Осмотрщик вагонов — это железнодорожный специалист, который занимается осмотром, диагностикой и обслуживанием вагонов перед отправкой, после прибытия и во время эксплуатации. 👷 Осмотрщик работает с молотком, линейкой, манометром, шаблонами — и должен уметь быстро, точно и в сложных условиях оценить, можно ли выпускать вагон в рейс.
Осмотрщик вагонов — это железнодорожный специалист, который занимается осмотром, диагностикой и обслуживанием вагонов перед отправкой, после прибытия и во время эксплуатации. 👷 Осмотрщик работает с молотком, линейкой, манометром, шаблонами — и должен уметь быстро, точно и в сложных условиях оценить, можно ли выпускать вагон в рейс.
...Читать далее
Осмотрщик вагонов — это железнодорожный специалист, который занимается осмотром, диагностикой и обслуживанием вагонов перед отправкой, после прибытия и во время эксплуатации.
🔧 Основные обязанности осмотрщика вагонов:
- Проверка технического состояния вагона:
рамы, кузова, тележек, сцепок, тормозной системы;
наличие повреждений, износа деталей;
исправность тормозов, люков, дверей, уплотнений и т.д. - Выявление неисправностей:
выявляет опасные неисправности, при которых вагон нельзя допустить в поезд;
оформляет талоны на устранение неисправностей или запрещает эксплуатацию вагона. - Оформление документации:
ведёт журналы осмотров, составляет акты;
ставит отметки о допуске вагона к рейсу. - Контроль за погрузкой и креплением груза (в некоторых случаях).
- Работа на сортировочных станциях, в депо, пунктах технического осмотра.
👷 Где работает:
- На станциях, в вагонных депо, ремонтных пунктах.
- Может работать днём и ночью, в любую погоду — на открытом воздухе.
📘 Требуется знание:
- Устройства вагонов (грузовых, пассажирских);
- Правил технической эксплуатации;
- Знаков и маркировки;
- Умение пользоваться измерительным инструментом.
👷 Осмотрщик работает с молотком, линейкой, манометром, шаблонами — и должен уметь быстро, точно и в сложных условиях оценить, можно ли выпускать вагон в рейс.
🚨 Типичные неисправности вагонов, подлежащие выявлению при осмотре:
🔧 1. Тормозная система:
- Подтёк воздуха из тормозного цилиндра, воздухораспределителя или трубопроводов;
- Недостаточный или чрезмерный ход поршня тормозного цилиндра;
- Износ тормозных колодок (толщина менее допустимой);
- Заедание рычажной передачи;
- Повреждение или износ деталей тормозной рычажной передачи;
- Неполное отпирание тормозных колодок после отпускания тормоза;
- Замасливание или загрязнение тормозных колодок.
🛞 2. Колёсные пары:
- Трещины на бандаже, оси, диске колеса;
- Износ по кругу катания — более допустимого значения;
- Плоские места на поверхности катания (удар при качении);
- Ослабление посадки бандажа или колеса на оси;
- Нарушение крепления буксового узла.
🛠️ 3. Ходовая часть и тележки:
- Трещины на раме тележки, боковинах, надрессорной балке;
- Поломка или износ рессор, пружин;
- Нарушение креплений деталей подвески;
- Сдвиг центра тележки (уход колёсной пары вбок);
- Люфты, заедания, подклинивания.
🏗️ 4. Рама и кузов:
- Трещины, вмятины, деформация главной рамы;
- Ослабленные или отсутствующие заклёпки, болты, сварные швы;
- Деформации или повреждения кузова, дверей, люков;
- Нарушения герметичности крыши и пола (для крытых вагонов).
🪛 5. Автосцепное устройство:
- Трещины или износ деталей автосцепки (головки, замка, серьги);
- Самопроизвольное расцепление;
- Недостаточный люфт в поглощающем аппарате;
- Нарушение работы механизма открывания замка.
💡 6. Оснастка и маркировка:
- Отсутствие табличек, номеров, обозначений груза;
- Отсутствие или повреждение запорных устройств;
- Отсутствие защитных устройств, поручней, ступеней;
- Загрязнение табличек или невозможность их прочитать.
📦 7. Крепление груза (при необходимости):
- Груз закреплён с нарушением норм;
- Перемещение груза в кузове;
- Нарушена центровка груза;
- Использованы нештатные крепления.