Найти в Дзене
Анна Krzyzewska Иванова

Иерусалим. Старый город и Храм Гроба Господня.

Город Иерушалаим был завоеван царем Давидом три тысячи лет назад. И здесь царь Соломон, сын царя Давида, построил свой первый храм. А для христиан вот уже две тысячи лет Иерусалим - святой город страстей Христа и его Вознесения. Фото 38 Вид на Иерусалим с Масличной горы Святые места находятся все в Старом городе, окруженном средневековой крепостной стеной, почти не изменившейся с XVI века. В 1538 году при османском султане Сулеймане вокруг города Иерусалима были возведены мощные крепостные стены, массивные, высокие, толщиной до пяти метров, их окружают 35 башен. Сегодня Старый город - обнесённый стенами район города, но вплоть до 1860 года это и был весь Иерусалим. Еще во времена царя Давида город состоял из Храмовой горы и ее окрестностей. Шло время, город разрастался. Сегодня в него можно войти через несколько ворот: Львиные, Сионские, Яффские и Дамасские. Дамасские ворота- главные ворота мусульманского квартала Старого города Иерусалима, и, наверное, самые красивые и лучше всего сох

Город Иерушалаим был завоеван царем Давидом три тысячи лет назад. И здесь царь Соломон, сын царя Давида, построил свой первый храм. А для христиан вот уже две тысячи лет Иерусалим - святой город страстей Христа и его Вознесения.

Фото 38 Вид на Иерусалим с Масличной горы

Святые места находятся все в Старом городе, окруженном средневековой крепостной стеной, почти не изменившейся с XVI века. В 1538 году при османском султане Сулеймане вокруг города Иерусалима были возведены мощные крепостные стены, массивные, высокие, толщиной до пяти метров, их окружают 35 башен. Сегодня Старый город - обнесённый стенами район города, но вплоть до 1860 года это и был весь Иерусалим. Еще во времена царя Давида город состоял из Храмовой горы и ее окрестностей. Шло время, город разрастался. Сегодня в него можно войти через несколько ворот: Львиные, Сионские, Яффские и Дамасские.

Дамасские ворота- главные ворота мусульманского квартала Старого города Иерусалима, и, наверное, самые красивые и лучше всего сохранившиеся до наших дней. Отсюда в прошлые века вела дорога на столицу Сирии Дамаск, этим и объясняется их современное название.

Фото 39 Дамасские ворота

-2

За воротами находится небольшая площадь, с которой по улице Давида легко дойти до Храма Гроба Господня. Отсюда же можно свернуть в Армянский квартал и дойти до Храмовой горы со Стеной Плача.

На Храмовой площади, расположенной на горе Мория, доминирует мечеть Аль-Акса и Купол Скалы. Говорят, что именно здесь, на горе Мория Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, но Бог отвел его руку. По преданию, на горе Мория царь Соломон и выстроил свой первый великий Храм, который в последствии был разрушен Вавилонским царем Навуходоносором, что произошло в 586 г. до н.э.

В начале христианской эры при царе Ироде был выстроен новый Храм необыкновенной красоты, который упоминается в Евангелии и который видел и Иисус. И снова храм был разрушен, уже в 70-х годах н.э. Лишь спустя 600 лет мусульмане построили на этом месте мечеть Аль-Акса и Купол Скалы.

Фото 38 Вид на Иерусалим

-3

Тем, кто интересуется историей не стоит пропускать, Город Давида в Иерусалиме, ведь это самое сердце первого израильского государства. Три тысячи лет назад царь Давид, тот, что победил великана Голиафа, отвоевал у местных племен их главный город. Царь Давид задумал выстроить здесь новый город, построил себе дворец и разбил сады. Но, несмотря на крепкие стены, спустя несколько веков город не устоял под натиском вавилонян и был разрушен.

Сегодня на этом месте ведутся раскопки и находится археологический парк с руинами древнего города Иевиуса, позже ставшего Иерусалимом. Здесь интересно побродить среди зданий, возраст которых две-три тысячи лет, а также пройтись по одному из древних каналов. Всего их два- Ханаанский, более древний, узкий и пересохший, и канал царя Иезекии, широкий и все еще заполненный водой. Каналы или туннели были призваны обеспечивать город водой.

Фото 39 Руины древнего города царя Давида

-4
-5
-6

И наконец, главное место паломничества, одно из самых почитаемых мест в христианском мире - Храм Гроба Господня. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как Храм Гроба Господня, находится в самом сердце Старого города. Согласно преданию, восходящему к IV веку, стоит на том месте, где, по Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос.

