Проблема: школа забыла про воспитание личности
Сегодня российская школа превратилась в гонку за баллами ЕГЭ. Учителей и учеников буквально натаскивают на тесты, часто в ущерб воспитательной работе. Даже бывший министр просвещения Ольга Васильева признавала: «духовно-нравственное воспитание не должно подменяться “натаскиванием” к ЕГЭ». Однако в погоне за высокими оценками и рейтинговыми показателями школа все больше теряет свою душу – время на разговор о морали, добре и зле, уважении к окружающим практически не остается.
Образование постепенно превращается в коммерцию. Повсеместно процветают платные подготовительные курсы, репетиторы, бесконечные олимпиады – знания оцениваются как товар. Дети ощущают себя не творческими личностями, а машинками для сдачи экзаменов. Их загружают формулами и фактами, но не учат быть хорошими людьми. Уходит на второй план всё: культура общения, эмпатия, трудовое воспитание, понятия совести и ответственности. В результате мы рискуем получить поколение отличников по тестам, но потерянных в реальной жизни – без морального стержня и уважения к закону.
Почему это опасно? Потому что отсутствие внимания к воспитанию характера и ценностей напрямую сказывается на уровне преступности в обществе. Подросток, который не усвоил в школе границы дозволенного, не проникся понятиями добра и зла, легко может пополнить печальную статистику правонарушений. Сегодня новости пестрят сообщениями о буллинге, агрессии среди молодежи, пренебрежении законами. И хотя причины сложны и многогранны, корни во многом уходят в школу, где упущено главное – воспитание человека и гражданина.
Опыт Китая: уроки дисциплины и нравственности со школьной скамьи
Можно ли повернуть эту ситуацию вспять? Опыт других стран подсказывает: да, если вернуть образованию воспитательную функцию. Показателен пример Китая, который за последние 10–15 лет провел масштабные школьные реформы, сделав ставку на дисциплину и нравственное развитие молодежи. Сегодня китайские школы воспитывают не только знатоков формул, но и законопослушных, патриотичных граждан. Что же изменилось?
- Патриотическое воспитание и дисциплина с детства. Каждое утро в школах Китая начинается с поднятия государственного флага и гимна, прививая детям чувство гордости за страну. Уроки включают идеологические беседы о ценностях общества. Например, в одной пекинской школе малыши в форме отрабатывают строевой шаг, салютуют солдатам и учатся собирать макеты оружия – так они “культивируют патриотизм, любовь к армии и организационную дисциплину” с малых лет. В старших классах введена обязательная начальная военная подготовка – учебные лагеря, где подростки осваивают основы строевой, выносливость и командный дух. Министерство обороны КНР в 2023 году потребовало, чтобы в начале каждого учебного года в школах проводились уроки обороны, «внушая глубокое чувство патриотизма, уважения к армии и ответственности за национальную безопасность». Дисциплина в китайской школе – не пустой звук: строгий распорядок дня, единая форма, уважение к учителям и правилам прививаются постоянно.
- Нравственность и труд – в программе наравне с точными науками. В 2019 году в Китае вышли новые государственные рекомендации по образованию, которые назвали нравственное развитие приоритетом №1. Школьников теперь учат не только писать тесты, но и быть честными, трудолюбивыми, уметь работать в коллективе. Учебный план включает изучение основ этики, культуры поведения, ценностей. В классных часах обсуждаются понятия справедливости, добра, уважения к старшим. Более того, возрождается уважение к физическому труду: школьников привлекают к общественно полезным делам. Например, в ряде школ появились учебные участки для сельского хозяйства, куда дети выезжают учиться выращивать растения, работать руками. Трудовое воспитание перестало быть пережитком прошлого – его считают необходимым для формирования характера. За последние годы китайские школы усилили и физическое развитие детей: без достаточного уровня физкультуры теперь не выдадут аттестат – каждому ученику нужно сдать нормативы, выучить 1–2 спортивных навыка. Эти меры призваны воспитать гармоничную личность, а не загнанного зубрилу.
