Непрозрачный процесс, являющийся частью стратегии консерваторов по изменению либерального уклона элитных университетов, перевернул высшее образование.
Майкл С. Бендер, Алан Блиндер и Джонатан Свон
14 апреля 2025 г.
Заканчивая обед в частной столовой за пределами Овального кабинета 1 апреля, президент Трамп выдвинул поразительное предложение: что, если правительство просто отменит каждый доллар из почти 9 миллиардов долларов, обещанных Гарвардскому университету?
Кампания администрации по искоренению идеологии «пробуждения» из университетских городков уже вынудила Колумбийский университет заключить сделку. Теперь Белый дом присматривался к старейшему и богатейшему университету страны.
«А что, если мы никогда им не заплатим?» — небрежно спросил г-н Трамп, по словам человека, знакомого с разговором, который говорил на условиях анонимности, чтобы описать частную дискуссию. «Разве это не было бы круто?»
Этот момент подчеркнул агрессивный, ситуативный подход, продолжающий формировать одну из самых важных политик новой администрации.
Г-н Трамп и его главные помощники контролируют огромные суммы федеральных исследовательских денег, чтобы изменить идеологический уклон системы высшего образования, которую они считают враждебной консерваторам и нацеленной на увековечение либерализма.
Их усилия были подкреплены протестами в кампусах против реакции Израиля на террористическую атаку ХАМАС в октябре 2023 года, демонстрациями, во время которых еврейские студенты иногда подвергались преследованиям. Вскоре после вступления в должность г-н Трамп сформировал Целевую группу по борьбе с антисемитизмом, которая проверяет ведущие университеты на предмет потенциальных нарушений гражданских прав и служит отправной точкой для давления на школы с целью пересмотреть свою политику.
Он поддерживается влиянием Стивена Миллера, заместителя начальника штаба г-на Трампа по вопросам политики и архитектора большей части внутренней повестки дня президента.
Непрозрачный процесс переворачивает кампусы по всей стране, оставляя элитные институты, давно привыкшие работать в условиях относительной свободы от Вашингтона, потрясенными грубой политической атакой, которая находится на переднем крае более масштабной культурной битвы.
В состав целевой группы входят около 20 должностных лиц администрации, большинство из которых правительство не назвало публично, ссылаясь на потенциальные риски безопасности. Они встречаются каждую неделю в чередующемся списке штаб-квартир федеральных агентств в Вашингтоне, чтобы обсудить сообщения о дискриминации в кампусах колледжей, рассмотреть гранты университетам и написать открытия и рекомендации для г-на Трампа.
Параллельно несколько влиятельных помощников в Западном крыле, включая г-на Миллера, по отдельности предприняли шаги по блокированию финансирования крупных учреждений без формального согласования с целевой группой.
Эти помощники в частном порядке говорили о свержении престижного университета, чтобы продемонстрировать серьезность своих намерений, сообщили два человека, знакомых с ходом разговоров. И они уже частично приостановили финансирование исследований для более чем в два раза большего числа школ, чем целевая группа, по словам тех, кто знаком с их работой.
Этот отчет о внутренней работе кампании давления на высшее образование основан на интервью с более чем двумя десятками старших должностных лиц администрации, руководителей университетов и внешних советников с обеих сторон. Многие говорили на условиях анонимности, чтобы обсудить личные беседы или потому, что они боялись возмездия своим кампусам.
Белый дом одержал раннюю победу, когда Колумбия в прошлом месяце капитулировала перед списком требований, которые включали ужесточение дисциплинарной политики и установление нового надзора за кафедрой ближневосточных, южноазиатских и африканских исследований университета.
С тех пор администрация Трампа расширила свое внимание еще на шесть самых эксклюзивных университетов страны, включая Гарвард.
К тому времени, когда г-н Трамп в частном порядке обсуждал прекращение всех выплат Гарварду, целевая группа начала проверку финансирования. Это привело к тому, что администрация в пятницу направила университету список требований, включая требование о привлечении стороннего лица «для аудита тех программ и отделов, которые больше всего подпитывают антисемитские преследования или отражают идеологический захват». Правительство также настаивало на том, чтобы Гарвард изменил набор и прием на факультеты, которым «не хватает разнообразия точек зрения», и «немедленно закрыл» любые программы, связанные с разнообразием, равенством и инклюзивностью.