Вместо главного алтаря в центре храма - грот под балдахином, внутри грота, внизу под землей - Гробница Иисуса Христа. Согласно Евангелию, тело Иисуса было погребено в пустой, ранее не использованной гробнице, которая была вырублена в скале, находившейся на земле Иосифа Аримафейского, около сада, близкого к Голгофе, за пределами городской стены старого Иерусалима. Иосиф Аримафейский, веря, что Иисус был Мессией, предложил предназначенную для себя гробницу для погребения Иисуса.

Согласно указу 1852 года, заботу о храме Гроба Господня разделяют шесть Христианских конфессий: Греческая православная, Армянская апостольская, Римско-католическая, Коптская, Эфиопская и Сирийская православные церкви. Церковь Гроба Господня является также резиденцией Греческого православного Патриархата Иерусалима.

Многие ученые считают, что вероятнее всего Церковь Гроба Господня является подлинным местом, где был распят и похоронен Иисус. Христианская традиция с IV века придерживается именно этой версии. Это помещает место страданий Христа и его погребения в пределы Старого города Иерусалима, обнесенного крепостными стенами лишь в XVI веке Османской империей.

Есть и альтернативный взгляд на исторические события. И мне ближе версия с городом, носящим имя византийского императора, узаконившего Христианство, городом, который называли во все времена Новым Иерусалимом, городом, осажденным и павшим под натиском Османской империи. Имя его Константинополь, и это снова удивительным образом возвращает нас в IV век, время распространения учения Христа. Может, истина спрятана в старых названиях, а напутали историки с местом?

Тем более, что сам Храм Гроба Господня был разрушен и восстановлен ​​с фундамента лишь в XII веке, дважды потом перестраивался в средние века, а нынешний его вид датируется 1810 годом.

Но я менее всего хотела бы задевать чувства верующих, и сама ехала сюда поклониться святыням, как в паломничество. Знания не входят в противоречия чувствам, и вера не уменьшится, не изменится от того, какие стены окружают святое место. Вера не имеет и не должна иметь отношения к славе города. У нынешнего Иерусалима все равно своя древняя история. И для большинства христиан этот храм – величайшая святыня на земле.

Первая церковь Гроба Господня была заложена св. царицей Еленой, матерью византийского императора Константина в 335 году. Помимо Гроба Господня, в состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы и место обретения Животворящего креста. Храмовый комплекс существовал без изменений до захвата в 614 году Иерусалима персами, в результате которого храм был сильно поврежден.

В 637 году Иерусалим был снова осажден, халифом Умаром. Патриарх Софроний сдал город после заверения мусульман о заключении мирного договора о том, что ни сами христиане, ни основные христианские святыни Иерусалима не пострадают. Но в 1009 году новый халиф Аль-Хаким, разрушил полностью храм Гроба Господня, начались массовые убийства христианского населения Иерусалима и разрушение христианских святынь и в городе и окрестностях.

Когда новость о разрушении храма Гроба Господня достигла Европы, она послужила одним из поводов к началу Крестовых походов. Отвоевав святой город Иерусалим, в середине XII века крестоносцы с размахом отстроили храм в величественном романском стиле. Основной заботой крестоносцев было возведение новой Великой церкви. Сооружение имело план в виде Т-образного креста с многочисленными приделами.

Можно сказать, что в нынешнем виде здание сохранилось, как было построено крестоносцами в 1149 году после завоевания Иерусалима. Но с тех пор оно несколько раз реконструировалось. Уже в 1400 году храм был украшен двумя куполами, а в 1510 году храм насчитывал 20 алтарей. Но землетрясение 1545 года опять повредило Базилику и колокольню.

В 1555 году монахи-францисканцы занялись расширением храма и созданием внутреннего убранства. Работы по реставрации и улучшению храма продолжались до 1719 года, и в новом виде храм простоял до 1808 года, когда в результате пожара он сгорел практически полностью. На этот раз средства были собраны православными верующими, которые с громадными издержками смогли восстановить Храм, хоть и не в былом великолепии.

Храм Гроба Господня, безусловно, является одной из главных достопримечательностей Святой земли, священным местом для христиан, куда каждый год, особенно в день Пасхи, стекаются миллионы паломников. Поток верующих и туристов из всех стран мира не иссякает, каждый день здесь собираются толпы людей, которые приходит увидеть храм и ощутить святость этого места.