- Школа и полиция: союз во имя закона. Одно из нововведений Китая – тесное сотрудничество школ с правоохранительной системой в воспитании правовой грамотности. В каждой школе назначаются специальные «заместители директора по法治 (верховенству закона)» – офицеры полиции, судьи или прокуроры, курирующие уроки правоведения. Это не разовая акция, а система: по данным Министерства образования КНР, на конец 2021 года более 13 000 судей были закреплены за 15 000 школ, около 40 000 прокуроров работали с 77 000 школ, а свыше 300 000 полицейских участвовали в воспитательной работе с учащимися. Они проводят занятия, где школьникам разъясняют законы, рассказывают об ответственности за правонарушения, учат уважать правила. Фактически в каждой начальной и средней школе теперь есть представитель правопорядка, который с ранних лет направляет детей на праведный путь. Это прямая профилактика преступности: подросток, знающий закон и лично знакомый с полицейским наставником, дважды подумает, прежде чем нарушить порядок.
На фото: китайский полицейский проводит урок безопасности в начальной школе. Подобные уроки стали частью системы образования – детей учат дорожным правилам, нормам поведения и доверительному отношению к правоохранителям. Это приносит ощутимые плоды: взаимопонимание между молодёжью и полицией растёт, закон уже не воспринимается школьниками как нечто абстрактное или враждебное.
- Отказ от культивирования “роботов для экзаменов”. Примечательно, что Китай, славящийся сложнейшим экзаменом Гаокао, тоже столкнулся с проблемой заучивания в ущерб развитию личности. Ответом стала политика снижения учебной нагрузки и борьбы с репетиторским бизнесом. В 2021 году правительство ввело так называемую политику «двойного снижения»: запретило коммерческие кружки и платные занятия по школьным предметам. Цель – убрать чрезмерную коммерциализацию образования и одержимость баллами, вернуть детям детство и время на всестороннее развитие. Школам предписано не гнаться за рейтингами любой ценой: запрещено публиковать рейтинги успеваемости, устраивать чрезмерно частые контрольные, требовать от родителей невыполнимой помощи. В Китае открыто признали: «одержимость оценками» мешает воспитанию личности, и стали с этим бороться. Так страна переориентирует систему образования с узкого фокуса на экзамены – на формирование полноценного гражданина.
Результат: одна из самых безопасных стран мира
Плоды китайских реформ сказались на обществе весьма быстро. Уровень преступности среди молодежи и в целом по стране заметно снизился. Согласно официальным данным, число тяжких насильственных преступлений (убийства, разбои, похищения) в Китае упало с 162 000 случаев в 1999 году до 61 000 в 2023 году – колоссальное снижение более чем в два с половиной раза. В том числе значительно сократилась преступность среди несовершеннолетних: по данным Верховной прокуратуры КНР, в 2019 году к уголовной ответственности привлекли 61 295 несовершеннолетних, тогда как в 2014 году таких случаев было более 75 000. Особенно отрадно, что уменьшается подростковое насилие и травля: китайские отчеты отмечают, что уровень самых жестоких преступлений среди молодежи и случаи буллинга неуклонно падают. Юные граждане, воспитанные в атмосфере дисциплины и уважения к закону, гораздо реже вступают на скользкую дорожку.
Сегодня Китай открыто заявляет о себе как о практически беспрецедентно безопасном обществе. Официальный уровень убийств в стране снизился до 0,5 на 100 000 человек – это почти в десять раз ниже среднемирового показателя и одного из самых низких в мире. 85% преступлений теперь составляют мелкие правонарушения, за которые назначается менее 3 лет тюрьмы, а доля тяжких насильственных деяний сократилась до мизерных 3,9% (для сравнения: в 1999 году было 25%). Китайская Академия социальных наук отметила, что страна вышла в лидеры по низкому уровню преступности и высокому ощущению безопасности граждан. По опросам, почти 99% населения чувствуют себя в безопасности на улицах и в своем городе – еще десять лет назад этот показатель был около 87%, прогресс очевиден. Такие результаты впечатляют: всего за одно поколение Китай превратился из страны с серьезными криминальными проблемами в государство, где «один из самых низких уровней преступности и самый высокий уровень чувства безопасности в мире».
