В 43 году 3 гиап пополнился в основном «ЛаГГами» - тоже самолёт уже устаревший на тот момент. А 4 гиап начинал на и-16. Но вскоре оба полка получили наконец нормальный самолет – Ла-5. Потихоньку обновляли авиапарк и другие части КБФ. Постепенно здесь «отдельные авиаэскадрильи» заменены были полками, что, конечно, было большим плюсом в части управления ими.
В 43 году бои здесь по накалу были несравнимы с 44 годом. Весной 43 года здесь ещё действовали немцы, но с лета основным противником были финны. С ними, конечно, было намного проще. Пилотам КБФ в 43 году не удалось собрать трофеи из сбитых немецких асов, зато финских они пощипали как следует.
Бои шли с успехом переменным, зимой, пока шла «обкатка» молодёжи, потери были существенные, многие молодые пилоты погибли, успев сделать всего несколько боевых вылетов. Опытные пилоты гибли теперь редко. Так, 19 января на и-16, который дослуживал последние дни в 4 гиап, погиб штурман полка Кузнецов Анатолий Иванович, имевший 11 побед на счету. Но его сбила при возвращении с задания зенитная артиллерия. 24 января в ходе боя на резком вираже свалился в штопор Щеголев Николай Михайлович из 3 гиап, уже на ЛаГГе. Ас этот имел на момент гибели 9 побед. По немецким данным, его сбил Вильгельм Филипп, причём на высоте 50 метров, то есть, видимо, Щеголев вывел над землёй самолет из штопора, но там его уже поджидал немецкий охотник.
Весной пилоты КБФ понесли три тяжёлые потери. 23 марта выбыл один из лучших асов КБФ, пилот 3 гиап Татаренко Дмитрий Митрофанович, имевший 27 побед на счету. Он был сбит, ранен и более не воевал. Он вылетел на задание по прикрытию ведущим четвёрки. Были замечены «юнкерсы», при атаке на них вторая пара пилотов потеряла из виду пару Татаренко. Немцы интересным маневром «имитация атаки» смогли разделить Татаренко с его ведомым, и при выходе из атаки тыл Татаренко оказался открыт, чем тут же воспользовался немецкий ас Хорст Адемайт и сбил Советского аса. Адемайт, как и Тренкелт, обычно атаковал в разгар боя, выбрав момент, когда Советская группа «раздергана» ударами других пилотов. 22 апреля в районе Сортавалы в бою с финскими пилотами погиб Кожанов Пётр Павлович, ас 4 гиап, причём на недавно полученном Ла-5. Он имел на момент гибели 13 побед.
Финны были врагом сильным. Схватки с ними часто состояли из последовательных ударов с обеих сторон. В 43 году эта тактика «наращивания сил через активный ввод в бой» достигла совершенства. Разгромами такие бои никогда не оканчивались, но асов стороны теряли. Пилоты КБФ в этих боях потеряли двух сильных асов. 4 мая погиб Васильев Михаил Яковлевич, прекрасный ас 4 гиап, имевший 24 победы на счету. Бой этот проходил с участием сразу нескольких полков, которые в бой входили последовательно. Кстати, в нем активно участвовали «Чайки» 71 иап, и пилот Мачабели Михаил Захарович даже сбил пилота LeLv24 на «брюстере» Йоуку Лилью, имевшего несколько побед на счету. Потерь «Чайки» не понесли. Более подробно бой описан у Марченко. 4 гиап на Ла-5 действовал, кстати, максимально неудачно, попав под удар свежей группы бф-109 и потеряв два Ла-5. Отличились опытные асы LeLv34 – Кьёсти Кархила заявил две победы, а Юрьё Палласвуо одну. Кстати, в этой фазе боя финны довольно точно оценили успехи.
А 23 сентября в бою четверки 4 гиап с группой «Брюстеров» погиб Байсултанов Алим Юсуфович, ас с 17 победами. Финны заявили целых пять побед над истребителями по итогам боя, поэтому определить победителя сложно, но, скорее всего, Советского аса в паре сбили два выдающихся аса Нильс Катаяйнен и Эмиль Веса.
В свою очередь, пилоты КБФ провели ряд успешных боев, в которых сбили сильных финских асов. Так, 21 апреля выдающийся ас 4 гиап Евгений Терентьевич Цыганов сбил одного из ведущих финских асов Эеро Киннунена, имевшего 22.5 побед на счету, и в том же бою Голубев и Костылев сбили Тауно Хейнонена, тоже неплохого аса с 5 победами. Мы описывали этот сложный, долгий и масштабный бой. В нем удалось добиться чёткой работы звеньев, которые отлично последовательно вступали в бой и помогали друг другу. Причём взаимодействовали между собой 3 и 4 гиап.
