"Весна на Заречной улице" для миллионов зрителей одна из самых любимых картин 50-х годов, которую жители бывшего СССР с удовольствием пересматривают и по сей день. Для меня в моей журналистской судьбе он связан со многими конкретными людьми - металлургами земли Петровской, посвятившими родному металлургическому заводу лучшие годы, которым "ни на что не променять заводскую проходную, что в люди вывела...". О них я обязательно расскажу вам на канале. А сегодня - о любимом фильме, о "Весне на Заречной улице".
Известно, что после режиссёрского факультета ВГИКа Марлен Хуциев работал помощником режиссёра на Одесской киностудии и искал материал для собственного фильма. Его однокурсник и друг Феликс Миронер ещё в студенческие годы написал одноактную пьесу о любви молодого сталевара к учительнице вечерней школы. Но тогда пьеса никуда не пошла, и друзья решили превратить её в сценарий. Директор киностудии однако был крайне недоволен: что режиссёры слишком молоды и неопытны, что сценарий, как ему казалось, сомнительный. Что главный герой Саша Савченко совершал, на его взгляд, слишком легкомысленные поступки, недостойные передовика производства: прогуливал "вечорку", выпивал, залезал в окна и больше думал о любви, а не о работе. Хуциеву удалось убедить, что фильмы должны показывать настоящую жизнь, которая даже у передовиков бывает и за пределами работы.
Фильм «Весна на Заречной улице» стал «балом дебютантов». Его съемки пришлись на период Хрущевской оттепели. Помимо Марлена Хуциева и Феликса Миронера первые работы в кино были у оператора Радомира Василевского и актрисы Валентины Пугачёвой. И первые большие роли для Юрия Белова, Николая Рыбникова, Геннадия Юхтина и Нины Ивановой. В съёмочной группе все были примерно одного возраста, а потому прекрасно понимали друг друга. Работа шла легко и весело, несмотря на то, что съёмки затянулись на три года. Самый старший из съёмочной группы - 30-летний оператор Пётр Тодоровский - за постоянные вечеринки в шутку называл фильм «Без сна на Заречной улице».
Роль передовика производства Саши Савченко досталась уже довольно известному актеру Николаю Рыбникову, который на тот момент был знаком зрителям по таким фильмам, как "Запасной игрок", "Чужая родня". Фамилию Савченко главный герой получил не случайно. Миронер и Хуциев дали ему такую фамилию в честь своего педагога из ВГИКа Игоря Савченко.
Роль Татьяны исполнила никому неизвестная тогда Нина Иванова, которую зрители могли видеть лишь в фильме "Жила была девочка" (1944), где она сыграла главную героиню - девочку по имени Настя, живущую в блокадном Ленинграде. После этого Нина больше не снималась, да и вообще не хотела связывать свою жизнь с кино, пока однажды подруга не попросила ее поучаствовать в короткометражной ленте "Надя", который являлся дипломной работой студентки. Именно в этой короткометражке Иванову и приметил режиссер Марлен Хуциев, и предложил ей сыграть в его "Весне на Заречной улице". Свой выбор он объяснял тем, что Нина Иванова идеально подходит на роль молодой, красивой, но неопытной учительницы. Вообще, в то время Нина училась на медицинского работника и вовсе не думала связывать жизнь с кино.
После премьеры режиссёры стали охотно приглашать её в свои картины, но учительница Татьяна оставалась её самой заметной ролью, и актриса разочаровалась в кино. Она перешла в работу за кадром на киностудии им. Горького, писала сценарии и снимала сюжеты для «Ералаша». А потом
вовсе вернулась в первую профессию и стала медсестрой в больнице. Иванова говорила, что «Весну на Заречной улице» она так и не посмотрела…
По легенде, на съёмках фильма Нина Иванова познакомилась с оператором Радомиром Василевским: вспыхнуло взаимное чувство и решение жить вместе, хотя оператор на тот момент был женат. Василевский признался жене, что полюбил другую, и они с Ивановой переехали в Одессу… Через четыре года Иванова и Василевский сыграли свадьбу, но в браке прожили недолго.
Роль водителя самосвала Юры Журченко досталась актеру Владимиру Гуляеву. Весельчак и балагур, Владимир во время съемок запевал веселые куплеты, которые были отнюдь не из сценария. Но режиссерам настолько понравилась его импровизация, что они решили оставить эту сцену. И несмотря на то, что в фильме Гуляев сыграл по сути отрицательного персонажа, в жизни он был настоящим героем и прекрасным человеком: во время Великой Отечественной войны был летчиком-штурмовиком, а в 1945-м даже участвовал в Параде Победы. К слову, актриса Римма Шорохова, сыгравшая в фильме Алю, на тот момент была законной супругой Гуляева. Правда, через некоторое время после окончания съемок фильма супруги развелись.
