Найти в Дзене
Ваш дошкольник

Конспект занятия по изоискусству в старшей группе «Путешествие в мир искусства»

Программное содержание: Материал: оформление выставочного зала - художественные картины, скульптуры малых форм, фотографии монументальной скульптуры, иллюстрации книжной графики, плакаты, открытки, изделия народного декоративно-прикладного искусства; дидактические игры; акварельные краски, гуашь, объёмные изделия для росписи, кисти, пластилин, карандаши, штампы и др. Ход занятия Педагог. (П.). Ребята, сегодня мы с вами «окунёмся» в «мир искусства». А кто из вас знает, что значит «мир искусства»? Дети. Это музыка, театр, танцы, кино, картины…. П. Мир искусства очень богат и разнообразен, он источник радости и красоты. Это величайшая сила, которая делает человека лучше, добрее, благороднее и красивее. Я нисколько не сомневаюсь, что сегодня здесь, собрались настоящие ценители и знатоки искусства. Поэтому я приглашаю, вас, отправится в выставочный зал. Это место, где можно увидеть, познакомиться, соприкоснуться с разными видами искусства. В нашем городе есть выставочный зал, где можно увид
Оглавление

Программное содержание:

  • пробудить в детях интерес и эмоциональную привязанность к миру искусства;
  • уточнить и закрепить знания детей об изобразительном искусстве, его видах и роли в жизни человека;
  • обогащать представления о выразительных средствах произведений изобразительного искусства (картины, иллюстрации, скульптуры, изделий декоративно-прикладного искусства);
  • содействовать обогащению словарного запаса в процессе знакомства с изобразительным искусством;
  • развивать творческую активность, воображение и познавательные способности через занятия изобразительным искусством;
  • содействовать дальнейшему развитию средств выразительности детского рисунка, освоению правил декора (в декоративном рисовании), поощрять самостоятельный выбор детьми способов создания предметных, сюжетных композиций;
  • закрепить правила поведения в выставочном зале;
  • воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материал: оформление выставочного зала - художественные картины, скульптуры малых форм, фотографии монументальной скульптуры, иллюстрации книжной графики, плакаты, открытки, изделия народного декоративно-прикладного искусства; дидактические игры; акварельные краски, гуашь, объёмные изделия для росписи, кисти, пластилин, карандаши, штампы и др.

Ход занятия

Педагог. (П.). Ребята, сегодня мы с вами «окунёмся» в «мир искусства».

А кто из вас знает, что значит «мир искусства»?

Дети. Это музыка, театр, танцы, кино, картины….

П. Мир искусства очень богат и разнообразен, он источник радости и красоты. Это величайшая сила, которая делает человека лучше, добрее, благороднее и красивее.

Я нисколько не сомневаюсь, что сегодня здесь, собрались настоящие ценители и знатоки искусства. Поэтому я приглашаю, вас, отправится в выставочный зал. Это место, где можно увидеть, познакомиться, соприкоснуться с разными видами искусства.

В нашем городе есть выставочный зал, где можно увидеть разные произведения искусства. Кто из вас, с родителями, посещал выставочный зал в нашем городе?

(Ответы детей.)

П. А сегодня такой выставочный зал открывается в нашем детском саду. Вы хотите посетить его?

Волнуемся немного

Всегда, так в первый раз

Что ждёт нас за порогом?

Кто встретит нас сейчас?

П. Ребята, а кто в музеях, в выставочных залах рассказывает посетителям об экспонатах, которые там находятся.

Дети. Экскурсовод.

Мы открываем двери

Тихонечко. И вот.

Встречает у порога

Нас экскурсовод.

Идём по залам, не спешим

И слушаем рассказ.

Давайте вспомним правила поведения в музее, выставочном зале.

Дети. В музее, выставочном зале нельзя шуметь, кричать, баловаться, громко разговаривать и внимательно слушать рассказ экскурсовода.

П. Мы отправляемся в первый зал живописи.

Слово «Живопись» произошло от двух слов «живо» и «писать». Кто же создаёт этот удивительный мир. Как вы думаете?

Дети. Художники.

П. На холсте, на стене, на бумаге средствами живописи воссоздаётся реальный мир с его глубиной, объёмом, цветом, светом, воздухом. Назовите основные выразительные средства живописи?

Дети. Цвет и композиция.

П. С помощью цвета художник может выразить разнообразные чувства: радость, грусть, тревогу, беспокойство или умиротворение.

Композиция — это то, как художник строит картину, размещая элементы на холсте. Она включает в себя выбор полотна, расположение планов «близко» и «далеко», а также замысел автора.

В живописи существует множество жанров. Какие жанры живописи вы знаете?

Дети. Пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись.

П. А сейчас мы с вами поиграем, и вы немного расскажите о жанрах живописи.

Я предлагаю вам несколько игр.

Дидактическая игра «Реставратор». Это человек, который обновляет картины, даёт им новую жизнь и поэтому в нашем современном мире мы можем познакомиться со старинными полотнами.

Игра «Составь натюрморт». Ребята, вы должны составить натюрморт и дать название своей картине.

Игра «Узнай силуэт». Вам необходимо узнать силуэт животного и правильно разместить его на картине.

Беседа после выполнения игры.

П. К какому жанру живописи относиться ваша картина? Почему мы говорим, что это пейзаж (изображена природа)? Как назвали вы свою картину? Почему вы дали ей такое название?

Я вижу, что на вашей картине изображены животные. К какому жанру относиться эта картина? (Анималистический жанр).

П. Художники, работающие в этом жанре называются анималистами.