Конечно, нельзя все заслуги приписать лишь школе – сыграли роль и экономическое развитие, и усиление полиции, и другие меры. Но фундамент был заложен именно в системе образования. Воспитывая законопослушность, мораль и патриотизм с детства, Китай вырастил поколение, которое гораздо реже преступает черту. Молодые люди, впитавшие уважение к порядку, не склонны решать конфликты ножом или идти на кражу – у них сработают внутренние моральные стоп-сигналы, заложенные школой и семьей. Общество выиграло: улицы стали спокойнее, соседи – доверять друг другу, государство – тратить меньше сил на борьбу с преступностью.
Нельзя жить прошлым – строим новое нравственное образование
Некоторые скажут: в Советском Союзе тоже была мощная воспитательная составляющая, может, просто вернуть «как при СССР»? Да, в советской школе уделяли огромное внимание формированию гражданина – пионерия, труды, коллективизм, идеалы. Но напрямую скопировать прошлое не выйдет. Того поколения уже нет, современные дети не знают, что такое пионерский галстук или тимуровцы, и другие реалии 50-летней давности им чужды. Воспитание должно идти в ногу со временем. Нам нужно создавать новую систему на основе вечных ценностей, но говорить с детьми на современном языке. Китай, кстати, тоже опирается не только на коммунистическую идеологию, но и на традиционные конфуцианские ценности, адаптируя их к сегодняшнему дню.
Россия может и должна извлечь уроки. Снижение преступности нужно начинать со школьной скамьи. Это не быстрый путь – вложившись в воспитание детей сейчас, плоды мы увидим через годы. Зато это будут прочнейшие плоды: законопослушное, ответственное поколение, для которого совершить преступление немыслимо так же, как поджечь родной дом. Чтобы этого достичь, необходимы системные шаги: пересмотр школьных программ в пользу воспитания нравственности, ввод специальных часов общения о морали и обществе, поощрение инициатив вроде школьных отрядов добровольцев, возрождение уважения к учителю. Ключевую роль сыграет и статус самого педагога – наставника по жизни, а не только лектора по предмету. Ему нужно вернуть утраченное уважение, поднять престиж профессии, дать достойную оплату труда и поддержать всеми ресурсами, ведь на его плечах самая ценная миссия – лепить из детей Человека.
В конечном счете, безопасность на улицах начинается в школьном классе. Если мы хотим видеть нашу страну сильной, безопасной, культурной – заложим эти качества в наших детях с детства. Давайте перестанем растить ходячие калькуляторы и начнем воспитывать граждан с сердцем и совестью. Дети – это будущее страны. И если мы хотим видеть сильную, безопасную, культурную Россию — начинать нужно со школьной скамьи. А учителю — вернуть уважение, достойную оплату и смысл его миссии.
________________________________________________________________________________________
SEO-слова воспитание в школе, преступность среди подростков, школьная дисциплина, китайская система образования, реформа образования, ЕГЭ и мораль, школьные ценности, духовно-нравственное воспитание, патриотизм в школе, школьная программа, дети и преступность, профилактика правонарушений, роль учителя, образование в Китае, школа будущего, дети не роботы, как снизить преступность, школьные реформы, проблемы ЕГЭ, культура поведения, уроки совести, агрессия в школе, роль родителей, уважение к закону, зачем нужно воспитание, мораль в образовании, дети — будущее страны, ответственность за воспитание, реформы образования в России