Роль инженера Николая Крушенкова досталась Геннадию Юхтину (его настоящее имя - Гений). Правда, изначально ему предназначалась менее значительная роль - подручного сталевара. Но когда режиссеры увидели Юхтина в деле, решили: пусть будет инженером. Кстати, сам Геннадий (Гений) Юхтин не раз говорил, что "Весна на Заречной улице" - любимый фильм с его участием.
Снимать фильм о сталеварах уехали в Запорожье, где были знаменитые на весь СССР металлургические комбинаты. Перед началом работы Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь. Обучал его 23-летний сталевар Григорий Пометун, который к тому времени уже получил звание Почётного металлурга. У мартеновских печей актёр провёл полторы недели, отрабатывая полноценный рабочий день. Рыбников сдружился со своим наставником и после съёмок они общались много лет. Основное действие фильма происходит в Запорожье, а съемочная группа жила в общежитии комбината "Запорожсталь". Но некоторые сцены снимались в Одессе. В качестве городского отдела народного образования, куда в начале фильма Татьяну привезли в кабине грузовика, было использовано здание Одесской областной детской библиотеки. А танцевали герои фильма в Доме культуры алюминиевого запорожского комбината.
Интересный факт: для съемки сцены в цехе комбината "Запорожсталь" не хватало освещения, а осветительные приборы и аппаратура никак не спасали ситуацию. Тогда Марлен Хуциев поговорил со сталеварами, и они с радостью согласились открыть створки печей буквально на пару минут, несмотря на то, что это было нарушением технологического процесса.
Когда отснятую ленту показали худсовету, чиновники обнаружили в ней кучу киноляпов. Так, например, в одной из сцен рукава главного героя то закатаны, то нет. В других сценах номера одного и того же автомобиля сильно различаются. И эта лишь малая часть того, что было замечено в фильме. Сначала режиссеры даже немного перепугались, что из-за недочетов фильм забракуют, сроки поджимали и времени на пересъемки не осталось. Благо, худсовет не стал обращать внимания на мелкие недочеты, которые на сам фильм, в общем, не влияли. В ноябре 1956-го "Весна..." вышла на экраны. И покорила зрителя!
В первый же год фильм собрал 30,1 миллионов зрителей, что было несомненным успехом. Конечно, до первого места среди лидеров 1956 - го ему было далеко, но шестое место по количеству зрительских симпатий было потрясающим результатом. Многим было интересно, чем же завершатся отношения Саши Савченко и Татьяны Левченко, так как картина закончилась многоточием.
Ответом на этот вопрос в 1964-м стал фильм "Легкая жизнь" Вениамина Дорохова. На встрече выпускников педагогического ВУЗа мы вновь можем увидеть Нину Иванову в роли Татьяны Левченко. Но когда произносят ее фамилию, Татьяна уточняет, что теперь она на Левченко, а Савченко. И тогда всем становится понятно, что Саша и Таня поженились. И хоть эти два фильма между собой никак не связаны (кроме Татьяны), эта изюминка получилась просто замечательной.
Спустя много лет, в Запорожье даже поставили памятники главным героям любимого фильма "Весна на Заречной улице".
В 2010 -м фильм сделали цветным (колоризировали), благодаря чему зрители могли ощутить новые эмоции во время его просмотра.
Мелодия знаменитой песни «Когда весна придёт, не знаю» написал композитор Борис Мокроусов еще в 1948-м для спектакля театра им. Вахтангова «Макар Дубрава». Слова сочинил Алексей Фатьянов. Для того, чтобы проникнуться атмосферой фильма, поэт поехал на съёмки и очень переживал, что всё в песне есть - и любовь, и дружба, и романтика, а завода нет. А как его вписать? - он не знал. После долгих раздумий нашлась нужная «заводская проходная», но когда Фатьянов захотел напечатать эти стихи в ежегоднике «День поэзии», ему отказали со словами, что завод и мартеновские печи в лирическом произведении неуместны. По воспоминаниям режиссёра, поэт расстроился до слёз… А зритель принял и полюбил песню! В фильме ее исполнил Николай Рыбников, а на гитаре аккомпанировал тогда ещё начинающий оператор Петр Тодоровский.
По легенде, название улицы - Заречная - придумал автор сценария Феликс Миронер. После того, как фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей, а песни и цитаты ушли в народ, Заречные улицы появились сначала в Запорожье и Одессе, потом в Москве, а сейчас улица с таким названием есть более, чем в 30-и городах бывшего СССР.
Спасибо, что дочитали!
Подготовила Татьяна ГОРОДЕЦКАЯ, фото и факты найдены на просторах интернета
Друзья, приглашаю Вас подписываться на мой канал! Впереди много интересных статей!