Евгений Ив. Юркевич, кандидат исторических наук, член Общества памяти Русской Императорской Гвардий
Для многих из нас конец XVIII – начало XIX вв. - замечательная и славная эпоха, в которой ведущую роль играло противостояние России и Франции. Но если серьезно и внимательно вглядеться в эту эпоху, постепенно возникнет вопрос — а можно ли было России избежать кровавого противостояния с Наполеоновской Францией?
Мы помним блестящие победы Генералиссимуса А. В. Суворова в Италии и Швейцарии, действия русской эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова в Средиземном море, сражения под Аустерлицем, Прейсиш-Эйлау, и, конечно же, Отечественную войну 1812 г. и Заграничные походы, триумфальное взятие Парижа.
Но если серьезно и внимательно вглядеться в эту эпоху, постепенно возникнет вопрос — а можно ли было России избежать кровавого противостояния с Наполеоновской Францией? И, вполне возможно, постепенно возникнет и ответ — да, можно!
То, что с Наполеоном выгодно сотрудничать и в военном, и в экономическом плане, прекрасно понял еще Павел I, после переворота 18 брюмера 1799 г. первым в Европе разглядевшем в Первом Консуле будущего монарха.
Кроме того, Павел на собственном опыте убедился в том, что союзники по Второй антифранцузской коалиции постоянно предавали Россию — вспомним брошенный в Швейцарии австрийцами на произвол судьбы и разбитый корпус генерала А. М. Римского- Корсакова или столь же подло брошенный англичанами в Голландии корпус генерала И. И. Германа, в результате в полном составе угодивший во французский плен.
Кстати, Наполеон вернул всех захваченных в Голландии солдат и офицеров в Россию, да еще и распорядился пошить всем новые мундиры! Этот жест не мог не произвести впечатление на Императора Павла. И с лета 1800 г. начинается сближение России и Франции.
С этого же времени из уст лейб-медика Павла англичанина Дж. Сэмуэля Роджерсона впервые звучат слова о сумасшествии Павла. И главный показатель этого сумасшествия, по мнению Роджерсона — резкое изменение Павлом внешнеполитического курса.
Когда русские казаки в начале 1801 г. идут в Индию, чтобы вместе с французами выбить оттуда англичан, активизируется заговор против Павла, щедро оплаченный британским золотом, и Павла убивают в ночь на 12 марта 1801 г. в Михайловском замке.
На престол вступает старший сын Павла, Александр. Все ждут, как же поведет себя новый Император?
Уже 12 марта 1801 г. он отдает приказ казакам, идущим в Индию, возвращаться домой. Главная жемчужина британской короны и сама Британия спасены!
Александр же вновь оказывается в русле британской политики. А в 1805 г., после расстрела французами герцога Энгиенского, родственника русской Императрицы Елизаветы Алексеевны, Александр окончательно ссорится с Наполеоном, поскольку тот намекнул Александру на то, что он участвовал в убийстве отца. А таких намеков Александр никогда и никому не прощал.
И Россия вновь оказалась в рядах очередной антифранцузской коалиции, как всегда, финансируемой Великобританией.
Далее были кампании 1805 — 1807 гг., позор Аустерлица и разгром под Фридландом. И как результат — Тильзитский мир. Россия обязуется выполнять все требования Франции, главное из которых — участие в континентальной блокаде Англии. Для России это экономически крайне невыгодно, поэтому она «по-тихому» продолжает торговлю с англичанами.
С другой стороны, Александр не помог Наполеону войсками в 1809 г. в ходе войны французов с австрийцами, что взбесило Наполеона.
Еще одним яблоком раздора стало Великое Герцогство Варшавское, созданное из австрийской и прусской частей Польши. И Россия, и Франция стремились проводить там свое влияние. Французы в этом весьма преуспели, о чем говорит огромное число поляков, участвовавших в составе французской армии в Русском походе 1812 г.
Таким образом, у Наполеона была масса поводов для недовольства Россией. Александр I почти в открытую его обманывал, ведя свою игру. Но и другого выхода у русского Императора не было – нужно было блюсти не только интересы Франции, но и свои.
В итоге русско-французское столкновение стало неизбежным – к величайшей выгоде все той же Англии. И в июне 1812 г. грянула Отечественная война...
Нужно отдать должное твердости и мужеству Императора Александра, отказавшегося от любых переговоров с Наполеоном и изъявившего готовность вести войну до последнего. И на борьбу с захватчиками действительно встали все, от мала до велика, не только армия, но и мирное население, массово создававшее партизанские отряды. Во многом французы в России столкнулись с той же ситуацией, что и в Испании, только испанские партизаны были гораздо более суровы к своим врагам, почти никогда, в отличие от русских, не беря французов в плен.
