Недавно наткнулась на интересные фотографии, находящиеся в фонде Красноярского краеведческого музея о наблюдении солнечного затмения 19 июня 1936 года в селе Бартат Большемуртинского района. Стала искать в сети интернет материалы об этом. Оказалось, что у нас работала одна из шести, организованных Академией наук СССР экспедиций.
Затмение 1936 года назвали советским, так как оно охватывало, главным образом, территорию СССР. Работа ученых по созданию приборов для наблюдения над затмением преподносилась как торжество советской науки, готовой встречать это астрономическое явление во всеоружии.
Подготовку к затмению, начиная с 1934 года, вела специальная комиссия при Академии наук СССР. Её председателем был академик Г. М. Кржижановский, вице-президент АН СССР. Фактически работой комиссии руководил Борис Петрович Герасимович, ставший в 1933 году директором Пулковской обсерватории.
В мастерских Ленинградского астрономического института были изготовлены шесть стандартных 5-метровых коронографов с объективами диаметром 110 мм. Поскольку управлять трубой с фокусным расстоянием 5 метров в экспедиционных условиях было невозможно, трубу коронографа сделали неподвижной.
Чтобы направить в объектив неподвижного коронографа свет Солнца, использовалось плоское поворачивающееся зеркало - целостат, их сделали на Государственном оптико-механическом заводе.
К началу затмения, коронографы были переданы экспедициям, распределённым вдоль всей полосы затмения в следующем порядке:
1. Станица Белореченская, Краснодарского края - Харьковская обсерватория;
2. Село Калёное, на берегу реки Урал - Ленинградский астрономический институт;
3. Город Омск - Пулковская обсерватория;
4. Село Бартат, Красноярский край - Ленинградский университет; Ташкентская обсерватория;
5. Город Куйбышевка -Восточная, Амурская область: ГАИШ;
6. Город Хабаровск - Московское отделение ВАГО.
Перед учеными стояла задача зафиксировать изменения в короне за то время,
пока тень движется от Краснодарского края до Хабаровска, это
около двух часов.
В село Бартат, лежащее в 90 км (по старому тракту) севернее Красноярска, прибыло несколько научных экспедиций. Местное руководство активно помогало астрономам. Был проведён телефон, открыто временное почтовое отделение, исправлены дороги, предоставлены автомобили, а в местное сельпо завезли товары. Кроме того, село готовилось принять зрителей из Красноярска.
В день затмения был организовал целый рынок для гостей: появились ларьки и киоски со сладостями, квасом и мороженым, скамьи для публики, отдельно – места для почётных гостей и журналистов. Привезли из Москвы чёрные плёнки для наблюдения Солнца, но в основном люди смотрели на светило через закопченные стеклышки.
В составе экспедиции Ленинградского университета были три сотрудника и пять студентов. Руководителем был В. В. Шаронов, заместителем – его жена Н. Н. Сытинская.
Имущество разместили в клубе, сами же поселились у жителей деревни. Для наблюдательной площадки выбрали пригорок у речки.
С помощью правления колхоза установили столбы в виде толстых чурбанов, врытых в землю, деревянные столы, ограду.
На площадках наблюдения установили оборудование.
В Бартате была самая продолжительная полная фаза – 2 минуты 29 секунд. В момент затмения над селом двигалась плотная облачность. И только чудом, в разрывы облаков команде Шаронова удалось выполнить часть наблюдений, в частности фотометрические измерения. Как он позже оценил – было 40 секунд в начале полной фазы и ещё 10 в конце. Это треть времени из полных 149 секунд.
Для страховки Шаронов предусмотрел запасной пункт наблюдений в селе Еловка, удалённом на 10 км к востоку от Бартата. Двоим студентам, наблюдавшим здесь, повезло – они провели измерения фотометрами на чистом небе.
Вторая команда Ленинградского университета, куда входили А. Амбарцумян, Н. А. Козырев, А. И. Лебединский разместилась в 5-6 километрах от Бартата, в Ново-Георгиевке. Увы, здесь была сплошная облачность. Во время полной фазы даже пошёл дождь.
К югу от села Бартат, всего в 600 метрах от команды В. В. Шаронова, находилась площадка Ташкентской обсерватории. Руководителем экспедиции был А. В. Марков. Для Ташкентской экспедиции был выделен один из шести стандартных коронографов. Результаты, которые могли дать коронографы, считались приоритетными для изучения динамики короны. Наблюдения на нём должны были вести В. П. Щеглов и М. С. Зельцер. И если ленинградской команде Шаронова всё же перепала возможность провести часть наблюдений в просвете между облаками, ташкентским астрономам совершенно не повезло. В момент полной фазы большая туча безнадежно закрыла солнце.
Вот так, благодаря этим старым снимкам, сделанным фотографом Николаем Владимировичем Ващенко, мы узнали о сопричастности нашего района к этому грандиозному по своим масштабам мероприятию советских ученых-астрономов.
А вы наблюдали в своей жизни солнечное затмение? Помните ли, когда оно было в последний раз, можно ли было наблюдать это явление на территории России?