Найти в Дзене

Новое издание справочника. Почему важна статистика?

Уважаемые читатели и коллеги! Рад сообщить, что пусть и с небольшим опозданием (первоначально планировалось 11 апреля), но работа над четвёртым, дополненным изданием «Справочника преступлений и террористических актов в школах и других учебных заведениях» завершена. Файл уже размещён на сайте и доступен для скачивания. В новой редакции исправлены некоторые ошибки и неточности, допущенные в предыдущих изданиях, также добавлены новые сведения, присланные мне коллегами из Республики Казахстан.

Когда я только начинал заниматься исследованиями в сфере обеспечения безопасности школ и других образовательных учреждений, то первая проблема, с которой я столкнулся, была именно в отсутствии статистических данных о преступлениях данной категории собранных и систематизированных в одном источнике. Приходилось тратить огромное количество времени и сил на сбор информации из десятков разных источников и её перепроверке, потому как полнота, достоверность и объективность публикуемых сведений часто вызывала обоснованные сомнения. Стало ясно, что необходим единый информационно-справочный ресурс, содержащий сведения о преступлениях данной категории и, хотя бы кратком (минимальном) наборе фактических данных об их деталях и обстоятельствах. Без этой информации увидеть объективную картину происходящего и оценить реальные масштабы этой угрозы просто невозможно, как и проводить качественный анализ данных, сравнительный, перекрёстный, оценивать развитие событий в динамике. Без результатов такого анализа крайне затруднительно объяснять происходящие криминологические процессы, а главное выявлять и идентифицировать факторы, которые на них влияют, что в свою очередь сильно усложняет прогнозирование вероятного развития событий.

Когда отсутствует понимание вектора и особенностей развития угрозы, невозможно разработать эффективные меры противодействия. Это наглядно можно увидеть сейчас, когда после очередного массового убийства или террористического акта в учебном заведении различные эксперты, политологи, представители правоохранительных органов, работники образования и журналисты, рассуждая о трагедии, задаются вопросом: «Почему разработанные и внедрённые в рамках стратегии безопасности меры профилактики и пресечения угроз не сработали?» Ответ прост: их разрабатывали на основе неполных данных, а во многих случаях эти данные были не только неполными, но и недостоверными.

Я часто сталкиваюсь в публикациях СМИ с данными статистики, которые очень далеки от реальности. Например, комментируя очередное массовое убийство в школе или университете, автор подкрепляет статью цифрами общей статистики происшествий по образовательным учреждениям, несмотря на то что большинство из этих происшествий не относятся ни к массовым убийствам, ни к терроризму. По большей части это преступления общеуголовной направленности, совершённые на почве личных неприязненных отношений между конкретными людьми, либо связанные с мотивами материального характера (грабежи, разбои, вымогательства), совершённые из хулиганских побуждений или вообще неумышленно.

Поэтому крайне важно не только знать цифры статистики, но и понимать, что за ними стоит. Правильная сортировка данных важна не менее. Все собранные случаи должны подвергаться перекрёстному анализу, сравнению информации из разных источников, при этом отдавая предпочтение полицейским пресс-релизам, рапортам и судебным протоколам, потому что именно они содержат больше фактов, чем домыслов. Все собранные инциденты необходимо делить на группы и подгруппы по различным криминологическим признакам. Такое деление позволит наглядно увидеть характер развития ситуации в определённом временном периоде как в сравнении, так и в динамике.

На основе качественно собранных и систематизированных статистических данных можно создавать достаточно точные криминологические модели и прогнозы, а главное — благодаря этим моделям и прогнозам можно разрабатывать по-настоящему эффективные меры профилактики и пресечения этих угроз. Именно в этом заключаются главная цель и основная задача прикладной криминологии: понять характер угрозы, оценить перспективы её развития, определить уязвимости, разработать стратегию противодействия угрозе и устранить её. Для этого необходимы достоверные исходные данные, проверенные и систематизированные, собранные в одном источнике.

Осенью 2023 года, я приступил к его созданию. В качестве формы изложения данных, я выбрал формат аналогичный полицейской сводке о происшествии, в виде краткого изложения обстоятельств события содержащий такие сведения как: дата, время, место, способ, предмет, субъект, пострадавшие, последствия, результат и иные достоверно установленные факты.

В феврале 2024 года, на сайте проекта «Общественный порядок и Безопасность» было опубликовано первое издание, в которое вошли статистические данные за 24 года (с 2000 по 2023 год включительно). Тогда я получил множество откликов, рекомендаций, дополнений и правок, от коллег по всему миру, уже через 2 месяца, в апреле 2024 года, вышло второе издание, в которое содержало более 100 дополнений и правок. В течение 2024 года, с учетом приходивших в почту пожеланий от читателей и коллег, сведения обновлялись и дополнялись, вышедшее в январе 2025 года третье издание, содержало дополненные сведения уже за 25 лет. Сегодня опубликовано уже четвертое издание, которое содержит дополнительные сведения и правки. По мере поступления новых данных, будет начата работа над пятым изданием, которое я планирую выпустить до конца 2025 года. Буду рад любой помощи в работе над новым изданием, как это сделать вы можете узнать в заключительной части справочника, в разделе «Перспективы издания новых версий».

Моя цель — сделать полезный, достоверный, информативный, удобный в использовании и, главное, общедоступный справочно-аналитический инструмент для исследователей и специалистов по обеспечению безопасности школ и других образовательных учреждений от угроз различного типа и характера.

Ещё раз хочу поблагодарить всех, кто оказывал мне помощь в сборе новых сведений, уточнении и корректировке ранее опубликованных данных, формировании и редактировании разделов, а также другой работе над справочником.

С уважением.

Автор и главный редактор проекта.