А теперь я предлагаю поиграть в следующую игру — «Портрет», и каждый из вас сможет изобразить свой портрет. Главное в портрете — лицо (глаза, губы). Именно оно отражает духовный мир человека.

П. Итог игры: портрет является самым сложным жанром изобразительного искусства, но вы прекрасно справились с этим заданием.

Я приглашаю вас в следующий зал — графики.

Графика — это один из видов изобразительного искусства. В этом зале мы можем познакомиться с иллюстрациями из книг (книжная графика), открытками, афишами, фантиками. Графические работы чаще всего выполняются на бумаге. Назовите основные выразительные средства графики?

Дети. Линии, штрихи, точки, пятна.

П. Если художник-живописец пишет свои картины маслом, то художник-график рисует акварельными красками. Какой ещё изобразительный материал используют художники?

Дети. Карандаши, уголь, перо, мелки, сангина.

П. В графическом изображении чётко виден контур рисунка — он заштрихован или затушёван. Часто контур прорисовывается чёрной линией. Вы любите работать с раскрасками? Чем вы пользуетесь?

Дети. Карандашами, фломастерами, мелками.

П. В это время вы работаете как художниками-графиками.

Дидактическая игра «Превращение линий»

Итог игры: линии помогли нам рассказать о том, что делает герой (стоит, бежит, ползает, сидит, читает), что он чувствует, какой он (добрый, злой, хитрый, хвастун, сердитый).

А сейчас перед нами открываются двери зала скульптуры.

Скульптура делится на несколько видов: монументальная, станковая, скульптура малых форм, рельеф.

Какие средства выразительности скульптуры вы знаете?

Дети. Объём, материал, поза (движение).

П. Какой материал использует художник-скульптор.

Дети. Глина, камень, кости, дерево.

П. В своих работах скульпторы стараются передать нам всё то прекрасное, что они сами заметили.

В нашем городе мы можем познакомиться с монументальной скульптурой — это памятники великим людям или историческим событиям. Как правило, они строгие, величественные, выразительные. Какие памятники в нашем городе вы видели?

(Дети отвечают.)

П. Станковая скульптура, как правило, представлена портретами. Его главная задача — передача образа человека.

В нашем выставочном зале вы можете увидеть скульптуры малых форм — это фигурки небольшого размера, которые выполнены из дерева, фарфора, глины.

К скульптурам малых форм относятся и некоторые виды игрушек, изображающие животных и людей. Они используются в быту для украшения интерьера.

П. Вы хотели бы ненадолго стать скульпторами.

Подвижная игра «Скульптор»

Ровным кругом друг за другом

Мы идём за шагом шаг,

Раз, два, три

Скульптуру (животного, человека, спортсмена) лепи.

Дети выполняют фигуры, а воспитатель комментирует.

П. Я приглашаю вас в зал декоративно-прикладного искусства.

Здесь всё так восхищает глаз

И производит впечатление.

Притягивают как магнитом нас

Народных мастеров творения.

В этом зале мы можем познакомиться с изделиями народных мастеров.

Рассмотрите их с начала

И скорее назовите

Из какого материала

Для чего нужны — скажите.

Дети самостоятельно рассматривают изделия.

П. Назовите изделия, которые вам знакомы, из какого материала они выполнены.

Как называются изделия выполненные из глины? (Керамика или керамические).

Как можно использовать соломенные изделия, что с ними можно делать? (Украшать помещение, использовать как хлебницы, конфетницы, шкатулки для хранения мелких предметов, дарить в качестве сувениров.)

Ребята перед вами тканые изделия, их изготавливают из разных ниток на специальном ткацком станке. И люди, которые занимаются этим ремеслом называются ткачами или ткачихами.

П. Наша выставка богата изделиями разных народов. И перед вами предметы дымковских, городецких, гжельских мастеров. Неповторима и разнообразна роспись этих изделий. Эти узоры мы можем увидеть не только в предметах быта, но и в одежде.

Я предлагаю вам дидактическую игру «Наряди куклу» (дети подбирают одежду кукле в соответствии с разными видами росписи: белорусский растительный и геометрический орнамент, хохлома, городецкая, дымковская росписи. Выполнив задание, дети под музыку проходят и показывают наряды кукол, педагог комментирует показ).

Ярким ковром вдруг цветы оживают,

Юбку, рубаху они украшают.

П. Вашему вниманию предлагается наряд, украшенный белорусским геометрическим и растительным орнаментом.

Дымковский мастер платье раскрасил,

Точками, кольцами фигуру украсил.

Умелые руки создали чудо.

Изделия из Дымки узнают повсюду.

Роспись хохломская, словно расписная,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий.

Всех чудесней Хохлома.

Гжельскую голубизну небесную,

Что сердцу так мила.

Кисть мастера на платье

Легко перенесла.

Не встретите на свете вы красоты такой,

Наряды городецкие нас восхищают вновь.

Итог игры. Ребята вы правильно нарядили кукол и показали нам разные виды декоративной росписи.

П. Вот мы и рассмотрели все экспонаты нашего выставочного зала. А вы хотели бы оставить свои работы на нашей выставке? Вы можете пройти в любой понравившийся вам зал. В ларце находится необходимый материал для выполнения ваших работ.

Дети самостоятельно выполняют задания: рисуют, лепят, расписывают. Анализ работ.

Итог занятия

П. Ребята, вам понравилась экскурсия в нашем выставочном зале?

Вы сегодня были молодцы, помогали экскурсоводу и показали хорошие знания о разных видах искусства.

Нам в выставочном зале были рады

И расставаться было грустно.

Теперь мы знаем здесь живут —

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА!