Можно с уверенностью сказать, что выход Assassin's Creed Shadows стал переломным моментом для долгоиграющей стелс-экшен франшизы Ubisoft. Первая часть Assassin's Creed в свое время предложила настолько свежий геймплей, что, несмотря на отдельные недочеты, породила целую серию, быстро ставшую одним из ключевых столпов Ubisoft. Запуск Assassin's Creed 2 в 2009 году положил начало череде ежегодных релизов, которые значительно расширили лор вселенной, постепенно добавляя новые игровые механики. Однако снижение доходов от продаж Assassin's Creed Unity (2014) и Assassin's Creed Syndicate (2015) заставило Ubisoft переосмыслить подход и взять паузу, чтобы подготовить новую эру для серии.
Вернувшись в 2017 году с обновленным видением, Assassin's Creed Origins ознаменовал начало современной эры франшизы, отказавшись от шаблонов оригинальных игр в пользу масштабного открытого мира в формате RPG с тщательно проработанными историческими декорациями. Коммерческий успех Origins закрепил этот новый формат как стандарт для будущих игр серии, и Ubisoft продолжила его в Odyssey (Древняя Греция) и Valhalla (Эпоха Викингов). Однако, несмотря на очередной коммерческий триумф Valhalla, новая RPG-формула Assassin's Creed начала демонстрировать слабые места, как когда-то это случилось с оригинальным форматом к середине 2010-х.
Когда в 2022 году Ubisoft анонсировала Assassin's Creed Shadows, игроки, уставшие от бескрайних просторов Valhalla, отнеслись к новости с осторожностью — даже несмотря на то, что наконец-то выйдет долгожданная игра о феодальной Японии. Лично я, фанат Origins и Odyssey, но так и не нашедший времени завершить Valhalla, ждал выход Shadows с нетерпением и легким трепетом. Главный вопрос заключался в том, сможет ли игра удержать интерес и при этом достаточно отличаться от других исторических экшен-RPG в японской стилистике, таких как Ghost of Tsushima или Rise of the Ronin.
Проведя около 40 часов в прохождении основной сюжетной линии, я с радостью могу заявить: Assassin's Creed Shadows не просто оправдал мои завышенные ожидания, но и превзошел их. Это самая динамичная и насыщенная игра в современной линейке Assassin's Creed, предлагающая открытый мир, который впечатляет визуально, исторической достоверностью, интересными побочными активностями, увлекательными боями и захватывающим сюжетом, мотивирующим игрока двигаться вперед.
Более того, Shadows не конкурирует с упомянутыми выше играми, а скорее дополняет их, исследуя совершенно новую эпоху японской истории, которую еще не затрагивали современные экшен-RPG. Здесь можно встретиться с такими легендарными фигурами периода Сэнгоку, как Ода Нобунага, Хаттори Хандзо и Токугава Иэясу. В игре представлены два самых проработанных и многогранных протагониста за всю историю серии, чьи судьбы тесно переплетены как с историческими событиями феодальной Японии, так и с глобальным противостоянием Братства Ассасинов и Тамплиеров.
Проще говоря, Assassin's Creed Shadows — лучшая часть франшизы за много лет. Даже если её открытый мир временами кажется слишком привычным, игра никогда не перестает быть увлекательной и всегда уважает самое ценное, что есть у игрока — его время.
Два протагониста Assassin's Creed Shadows — новый уровень для серии
Хотя двойные протагонисты — не новость для Assassin's Creed, ни одна из современных игр серии не реализовала этот подход так мастерски, как Shadows. В отличие от Odyssey (где выбор между Алексиосом и Кассандрой влиял на антагониста) или Valhalla (где игрок мог выбрать пол Эйвора), Наоэ и Ясукэ в Shadows — это два полноценных героя, между которыми можно свободно переключаться.
Наоэ — вымышленная дочь Фудзибаяси Нагато, легендарного ниндзя из Ига, а Ясукэ — знаменитый африканский самурай, получивший имя и титул от Оды Нобунаги. Изначально их пути лежат по разные стороны конфликта (Нобунага стремился объединить Японию, в том числе подавив сопротивление Ига), но связь с Братством Ассасинов и Орденом Тамплиеров объединяет их в борьбе против зловещей организации, стремящейся подчинить себе будущее страны.
Через основную сюжетную линию мы узнаем многое о Наоэ и Ясукэ, но их характеры раскрываются и в побочных квестах, и в моментах размышлений. Арка Наоэ движима трагедией и жаждой мести, тогда как Ясукэ — стоический воин, чья преданность Нобунаге в итоге сводит его с Наоэ. По отдельности каждый из них мог бы стать отличным протагонистом, но вместе они создают один из самых запоминающихся дуэтов в истории серии.