Гарвард заявил в понедельник, что не согласится. Президент университета Алан М. Гарбер написал в открытом письме, что большинство требований администрации «представляют собой прямое государственное регулирование «интеллектуальных условий» в Гарварде». Университет, добавил доктор Гарбер, «не откажется от своей независимости или от своих конституционных прав».
В отдельном письме два внешних юриста, представляющих Гарвард, сообщили должностным лицам администрации, что университет «не готов согласиться с требованиями, которые выходят за рамки законных полномочий этой или любой другой администрации».
Несколько часов спустя целевая группа объявила о заморозке более 2,2 млрд долларов в виде грантов и контрактов для Гарварда.
Масштаб кампании администрации теперь готов расшириться. Департамент образования предупредил 60 университетов, что они могут столкнуться с последствиями от предстоящих расследований обвинений в антисемитизме.
Это происходит на фоне резкого падения общественного доверия к высшему образованию за последнее десятилетие, согласно опросу Гэллапа в июле. Спад был вызван в основном опасениями колледжей, продвигающих политические программы, не обучающих соответствующим навыкам, и расходами, как показал опрос.
Тем не менее, руководители университетов были ошеломлены быстрым нападением, не имея четкого представления о том, как администрация Трампа выбирает свои цели, на каком основании она формулирует наказания или как дать отпор. Многие рассматривают эти усилия как широкомасштабную атаку на академическую свободу, направленную на подавление влияния высшего образования.
«Я никогда не видел такого уровня вмешательства правительства, посягательства на принятие академических решений — ничего подобного», — сказал Ли С. Боллинджер, который провел 21 год на посту президента Колумбийского университета и более пяти лет руководил Мичиганским университетом.
Со своей стороны, должностные лица администрации Трампа и их союзники говорят, что они пытаются привлечь к ответственности систему, которая каждый год получает около 60 миллиардов долларов федеральных исследовательских фондов, обучая около 15 миллионов студентов.
«Мы не просто собираемся подавать иски — мы хотим добиться культурных изменений в том, как относятся к евреям-американцам в кампусах колледжей», — заявила в интервью генеральный прокурор Пэм Бонди, член целевой группы.
Но усилия вышли за рамки борьбы с антисемитизмом, школы стали объектом программ разнообразия и поддержки трансгендерных спортсменов. По мнению некоторых ближайших советников и ключевых спонсоров г-на Трампа, левые захватили контроль над самыми влиятельными институтами Америки, включая столпы высшего образования, и возвращение власти является ключом к будущему западной цивилизации.
«Университеты кажутся всемогущими, и они действовали так, как будто они всемогущи, и мы наконец показываем, что можем ударить по больному месту», — сказал в интервью Кристофер Ф. Руфо, консервативный активист, отстаивающий эту стратегию.
«Победим радикалов»
Во время прошлогодней президентской кампании г-н Трамп, выглянув со своих митинговых площадок, описал страну, которую он считал изобилующей дискриминацией консерваторов.
И для него нигде политическая несправедливость не была столь распространена, как в университетских городках, которыми управляют «марксистские маньяки и сумасшедшие».
Спустя несколько недель после открытия своей третьей президентской кампании г-н Трамп объявил о «политической инициативе свободы слова», пообещав лишить федеральные исследовательские фонды и поддержку студенческих кредитов университетов, вовлеченных в то, что он обобщил как «цензурную деятельность или вмешательство в выборы».
Шесть месяцев спустя он пожаловался на «расовую дискриминацию» в высшем образовании, заявив, что университеты все более враждебно относятся к белым студентам. Он поклялся начать расследования по гражданским правам в школах, которые пропагандируют разнообразие, и он удвоил эти угрозы, когда Верховный суд отклонил позитивные действия при приеме в колледжи.
В то же время г-н Миллер, давний советник Трампа, работал над похожими проблемами в America First Legal, некоммерческой организации, которую он основал во время администрации Байдена. Группа подала в суд на Нью-Йоркский университет и Северо-Западный университет, обвинив их в дискриминации белых мужчин.
Г-н Трамп более решительно обратился к борьбе с антисемитизмом как к политическому призыву после 7 октября 2023 года, когда боевики ХАМАС возглавили атаку, в результате которой погибло более 1200 человек в Израиле, что стало самым смертоносным днем для евреев со времен Холокоста. Затем последовала война в Газе, а также месяцы протестов, особенно среди пропалестинских студентов в кампусах колледжей. Тысячи людей были арестованы, когда они занимали офисы президентов, преследовали еврейских студентов, возводили импровизированные лагеря и срывали выпускные церемонии.
В ходе предвыборной кампании г-н Трамп охарактеризовал протесты в личных терминах, заявив, что «неистовые психи» устраивают демонстрации в кампусах, чтобы отвлечь внимание от вопросов иммиграции, которые являются центральными для его кампании.
«Каждому президенту колледжа», — сказал г-н Трамп на митинге в Уокеше, штат Висконсин, — «победите радикалов и верните наши кампусы всем нормальным студентам».
Ключевые игроки
Целевая группа по борьбе с антисемитизмом была объявлена 1 февраля с заявленной целью «искоренить антисемитские притеснения в школах и на территории колледжей». Точные показатели для измерения этого прогресса остаются неясными.
Администрация отказалась назвать всех членов группы, но ее номинальным главой является Лео Террелл, старший юрисконсульт в отделе гражданских прав Министерства юстиции. Г-н Террелл, постоянный гость в социальных сетях и шоу «Ханнити» на Fox News, является любимцем Трампа.
Публичным лицом целевой группы в основном была Линда Макмэхон, министр образования. Другие идентифицированные члены включают Джоша Грюнбаума, высокопоставленного чиновника в Управлении общих служб, и Шона Кевени, исполняющего обязанности генерального юрисконсульта в департаменте здравоохранения.
Координируемая через отдел гражданских прав Министерства юстиции, целевая группа также включает должностных лиц из Комиссии по равным возможностям трудоустройства. Комиссия расследует «десятки» жалоб на антисемитизм в университетских городках, которые могут стать частью расследования целевой группы, по словам двух членов целевой группы. В группу также входят специалисты по данным, юристы по гражданским правам и бывшие ученые в правительстве.
В феврале члены целевой группы объявили, что особое внимание будет уделено 10 университетам: Колумбийскому; Университету Джорджа Вашингтона; Гарвардскому; Университету Джонса Хопкинса; Нью-Йоркскому; Северо-Западному; Калифорнийскому университету в Беркли; Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе; Университету Миннесоты; и Университету Южной Калифорнии.
Целевая группа заявила, что планирует посетить каждую школу и провести встречи с администраторами, студентами, местными сотрудниками правоохранительных органов и членами сообщества.
Начав преследование Колумбийского и Гарвардского университетов на раннем этапе, целевая группа задала тон.
Цель, как сказал один высокопоставленный чиновник администрации, состояла в том, чтобы сделать элитные школы примерами для запугивания других университетов.
Белый дом также сосредоточился на еще пяти школах — Университете Брауна, Корнеллском университете, Северо-Западном университете, Университете Пенсильвании и Принстонском университете, по словам людей, знакомых с процессом.
Все они получили миллионы из федерального финансирования, что поставило под угрозу проекты, лаборатории и рабочие места, а также перевернуло многопоколенческий пакт между правительством и университетами. Со времен Второй мировой войны колледжи были в центре американской исследовательской системы.
Объем финансирования исследований, выделенный каждому университету, сильно различался, и было мало указаний на то, как должностные лица выбирают конкретные суммы в долларах.
Один из членов целевой группы сказал, что цифры были определены в ходе обсуждений группы, в ходе которых взвешивался объем грантов и контрактов, обещанных школе, различия в дисциплинарной политике и готовность учреждения принимать изменения и продвигаться к этим целям.
В конечном итоге группа рекомендует г-ну Трампу, следует ли правительству сократить финансирование, как оно сделало перед расторжением контрактов с Колумбией в прошлом месяце, по словам людей, знакомых с процессом.
В этом случае целевая группа уведомила школу 3 марта о том, что она пересматривает гранты. Четыре дня спустя, 7 марта, она сослалась на «продолжающуюся неспособность Колумбии положить конец постоянным преследованиям еврейских студентов» и отменила контракты и гранты на сумму 400 миллионов долларов.
