то кафе. Её расслабленный вид и светлое платье говорят нам о том, что она никуда не торопится. В отдалении стоит на причале большой парусник, его светлые паруса, прорисованные крупными мазками, привлекают к себе внимание не меньше персоны молодой женщины в шляпке. На пристани стоит множество народа, возможно, кто-то из них рыбачит, но этого художник прорисовывать не стал.

7 картина. «Неудача»

«Неудача»
«Неудача»
  • Дата создания: 1880-ые годы
  • Размеры: 53 х 35 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина «Неудача» относится к ранним работам Константина Коровина. Созданная ещё 20-летним начинающим живописцем, работа эта, тем не менее, несёт в себе основные признаки стиля будущего зрелого мастера. Это, прежде всего, размашистая манера письма, насыщенные цвета, некая условность в написании деталей, а также явный отход от канонов академизма, которые Коровин считал не просто устаревшими, а неживыми.

Полотно при разборе хочется разграничить на два элемента – пейзаж и человека на фоне пейзажа. Бескрайнее поле, распростёртое до самого горизонта, изображено в эскизной манере в виде плотных динамичных мазков, создающих неровную фактуру. Сочетание зелёного и жёлтого цветов в своём достаточно контрастном, резком сопоставлении создаёт перед зрителем ощущение выжженного палящим солнцем поля. Вторая половина фона отдана небу. Пасмурный небесный простор почти полностью заполнен густыми клубами серых облаков. Невесёлое настроение окружающей природы – лучшая декорация к тому, что произошло с главным героем полотна. Охотник не попал в цель, оставшись ни с чем. Коровин мастерски изобразил растерянность охотника.

Главный герой полотна – это молодой мужчина, одетый в простую, скромную одежду с небольшой охотничьей сумкой на боку. В левой руке он держит ружьё, окончание ствола которого художник нарочно выделяет более светлой обрисовкой. Кажется, вот-вот ружьё стреляло и ещё не остыло, хотя выстрел этот так и не достиг желаемой цели. Коровину не нужно разворачивать незадачливого охотника к зрителю – он и со спины тонко и выразительно изобразил обуявшие чувства героя: растерянность, расстройство, смятение. Очертания его профиля выдают в нём простого сельского человека – грубоватое лицо, небольшой нос, чуть приоткрытый рот. Герой не может не вызывать человеческого сочувствия у созерцателя, ведь можно предположить как долго ходил он в своих высоких сапогах, выслеживая добычу.

Грянул выстрел, но не в цель. И вот руки его уже безвольно опускаются вдоль туловища, небрежно держа ружьё, так что с него свисает погонный тонкий ремень. В своём творчестве Константин Коровин опирался на «чистую» живопись, сторонясь академизма. Если дальнейшие его поиски были направлены, главным образом, на колористику и технику, то здесь мы можем наблюдать за «чистыми» эмоциями. Герой его бесхитростен и прост в проявлении чувств. И невольно хочется разделить его неудачу, положив успокоительно руку на его плечо.

Продолжение художественного искусства кисти Константина Коровина подготовлено для вас на этой странице.