Найти в Дзене
Языковедьма

История Индии. Часть 1: Хараппская цивилизация

Пока в Египте и Месопотамии первые горожане пили пиво, копали каналы и пахали землю, в Индии своим ходом шёл отдельный цивилизационный процесс. Надо сказать, что хотя Индия и является частью Евразии, пришла она туда своим путём, сразу обозначая, что и судьба у тех, кто там поселится, будет особая. Всё началось 130 миллионов лет назад, когда вся суша Земли ещё делилась на два суперматерика - Лавразию на севере и Гондвану на юге. Случилось так, что Гондвана в это время начала дробиться, и один её кусок поплыл на север, в сторону Лавразии. По пути он оставил будущей Африке сувенир в виде Мадагаскара, и 50 миллионов лет назад доплыл до большой земли. Само слово Гондвана - индийское: оно происходит от санскритского गोण्डवन [goṇḍavana], что переводится как "лес гондов". Гонды - это название одного из дравидских племён, которое может происходить от дравидского слова, означающего "холм". Инерция была такой сильной, что движение продолжается до сих пор, а Гималаи, которые возникли в месте сто

Пока в Египте и Месопотамии первые горожане пили пиво, копали каналы и пахали землю, в Индии своим ходом шёл отдельный цивилизационный процесс.

Надо сказать, что хотя Индия и является частью Евразии, пришла она туда своим путём, сразу обозначая, что и судьба у тех, кто там поселится, будет особая. Всё началось 130 миллионов лет назад, когда вся суша Земли ещё делилась на два суперматерика - Лавразию на севере и Гондвану на юге. Случилось так, что Гондвана в это время начала дробиться, и один её кусок поплыл на север, в сторону Лавразии. По пути он оставил будущей Африке сувенир в виде Мадагаскара, и 50 миллионов лет назад доплыл до большой земли.

Само слово Гондвана - индийское: оно происходит от санскритского गोण्डवन [goṇḍavana], что переводится как "лес гондов". Гонды - это название одного из дравидских племён, которое может происходить от дравидского слова, означающего "холм".

Инерция была такой сильной, что движение продолжается до сих пор, а Гималаи, которые возникли в месте столкновения, всё ещё растут на несколько миллиметров в год. Эти же Гималаи стали довольно серьёзной границей между Евразией и Индией, не пропуская на юг холодные степные ветра, а на север - тёплый влажный воздух с Индийского океана.

-2

Те же Гималаи мешали людям активно шастать туда-сюда. Нет, препятствие не было непроходимым - там не только Гималаи, есть и другие горы, пониже, есть и перевалы. Но всё же это было удовольствием не для всех, лазить в Индию и из Индии, заставить это сделать могла лишь острая необходимость. И если уж ты один раз перелез, вряд ли захочешь повторить путь обратно, тем более что попадая в Индию, человек попадал в весьма тёплое и комфортное место, которое покидать не хочется. В таких условиях Индия постепенно заселялась в рамках общих волн движения хомо сапиенсов по планете.

И особенности Индии позволили некоторым людям, из тех первых, точнее их потомкам, существовать до сих пор, затерянными по джунглям и близлежащим островам. Они живут глубоко в дремучих тропических лесах и называются собирательным термином "адиваси". Их языки не имеют письменности, а сами они не входят в индийскую кастовую систему, живя чуть ли не первобытным образом.

Слово आदिवासी [ādivāsī] придумали индийцы, оно означает "аборигены", и состоит из частей आदि [ādi] ("начальный, исходный") и वासी [vāsī] ("житель").

К ним относятся, например, жители Андаманских островов, в том числе те самые, с Северного Сентинельского, которые никого к себе не пускают, и которых не трогают ради сохранения их первобытности (и жизней исследователей). Райский климат и сложная логистика позволили таким вот адиваси сохраниться, практически ничего не меняя, до сих пор.

Большинство из адиваси, конечно, уже совсем не дикие, но всё равно разительно отличаются от индийцев, как, например, вот эти представители племени гаро
Большинство из адиваси, конечно, уже совсем не дикие, но всё равно разительно отличаются от индийцев, как, например, вот эти представители племени гаро

Жили себе эти адиваси и не тужили, как вдруг, примерно в VIII тыс. до н.э. здесь стали формироваться дравидские народы. Откуда, как и почему - вопрос открытый. То ли протодравиды всегда были тут, среди адиваси, и просто вдруг решили быстро развиться. То ли они пришли извне, но тогда тоже непонятно, откуда именно.

Есть разговоры о родстве дравидских языков с эламским, кто-то намекает на возможную связь с дошумерской убейдской культурой, а приверженцы ностратической гипотезы уверенно включают в неё дравидские языки. В рамках данной статьи не будем останавливаться на подробном разборе всех версий, оставим это на другой раз.