Клястицы, Полоцк, Смоленск, Бородино, Красный, Малоярославец – навсегда эти названия связаны с героизмом и мужеством русской армии. В тяжелейшей борьбе русские войска сумели разгромить лучшую армию Европы во главе с лучшим ее полководцем.
В день Рождества Христова 1812 г. Высочайшим манифестом было объявлено о полном изгнании неприятеля из пределов России.
Россия потеряла в Отечественной войне 300 тысяч человек, еще не менее 200 тысяч – в 1813 – 1814 гг. Полностью были разорены Ковельская, Гродненская, Витебская, Могилевская, Виленская, Смоленская и Московская губернии, сотни миллионов рублей составили финансовые убытки. Только в огне Московского пожара погибли тысячи уникальных памятников истории и культуры страны...
Но, выгнав остатки Великой армии из России, Александр не собирался останавливаться. Хотя престарелый фельдмаршал М. И. Кутузов умолял его не идти в Европу, предупреждая, что союзники нас опять обманут. Но Александра манил титул «Спасителя Европы», и русские войска пошли вперед – через Польшу и Германию – на Париж... И были Бауцен, Денневиц, Кульм, Лейпциг, Фер- Шампенуаз, и, наконец, триумфальный въезд Александра в Париж.
И что самое обидное – Император никогда не отмечал годовщин сражений в Отечественной войне, не бывал на местах сражений, зато всегда праздновал, например, годовщины сражения при Кульме и с удовольствием ездил на поля сражений при Ваграме, Асперне и Ватерлоо.
А самое замечательное, что еще в начале января 1815 г. Англия, Австрия и Франция подписали секретный договор, направленный против России и Пруссии, по которому каждая из сторон обязалась выставить армию в 150 000 человек. И об этом договоре Александр знал, но он лишь обратился к трем державам с призывом решать все проблемы в рамках «христианской любви и евангельского бескорыстия»!
Кстати, эта ситуация очень напоминает историю с планом операции «Немыслимое», разработанной английским Генеральным Штабом по задумке Уинстона Черчилля в 1945 г. В июле 1945 г. англо-американо-немецкие войска должны были начать боевые действия против находящихся в Европе частей Красной Армии. Тогда союзники вовремя одумались. А в 1815 г. англичанам помешало ударить в спину русским лишь поражение британцев в войне с Соединенными Штатами Америки...
А Александр на завершившем Наполеоновские войны Венском конгрессе фактически оказался в политической изоляции, в первую очередь благодаря тем же англичанам. Русского Императора победителем Наполеона в глаза, конечно, признавали, но за его спиной активно занимались своими делами, сосредоточив основные усилия на том, чтобы Россия присоединила к себе как можно меньшие территории Польши, на которую претендовала...
В итоге, по результатам Венского конгресса 1815 г. Англия захватила английские и голландские колонии, Гибралтар и Мальту, как всегда, максимально обогатившись на большой европейской войне.
А Россия, понесшая в ходе Наполеоновских войн самые большие жертвы, оказалась еще и должна Англии. Правда, Польшу Александр приобрел. Но это оказалась, скорее, бомба замедленного действия, являвшаяся для России постоянной головной болью.
Так что если отвечать на вопрос, нужно ли было России противостояние с наполеоновской Францией, на него со всей ответственностью можно ответить – нет! И избежать длительного русско-французского военного конфликта было можно, потому что но был не нужен не только России, но и Франции! А нужен он был только англичанам – чтобы русские, которым заплачены (и то не полностью) английские деньги, убили побольше французов. И Англия на этом опять заработала.
Так и получилось из-за недальновидности Императора Александра. Полтора десятка лет Россия по его милости решала английские проблемы, жертвуя жизнями сотен тысяч своих солдат.
Интересно, что, нападая на Россию в 1812 г. Наполеон, в отличие от всех предыдущих и будущих захватчиков, не желал расчленения страны, уничтожения ее народа и государственности. Он всего лишь хотел подписания нового мирного договора с Россией и включения ее в орбиту французских интересов. Кстати, помимо всего прочего, Наполеон хотел все-таки дойти до Индии, и вместе с французскими солдатами в этом походе должны были участвовать и русские войска.
Увы, вместо этого Русский и Француз, которым нечего было делить, по милости Англичан сошлись в смертельной схватке на полях Бородина...
Так что история Наполеоновских войн – это не только история о мужестве, храбрости и стойкости. Это еще и история о том, как нельзя жертвовать национальными интересами во имя интересов мнимых «союзников». Это урок, к сожалению, до сих пор плохо усвоенный...
Союз дворян Union de la Noblesse Russe ISSN 1760-9836
Bulletin de l'Union de la Noblesse Russe
No 171