Фото 40 Храм Гроба Господня

-7
-8
-9

Храм включает в себя Голгофу (Кальварию), где был распят Иисус, а также место его погребения. Внутри церкви, прямо у входа находится Камень Помазания, где здесь тело Спасителя готовили к погребению после снятия с креста. Гробница Христа находится в часовне (кувуклии). Перед ней- придел Ангела, где находится камень, отваленный от входа в гробницу. Ежедневно здесь проходят церковные службы.

Место, безусловно, намоленное, это ощущается в атмосфере, в воздухе храма, это читается на лицах людей, безмолвно и задумчиво стоящих часами в очереди, чтобы увидеть, ощутить святость, прикоснуться к чуду. Этим святым духом проникаются все, без исключения, и паломники, приближающиеся к святыне с молитвами, и даже праздные туристы, которые здесь вдохновляются на тишину, перестают щелкать фотоаппаратами и вдруг задумываются. Некоторые, возможно, даже впервые, начинают думать о своей жизни, искать в ней смысл, другие проникаются страданиями человека, который, будучи сыном Бога, мог отказаться от них, но выбрал этот жертвенный путь осознанно во имя спасения людей. Кто-то невольно будет примерять к сегодняшнему дню, думать о нынешних героях, жертвующих самым дорогим у человека, жизнью, во спасение других жизней.

И чем ближе подходишь к гробнице, тем сильнее чувствуешь, как все эти мысли буквально заполняют пространство храма. Приближаясь, многие уже не могут сдержать слез. И это необязательно верующие до фанатизма, это обычные люди, которые всю жизнь занимаются обычными делами, работой, заботятся о пропитании семьи. Но здесь, стоя у гроба Господня, они приобщаются к такому величию, соприкасаются со святынями и с самыми началами нашей истории, истории Христианства, что сила воздействия заставляет и сострадать, и размышлять, и благодарить. Кто-то приходит просить, испрашивать чуда. Нет, у меня не получилось так, мне хотелось в тот момент только благодарить.

Благодарить за чудо самой жизни, и собственной, и моей семьи, и за чудо, что человечество выжило, и продолжает жить, что люди не поубивали друг друга из-за бренных ценностей, и, после каждой распри, каждой войны, ценой неимоверного страдания, словно заново вспоминая о Боге, приходят к миру.

Ведь все Христианство проникнутой одной идеей – да возлюбите вы друг друга, наконец, да пощадите вы и жизни, и чувства других людей! Да любите вы не только себя, но и всех, кто близок, и своих родителей, и свою семью, и даже тех, кто далек, и соседей своих, позвольте им жить, пусть по- другому, не мешайте! Не разрушайте, что построено, не сотворяйте, не выдумывайте себе разных богов и кумиров, чтобы не ссориться из-за того, чей сильнее.

Прекрасные идеи, и нет, наверное, человека, который бы с ними не согласился. Но почему же так трудно человечество следует им, почему же так редко мы эту любовь встречаем и воплощаем в жизни…

Не знаю, как сейчас, но во время моего посещения, к гробнице можно было не только подойти, но и зайти в часовню внутрь. Для этого, безусловно, потребуется склонить голову в глубоком поклоне. Тем, кто привык возвышаться, придется смириться, а чтобы прикоснуться к святыне, даже встать на колени – глубоко под землю, в нишу склепа иначе не спуститься. Так что тем, кто был преисполнен сознанием собственного величия, будет также трудно, как верблюду войти в игольное ушко. Но те, кто смиренны духом, будут вознаграждены- духовной поддержкой, помощью Божией, благословением свыше. Выбор ведь всем дан.

Со всей искренностью, да, у меня тоже навернулись слезы. Само место такое, невероятно оставаться без эмоций, приближаясь к гробнице Христа, поднимаясь на Голгофу. Ведь невольно все сцены мученичества проходят пред глазами. Невероятная несправедливость людей, которые сотворили это…

Несколько лет назад, когда я была в Храме, на Голгофу тоже можно было подняться, или прикоснуться, постоять рядом. Говорят, что из-за огромного количества людей, прибывающих в Храм, ее пришлось закрыть стеклом. Я не поднималась, посчитав для себя недостойным, но прикоснулась и постояла рядом с молитвой.

Фото 41 Интерьер Храма Гроба Господня

-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17

Почти все фото авторские, некоторые взяты из свободного доступа в интернете.

Продолжение следует.

Иерусалим, январь 2010