2 мая в ожесточённом бою лётчики 3 гиап сбили Ликку Тёрронена, который имел 11 или 14 побед на счету, по разным источникам. Отличились Кравцов Иван Савельевич либо Черненко Василий Иванович. Этот финский ас, как и Киннунен, воевал на «Буффало». Этот бой пилоты 3 гиап провели очень слаженно и полностью избежали потерь. Финны, как водится, в бою оформили кучу побед.
2 июня сбит был Оива Туоминен при атаке на Пе-2, причём сбил его, как мы установили, Голубев Василий Федорович из 4 гиап. Голубев успел вовремя, чуть промедли он – и Туоминен мог бы сбить Пе-2, который, как мы отмечали, пилотировал Герой Советского Союза Раков Василий Иванович. Туоминен был пятым асом Финляндии. Хотя он отделался лёгким купанием в финском заливе, после этого случая Туоминен как-то утерял боевой пыл и победы одерживал почти исключительно в своих фантазиях.
Наконец, 20 августа пилот 3 гиап Левченко Георгий Никитович сбил Калеви Терво, который имел 23 победы на счету и воевал на бф-109. Тот погиб. Причём снова сработал грамотный и своевременный ввод в бой на помощь 13 иап звена 3 гиап. В этих боях правильный ввод в бой свежих сил решал многое. Как мы видим, пилоты КБФ проводили этот приём весьма грамотно.
Последней потерей аса в 43 году стала гибель Шакро Ясоновича Бедукадзе из 4 иап, который вылетел на разведку ведущим пары 6 декабря 43 года, и оба не вернулись. Бедукадзе имел 14 побед на счету. По немецким данным, советскую пару атаковала пара истребителей JG54 Зигурд Хаала-Рудольф Грэт, и сбила обоих.
Но в целом в 43 году пилоты КБФ бились неплохо. Наконец получив хорошие самолёты, оснащённые нормальной рацией, пилоты КБФ проявили себя. Остались в прошлом ситуации, когда полки КБФ в бою проявляли несогласованность. Теперь эти полки работали, как единый механизм. Сразу потери снизились, а успехи выросли. Конечно, читатель видит, что без потерь некоторых ведущих асов не удалось обойтись, но в целом с финнами бои были примерно равные и даже порой с некоторым преимуществом советских истребителей, а с немцами бои здесь шли в 43 году довольно редко.
В 44 году пилоты КБФ весной вели непростые бои над морем и над Северной Эстонией. Противостояли им большей частью теперь уже немцы. В свою очередь, полки КБФ были увеличены, и это привело к появлению множества неопытных пилотов. Потери их были существенные. Но гибли и опытные асы. А с июня пилоты КБФ большей частью работали на Выборгском направлении, но тут основная работа была у пилотов 13 ВА и 7 ИАК. Пилоты КБФ выполняли функции вспомогательные. Затем, когда бои на этом направлении затихли, пилоты КБФ вновь бились в Эстонии. В конце 44 года здесь был последний всплеск боев, причём, учитывая большой численный перевес Советских истребителей, мы можем уверенно сказать, что наконец-то пилоты КБФ смогли действовать с позиции силы.
Весной 44 года пилоты КБФ потери несли ощутимые. Так, 15 января тяжело ранен в бою Кириллов Дмитрий Алексеевич из 14 гиап, имевший 20 побед на счету. Отличился ас JG54 Херберт Алоэ. 25 января, защищая «Илы», погиб лучший ас 21 иап Ломакин Анатолий Георгиевич, имевший 28 побед на счету. Он буквально два дня до этого был удостоен Звания Героя… Победу одержал ас Георг Фюредер.
Тяжек был и февраль. Так, 6 февраля погиб недавно назначенный командиром 3 гиап Шмелев Николай Михайлович, который вылетел на задание по прикрытию в паре, но оба пилота не вернулись. Немцы оформили только одну заявку, и сделал это тот же самый Фюредер. 7 февраля погиб штурман 4 гиап Дмитриев Владимир Михайлович, имевший 15 побед на счету, сбил его Карл Брилль. Весной стоит отметить тяжёлый бой 4 апреля, когда немцам удалось отрезать от остальных пару 10 гиап. Батурин Александр Герасимович, имевший 25 побед, был сбит и ранен, а его ведомый Мачабели Михаил Захарович, пытаясь защитить командира, тоже был сбит и попал в плен. Этот ас имел 10 побед на счету. Отличились асы 2 отряда JG54 Ханс Донтерманн и Альфред Тоймер. Вообще в тот день пилоты КБФ понесли большие потери.