И вот, одна из первых культур на территории Индии, которую можно засчитать как движение в сторону цивилизации - культура Мехргарх (Мергар) - 7-3 тыс. до н.э. Предполагается, что она как раз и связана с первыми дравидами, и стала их первым шагом на пути к великой цивилизации.

О том, как переходили к земледелию в Месопотамии и Египте мы уже говорили подробно, так что сам процесс понятен. Здесь начали точно так же - стали намеренно сеять пшеницу, полбу, финики и ячмень, а из животных разводить овец, коз и коров зебу (вот это стало местным ноу-хау и, возможно, внесло вклад в дальнейшее почитание коров в Индии). Дома строили, как и все начинающие неолитические революционеры, из кирпича-сырца, а из металлов использовали медь.

-4

Отсюда постепенно выковалась Хараппская цивилизация, которая достигла своего расцвета к середине III тысячелетия до нашей эры (то есть к моменту, когда в Египте строили пирамиды, а в шумерском Уруке правил Гильгамеш). По размеру, кстати, Хараппа будет превосходить и египетскую, и месопотамскую того времени, причем вместе взятых.

К сожалению, про эту цивилизацию пока нельзя рассказать так же, как про её современник - правил такой-то, воевали с такими-то, поклонялись тем-то. Потому что мы не знаем, на каком языке говорили в Хараппе, и мы не можем прочитать их надписи. Про язык, как я уже обещала, мы порассуждаем отдельно, а пока придётся говорить о самой цивилизации сугубо описательно.

Теперь люди стали обжигать кирпич - древесины хватало. Из этого обожжённого кирпича они стали строить города, причём со строгой планировкой (то, к чему, например, мы в России придём только в XVIII веке). В этих городах была проведена система водоснабжения и канализации, в каждом доме имелась своя ванная с туалетом, а в крупных городах были ещё и большие общественные бассейны (говорят, современная Индия не переняла это стремление к чистоте).

Бассейн в Мохенджо-Даро и его реконструкция
Бассейн в Мохенджо-Даро и его реконструкция
  • Здесь знали гончарный круг и изготовляли на нём довольно стандартизированные сосуды с богатыми росписями.
  • Здесь знали плуг и выращивали огромное количество культур - горох, чечевицу, кунжут, дыни, рис, сахарный тростник, здесь впервые начали выращивать хлопок.
  • Здесь одомашнили курицу и слона, а также разводили овец, коз, оленей, свиней, буйволов. Дома держали собак и кошек.
  • Здесь уже умели лечить зубы - сверлить и делать пломбы.
  • Здесь знали мореходство и активно торговали с Месопотамией - продавали дерево, слоновую кость, жемчуг, хлопок, покупали кожу, оливковое масло.
  • Здесь знали и любили азартные игры - найдено огромное количество игральных кубиков, кроме того, именно здесь возникли стандартизированные гирьки для мер и весов.

Ничего нельзя сказать про общественное устройство Хараппы, потому что, с одной стороны, здесь не найдёшь дворцов или храмов, очевидно указывающих на наличие верховных светских и духовных правителей. Нет и богатых царских захоронений. Нет следов постоянной армии, правящего класса и класса рабов. А с другой стороны, как бы вообще могла возникнуть такая огромная система - города с широкими улицами, оросительные каналы, защитные укрепления, зернохранилища, склады - если бы всё это не контролировалось кем-то? Возможно, управляла и контролировала процессы группа старейшин, но доказать или опровергнуть это на данный момент нельзя.

Дома хараппских городов, конечно, различаются по размеру, но не кардинально: обычно в них от пяти до девяти комнат, есть открытая кухня с одним или несколькими очагами и печью для изготовления хлеба, внутренний дворик и ванная. У каждого дома был свой колодец (иногда один колодец на несколько домов), а также обязательно имелась канализационная и дренажная система.

Очень много есть рассуждений о хараппской мифологии и её связях с тем, что в дальнейшем было представлено в Индии. Например, знаменитая печать с изображением божества нередко считается прототипом Шивы - во всяком случае на ней изображён человек как будто бы в позе йога.

-6

Есть также мнение, что это не мужское божество, а женское, и печать является свидетельством культа богини-матери в Хараппе. О наличии такого культа могут свидетельствовать многочисленные женские фигурки, найденные в частных домах.

Вероятно, верили в мировое древо, во всяком случае его также изображали на печатях, а исследователи узнают в листьях фиговое дерево, которое будет священным в индуизме и под которым медитировал Будда.

-7

Источники:

  • Джон Зубжицки "Краткая история Индии"
  • Сьюзен Бауэр "История древнего мира"
  • Аманда Шампри "Индия. Полная история страны"