Г-жа МакМахон лично передала эту новость в тот день Катрине Армстронг, которая с тех пор покинула свой пост временного президента Колумбийского университета. Вскоре после этого, сказала г-жа МакМахон, руководители таких школ, как Гарвард и Йель, запланировали встречи с ней.
«Они хотели убедиться, что мы знаем, что они пересматривают свою политику», — сказала г-жа МакМахон в интервью. «Президенты, с которыми я говорила, были очень сердечны, но очень искренни в своих усилиях убедиться, что они делают все необходимое в своем кампусе для защиты студентов».
Попытка ответить
Некоторые университеты узнали, что их учреждения находятся под пристальным вниманием, только когда поступили распоряжения о прекращении работ по финансируемым из федерального бюджета исследованиям. В одном кампусе преподаватель услышал от должностного лица государственной программы, что сокращение финансирования исследований неизбежно — предупреждение, которое заставило руководителей кампуса забеспокоиться.
Дж. Ларри Джеймсон, президент Пенна, сказал в прошлом месяце, что университет узнал «из различных новостных агентств», что администрация Трампа приостанавливает около 175 миллионов долларов на исследовательские проекты. Проректор Брауна отправил служебную записку о «тревожных слухах» незадолго до того, как чиновники Белого дома заявили без особой помпы, что администрация планирует прекратить финансирование в размере 510 миллионов долларов.
После того, как консервативное СМИ The Daily Caller сообщило о приостановке финансирования исследований Принстона в размере 210 миллионов долларов, президент университета Кристофер Л. Айсгрубер написал в электронном письме кампуса, что «полное обоснование этого действия пока не ясно». Когда The New York Times обратилась к Белому дому за комментарием, пресс-секретарь ответила ссылкой на публикацию репортера Daily Caller в социальной сети и всего тремя словами: «Это правда».
Некоторые администраторы школ заявили, что неясность усложнила рассмотрение судебных исков.
Они чувствуют себя в неведении, сказал один из представителей университета.
В прошлом месяце г-н Айсгрубер написал в The Atlantic, что действия администрации Трампа против Колумбийского университета создают «величайшую угрозу американским университетам со времен Красной угрозы 1950-х годов».
«Здесь наблюдается тенденция вторжения в академическую свободу сильных университетов, которая должна вызывать беспокойство у каждого американца», — сказал он в интервью на «The Daily», подкасте The Times.
В борьбе за самооборону некоторые руководители университетов обратились к еврейским активистам, чтобы дать отпор тому, что они считают слишком широким определением антисемитизма администрацией.
Другие школы сосредоточились на общении с г-ном Трампом через его союзников. Гарвард нанял в качестве лоббиста Брайана Балларда, бывшего председателя по финансированию предвыборной кампании Трампа, чья фирма когда-то работала с Сьюзи Уайлс, главой администрации г-на Трампа, и г-жой Бонди, генеральным прокурором. Дартмут назначил бывшего главного юрисконсульта Национального комитета Республиканской партии главным юристом колледжа.
Но неясно, насколько эти связи помогут. Ключевыми сотрудниками по этому вопросу в Западном крыле являются г-н Миллер; Винс Хейли, глава совета по внутренней политике; и Мэй Мэйлман, старший политический стратег — все трое считаются бескомпромиссными борцами за культуру, сопротивляющимися лоббированию.
В поисках смены поколений
В долгосрочной перспективе цель г-на Трампа и его союзников — навсегда разрушить элитный мир высшего образования.
«Мы хотим отбросить их на поколение или два назад», — сказал г-н Руфо.
Рвение администрации смутило даже некоторых близких союзников Трампа, обеспокоенных тем, что кампания давления может создать тревожный прецедент для будущих администраций, которые, например, решат «искоренить» сексизм в студенческих городках или фанатиков среди преподавателей. Кто решает, какие люди попадают в какую категорию и когда?
Внутри Белого дома такие опасения игнорируются. По словам чиновников, такого рода мышление сдерживало первую администрацию Трампа. Они заявили, что их не беспокоит, что могут сделать в будущем политические левые, а вместо этого они сосредоточены на запуске долгосрочных изменений.