Относительные успехи немцев в ту весну в боях с ВВС КБФ объясняются тем, что здесь снова был приток большого количества молодых пилотов. Поэтому группы в бою действовали порой недостаточно слаженно. Зато финнам побед над асами КБФ одержать не удалось. Сами они потеряли Эйно Пелтолу, имевшего 10.5 побед, в бою с 11 иап 2 апреля 44 года. В этой короткой стычке отличился Беляев Сергей Сергеевич.
Летние бои пилоты КБФ вели хорошо, потерь несли мало, добившись ряда успехов. Весьма обидной была потеря 5 июня аса 3 гиап Кучерова Николая Петровича, имевшего 14 побед на счету. Вечером он попросту потерял группу и был сбит. Как видим, от таких ошибок были не застрахованы даже опытные асы. Сбил его известный ас Отто Киттель.
В период боев за Выборг ярчайшую победу 21 июня одержал пилот 12 иап Тихомиров Владимир Алексеевич, при сопровождении «Илов» в сложном бою сбивший аса JG54 Херберта Алоэ, имевшего 34 победы. Конечно же, для немцев эта потеря была тяжким ударом, так как асов у них здесь было немного, и Алоэ был среди них далеко не последним. 5 июля сбили сразу двух выдающихся асов из Финляндии: командир 13 иап Мироненко Александр Алексеевич сбил Нильса Катаяйнена, одного из ведущих асов финнов, причём тот был серьёзно ранен и более не воевал. А Володин Иван Яковлевич из 3 гиап сбил Пааво Мюллюля, одного из самых объективных и сильных асов финнов, хотя формально и не входящего в число ведущих. Мюллюля пытался атаковать нижнюю пару Ла-5, но не заметил пару Володина, так как в том вылете четверка примерила эшелонирование по высоте. К сожалению, Мюллюля ранений избежал.
На основе боев 43 и 44 годов мы можем определённо сказать, что пилоты КБФ «раскусили» финнов и добились в боях с ними преимущества. В отличие от немцев, финны больше полагались не на внезапные атаки, рассекающие группы советских истребителей, а на искусство пилотажа. Они старались переиграть советских пилотов за счёт группового взаимодействия и пилотажа, но в этих вещах пилоты КБФ были, пожалуй, в целом сильнее. Немцам же иногда удавалось внезапными атаками добиться расстройства групп пилотов КБФ.
Но осенью и зимой, когда пилоты КБФ проводили завершающие бои в Прибалтике, немцы уже не имели над ними никакого перевеса. 23 ноября пилоты КБФ сбили последнего сильного немецкого аса – Карла Талера, имевшего 27 побед на счету. Сбили его пилоты 3 гиап, которые провели в тот день целый ряд успешных схваток, демонстрируя отличное взаимодействие между собой. Скорее всего, как мы отмечали, сбил его Морозов Николай Фёдорович, защищая своего ведущего Шилкова от атаки врага.
Итак, подведем итоги. Мы видим, что ВВС КБФ в целом уступали ВВС СФ и по дисциплине, и по объективности, и по успехам. При этом нельзя сказать, чтобы балтийцы воевали плохо. Несмотря на все проблемы, они одержали немало ярких побед.
Мы видим, что 3 гиап сбил 7 асов врага при потере 9 своих асов, 4 гиап – 5, потеряв 8 своих. Мы берём потери как безвозвратные, так и временные. То есть полки были примерно равнозначные. 4 гиап выглядит более организованным и сплоченным коллективом, но у 3 гиап в целом выше качество личного состава. Конечно же, остальные полки, хотя и не выглядят аутсайдерами, в целом отстают очень сильно, о чем мы уже говорили.
Все же пилоты КБФ вложили большой вклад в Победу. Именно они нейтрализовали большую часть Финской авиации. Сказать, что они серьёзно ослабили её, мы все же не можем. Но, во всяком случае, не уступили финнам. А это были противники серьёзные. С немцами было сложнее, и ярких побед над немецкими асами у пилотов КБФ сравнительно мало, но они все же есть, и среди них есть весьма колоритные.