Было мне в то время шестнадцать лет.
Однажды к моей бабушке пришли подружки – собралась веселая компания из четырех человек. Такие встречи случались довольно часто: все эти бабульки были людьми бодрыми и жизнерадостными и, несмотря на солидный возраст, очень активными и вечно занятыми. Вот и в этот раз надумали вдруг печь пироги. А пекли обычно, помимо пирогов с яблоками, повидлом и капустой, еще творожные ватрушки, гребешки с маком и плюшки с сахаром. Сказано – сделано, пошел «дым коромыслом», стол и вся кухня – в муке, ножи сверкают, масло льется, в общем, под ногами лучше не мешаться… Приходи, говорят, милок, через час-полтора, а сейчас иди в огород. А сами тесто месят с такой силой, что стол ходуном ходит, а мышцы на руках так и наливаются…
Уже через полчаса все соседи знали, что у нас затеяли пироги – такой дивный аромат свежей выпечки вокруг разошелся! Соседская собака, лежавшая лениво у своей конуры, вдруг встала, насторожилась и начала водить вокруг носом. Я, почти докопав грядку, воткнул лопату в землю (пусть сама работает), и начал потихоньку перемещаться к дому. Прошел около кухонного окна, углядел, что две тарелки с выпечкой уже на столе, но бабульки все еще суетятся около духовки. Задерживаться у окна не стал, а сделал вид, что мимо дома прошел по какому-то очень важному делу. Сам пару минут покрутился около яблонь, а, где-то в душе, надеюсь – может, уже пора, и сейчас позовут? Нет – видно, все же рано, еще не зовут.
Прошло еще минут пятнадцать, я, по-прежнему, кручусь вокруг дома. Наконец, слышу, зовут меня к столу.
Захожу, на кухне уже полный порядок – на столе чистота, стоят тарелки с пирогами и плюшками, все так аппетитно запечено, сверху на плюшках - хрустящая корочка. Из творога ватрушек выглядывают изюминки. На столе стоит-дымит самовар и пять чашек.
- Садись, - говорят, - Сергунчик, с нами чай пить, пироги поспели!
Кто же откажется от такого лакомства?!
- Ты ешь с каждой тарелки по пирогу, и ищи сюрприз! – предложила одна бабулька.
- Какой? – не понял я. Остальные на нее тоже внимательно посмотрели.
- В одном из пирогов – секретик, он внутрь запрятан. Вот кому он попадется – тот и будет самый счастливый человек! – пояснила она.
- Ну, а, все же, какой он, это секретик? – не унимался я.
- Ты давай ешь, может, он вовсе и не тебе попадется! Скоро все узнаем, – она принялась разливать чай.
- Вот ты выдумала… Что туда положила-то? – моя бабушка принялась внимательно осматривать пироги, - какие-то секретики да сюрпризики…
Остальные бабульки тоже начали присматриваться к пирогам, надеясь увидеть хотя бы какие-то признаки – но, нет, ничего явно заметного не было.
Эх, вот было время… Таких пирогов никто у нас в родне не умел печь, кроме бабушки и мамы моей, которая в тот день на работе была. Эта даже, я вам скажу, стало традицией – пироги к столу, на любой праздник. Или просто без всякого праздника, по желанию и настроению.
Так вот, сидим мы за столом, и уминаем пироги за обе щеки. У бабулек бутылочка «красного» уже заканчивается – сидят, эмоционально обсуждают сериал «Богатые тоже плачут», который уже полгода два раза в день показывают по серии. Даже я его регулярно смотрел и старался не пропускать, так он всех заинтриговал. Секретик никому пока не достался, в каком он, конкретно, пироге, я думаю, и сама затейница уже толком не знала. А я активно уплетал пироги и все думал – ну, все же, что это за секретик? Наверняка, крупный чернослив или курагу она вложила в пирожок, не кусок же огурца или колбасы для прикола!
Все случилось на пятом пирожке. И, конечно, со мной. Я, уже насытившись и немного потеряв интерес к «секретику», больше переживая за обсуждаемую Марианну, которая начала подозревать в измене Луиса Альберто, взял очередной пирог, откусил от него большой кусок и… Во рту что-то хрустнуло, от внезапной боли я ойкнул и замер, вытаращив глаза…
- Ты чего? – спросила бабушка.
- Я что-то съел… - прошамкал я, отвернулся и вынул из пирога… Что бы вы думали? Советскую монету 5 копеек – тот самый большой, желтый латунный пятак!
- Вот кто самый счастливый человек! – воскликнула та бабулька, которая так настоятельно советовала мне искать секретик! – Вот ты и нашел сюрприз, поздравляю!
Я сидел и хлопал глазами, не зная, что делать – радоваться или огорчаться, ощущая во рту какие-то острые кусочки.
- Я «пятачок» туда положила, чтоб ты на одни «пятерки» учился в институте! – похвалилась она.
Тетки тем временем осматривали пятак и хохотали, одна обняла и поцеловала меня, раз десять назвав «счастливчиком». Как же, «пятачок» обнаружился! Одна моя бабушка внимательно смотрела на меня и, видя, что со мной что-то не так, серьезно спросила: «Все нормально?».
Я кивнул, при этом нащупав языком острые края расколовшегося зуба. Но вида не подал, аккуратно вынул его осколки, кисло улыбнулся и снова принялся за чай и пирог. Все, этот - последний… А то вдруг у них еще какой-нибудь «сюрприз» приготовлен… Очень кстати, буквально через минуту, за мной зашел товарищ - постучав в окошко, позвал на рыбалку. Бабушка завернула нам с собой по два пирога, и мы ушли за карасями.
Какая уж там рыбалка после такого события?! Сидя на пруду, я невольно касался языком расколовшегося зуба, который уже давал о себе знать тянущей, навязчивой, но пока, все еще, несильной болью. Однако, ближе к ночи, он разболелся так, что я толком не смог заснуть, даже приняв обезболивающую таблетку. Утром – что делать… Собрался, сел в автобус и поехал в поликлинику – меня приняли без вопросов, «с острой болью», пришлось, правда, порядком подождать. Врач осмотрел и констатировал – лечение зуба невозможно, требуется удалять. Ну, что же, всадили мне укол, и домой я вернулся с результатом «минус один».
Больше всех за мой зуб, теперь уже отсутствующий, переживала бабушка: она и в мыслях, и вслух ругала свою подружку, спрятавшую «пятачок» в пирог. Но это, как потом оказалось, вовсе и не конец истории, а только, пожалуй, первая ее часть…
Те дни, кстати говоря, для меня были напряженными и нервными: я готовился к поступлению в институт. Три экзамена надо было сдавать – стандартные «русский-литература», «математика» и «физика». Больше всего я боялся физики – столько тем, формул, разных констант и прочего… И, будучи в школе отличником, учась параллельно на подготовительных курсах в институте, итоговую контрольную по физике я на этих самых курсах написал на «тройку» - причем, были в ней задачи, которые годом ранее выдавались на вступительных экзаменах. В общем, если будут задания аналогичной сложности и в этом году - все, провал…
Сижу, учу физику, пытаюсь понять капиллярные явления, деление ядер, поляризацию диэлектриков и прочие темы. Вроде, выучить получается, а понять – ну, совсем тяжело…
Вдруг, через несколько дней, приходит неожиданная и потрясающая новость – отменили вступительную физику-то, не надо ее сдавать! Как так, по каким причинам – не ясно, да никто особо и не спрашивал, зачем и почему ее отменили. Все только радовались… Такая серьезная дисциплина – и выпала из списка!
У меня, сказать честно, эйфория! Подумаешь, остались математика и литература-сочинение! Математика – не проблема, я и производные с интегралами без проблем беру, и уравнения разного порядка «щелкаю», и графики строю – дисциплина-то, хотя и близка к физике, а, все же, легче воспринимается. Про грядущее сочинение по литературе не переживаю вообще – явно будут темы на выбор по творчеству Гоголя, Пушкина или Некрасова: там почти все про деревню-матушку! А у меня она каждый день за окном, так неужели я не порассуждаю и не напишу о том, как складывался быт помещиков и крестьян, что повидал Чичиков, или кому на Руси жить хорошо?! Пусть и прошло почти два века с тех времен, а проблемы, по сути, те же остались…
В итоге, примерно через две недели я с хорошими результатами сдал вступительные экзамены в институт и, после прохождения достаточно жесткого конкурса, на котором учлись даже мои школьные почетные грамоты за успехи в учебе и общественной жизни школы, и аттестат с отличием, был зачислен на первый курс.
Каким же счастливым человеком я себя тогда чувствовал! А бабушка сказала: «Ну, а кто бы сомневался, «пятак» - то тебе достался! И страшную физику сдавать не пришлось, и остальные экзамены так хорошо сдал! Так все и должно быть!».
Неужели и, правда, тот самый «пятачок» удачу принес?!