Геймплей Assassin's Creed Shadows: ниндзя против самурая
Различия между Наоэ и Ясукэ проявляются не только в сюжете, но и в игровом процессе.
Наоэ — классический ассасин: скрытность, диверсии, побеги. Её арсенал включает кунаи, сюрикены, дымовые шашки и прочие инструменты ниндзя. В открытом бою она полагается на уклонения и контратаки, но её стихия — бесшумные убийства.
Ясукэ — неудержимая сила. Как самурай, он владеет катаной, нагинатой, тяжелой канабо, теппо (аркебузой) и луком. Он может пробивать баррикады, выдерживать больше ударов и ломать защиту врагов сериями тяжелых атак. Если Наоэ — мастер скрытности, то Ясукэ идеален для лобовых столкновений.
В игре есть миссии, доступные только для одного из героев, что поощряет игроков осваивать оба стиля. Например, забираться на башни синхронизации может только Наоэ, но штурмовать замок с элитными врагами лучше в роли Ясукэ.
Открытый мир: Япония эпохи Сэнгоку во всей красе
Мир Assassin's Creed Shadows — один из самых детализированных в серии. Визуально игра впечатляет, особенно в плане погодных эффектов и растительности. Период Сэнгоку (XVI век) показан как эпоха, где традиционная красота Японии соседствует с влиянием внешних культур.
Если Ghost of Tsushima (2020) переносит нас в XIII век, во времена первого монгольского нашествия, а Rise of the Ronin — в эпоху Бакумацу, после падения сёгуната Токугава, то Assassin's Creed Shadows разворачивается ровно между ними, в период Сэнгоку. Эта «песочница» XVI века изображает Японию как страну, богатую природной красотой, но уже постепенно модернизирующуюся под влиянием других культур. Особенно впечатляют многочисленные замки и невероятно детализированные, кипящие жизнью улицы Киото или Осаки — возможно, лучшие образцы «исторического туризма» - что стало своеобразной визитной карточки серии.
Впрочем, идеальным открытый мир Assassin's Creed Shadows не назовёшь. Несмотря на впечатляющую вертикальность и зрелищность, замки, разбросанные по карте и служащие ключевыми точками для захвата, со временем начинают казаться однообразными — особенно после того, как вы очистите несколько из них. Да и хотя природные ландшафты Японии выглядят потрясающе, у такой детализации есть обратная сторона: игрок по сути заперт на дорогах и в населённых пунктах. Леса и горы в Shadows, безусловно, красивы, но они скорее напоминают декорации, с которыми нельзя полноценно взаимодействовать. Невидимых стен здесь нет — можно пытаться карабкаться по крутым склонам или продираться сквозь чащу к цели, но игра настолько усложняет такие маршруты, что проторённые тропы остаются единственным разумным выбором.
Побочные активности: награды за каждое действие
Помимо основной сюжетной линии, в Shadows масса дополнительных активностей:
- Убийства второстепенных целей с уникальными квестами.
- Развитие убежища, которое расширяет сеть разведчиков.
- Рейды на кофуны (древние гробницы) в которых можно найти редкую экипировку.
- Дуэли для Ясукэ, медитации для Наоэ и многое другое.
Каждая активность приносит полезные награды, а прокачка убежища открывает новые возможности. Система разведчиков, правда, могла бы быть более интерактивный — сейчас это просто меню, а не живые NPC.
Боевая система: баланс между стелсом и экшеном
Современные Assassin's Creed делают ставку на динамичные бои, и Shadows не исключение. Здесь появилась новая механика парирования, которая определяет ритм схваток:
- Белые атаки — можно парировать.
- Синие атаки — серии ударов, требующие нескольких парирований.
- Красные атаки — нельзя блокировать (Ясукэ может отражать их в специальной броне, а Наоэ — только уворачиваться).
Ясукэ сильнее в прямом столкновении, но Наоэ компенсирует это ядами и нанесением кровотечений, а также навыками мгновенных убийств из тени.
Итог: Assassin's Creed Shadows — возвращение к лучшему
Shadows начинается как история мести, но быстро раскрывает более масштабный заговор. В отличие от Valhalla (100+ часов) или Odyssey (70+ часов), основная кампания здесь укладывается в 40-50 часов, не теряя динамики. Моё прохождение заняло около 38 часов, включая исследование мира и прокачку героев.
Да, открытый мир Shadows временами кажется шаблонным, но если формула работает по настоящему хорошо, то это скорее плюс, чем недостаток. После финальных титров я был готов потратить еще 40 часов, чтобы завершить все побочные квесты. Assassin's Creed Shadows превзошел Odyssey и Black Flag, став одной из лучших игр серии.