После шести долгих лет ожидания со времён выхода первой части, Kingdom Come: Deliverance 2 возвращает Генри из Скалица в гущу событий, а игроков — в один из самых исторически достоверных, реалистичных и визуально проработанных миров Средневековья, когда-либо созданных для видеоигр. И ожидание того стоило: вторая часть предлагает то, чего не было даже у её предшественницы — отточенный геймплей, значительно улучшенную графику, более масштабный и насыщенный открытый мир, а также захватывающую, историю.
Чтобы по достоинству оценить Kingdom Come: Deliverance 2, нужно сразу уяснить одну важную истину. Это не эпичная фэнтези-RPG вроде Dragon’s Dogma 2 или The Elder Scrolls 5: Skyrim — это, по сути, повествовательный средневековый симулятор, призванный погрузить игрока в иммерсивный опыт и атмосферу той эпохи, параллельно рассказывая свою собственную историю. То, что некоторые могут назвать ограничениями, — всего лишь границы реализма, в которые игра добровольно заключила себя, чтобы предложить более аутентичный ролевой опыт, чем большинство современных RPG.
Без сомнения, Kingdom Come: Deliverance 2 — одна из первых значимых проектов 2025 года. Анонсированный пост-релизный контент внушает оптимизм, повторяя успешную формулу первой части.
Живой мир KCD2 — великолепные декорации для захватывающей истории
Мир Kingdom Come: Deliverance 2 кажется живее, чем когда-либо. Как и в первой игре, главная роль в Kingdom Come: Deliverance 2 отведена её тщательно воссозданному средневековому миру. Однако на этот раз игре добавили много улучшений, и каждое из них реализовано блестяще.
Прежде всего, мир KCD2 кажется по-настоящему живым: NPC реалистично реагируют практически на всё — от внешнего вида игрока до его поведения. Конечно, это было визитной карточкой и первой части, но в сиквеле эти механики усилили, создавая ощущение, что игрок окружён живым, насыщенным на события миром.
Во многом такая живость достигается за счёт того, что протагонист, Генри, — обычный человек. В большинстве RPG игроки управляют мессианскими героями с предопределённой судьбой «спасти мир», что в итоге приводит к обретению ими богоподобных сил или хотя бы вселенской мудрости. KCD2 же отвергает этот канон в пользу реализма: Генри — всего лишь сын кузнеца, который в начале первой игры едва умел читать.
Во второй части он, конечно, стал опытнее, но остался таким же обычным. И именно обыденность Генри смещает фокус с него самого на мир вокруг. В отличие от других игр, где всё вращается вокруг главного героя, в KCD2 мир столь же важен, как и он.
Прогуливаясь по Кутной Горе, можно услышать, как торговцы общаются с другими NPC так же, как и с Генри, а иногда между двумя горожанами даже вспыхивает драка, если они не могут мирно разрешить спор. Мир Kingdom Come: Deliverance 2 живёт своей жизнью — с участием игрока или без.
У каждого NPC есть распорядок дня, и если игрок (или случайные события) не вмешается, они будут следовать ему. Отчасти это связано с заурядностью Генри — как и у Героя Кватча в The Elder Scrolls 4: Oblivion. В каком-то смысле, NPC в Kingdom Come: Deliverance 2 относятся к нему как к такому же рядовому персонажу… если только он не начнёт делать что-то из ряда вон выходящее — например, грабить лавку или затевать пьяную потасовку.
Визуально средневековая Богемия в Kingdom Come: Deliverance 2 великолепна — будь то городские улочки, заполненные горожанами, или зелёные холмы за его пределами. Графика совершила огромный скачок по сравнению с первой частью, особенно в кат-сценах: детализация волос, доспехов и оружия теперь просто на высоте.
Исследование открытого мира Богемии XV века — сплошное удовольствие, но не из-за сундуков с мощными доспехами (хотя и они есть), а потому что каждая прогулка преподносит запоминающиеся моменты — будь то занятные истории, необычные места или колоритные персонажи.
Сюжет KCD2: захватывающий, эмоциональный и простой для восприятия
Хотя живой мир Kingdom Come: Deliverance 2 завораживает, он служит всего лишь декорациями для истории игры — напряжённой, эмоциональной и при этом лёгкой для понимания.
Сюжет KCD2 начинается сразу после событий первой части: Генри и сэр Ганс Капон направляются в замок Троски, надеясь заручиться поддержкой в борьбе против короля Богемии Сигизмунда. Начало сохраняет лёгкий и весёлый тон, но вскоре всё идёт наперекосяк, и Генри приходится разбираться с последствиями, погружаясь в новую тайну.
Хотя KCD2 — прямое продолжение первой игры, она отлично играется и работает самостоятельно. Первые несколько часов нам скрупулёзно объясняют ключевые события оригинала через флешбэки и диалоги. Более того, даже вернувшиеся игроки могут переопределить своего Генри через важные диалоговые выборы — неплохая компенсация за отсутствие переноса сохранений.
Разумеется, те, кто прошёл первую часть, будут эмоционально вовлечены сильнее, но и новички без труда разберутся в происходящем.
Отдельного упоминания заслуживают побочные задания — они не просто заполняют мир, но и дополняют основную историю. За почти 150 часов прохождения я не припомню ни одного скучного квеста — каждый по-своему интриговал, даже если приходилось выполнять рутинную работу. Всё благодаря тому, как здорово побочные миссии погружают в средневековый мир, насколько качественна озвучка и как вознаграждается каждое задание.
Kingdom Come: Deliverance 2 — свобода выбора и последствия
Свобода выбора — основа Kingdom Come: Deliverance 2. Почти каждое решение в KCD2 имеет последствия. Свобода игрока в видеоиграх стала краеугольным камнем жанра за последнее десятилетие, и Kingdom Come: Deliverance 2 преуспевает в этом как никто. Здесь практически каждое действие — большое или малое — влияет на мир.
Геймплейный цикл KCD2 сложно описать точно: ты можешь идти куда угодно, делать что угодно и двигаться в своём темпе, не чувствуя давления сюжета. Это идеальная RPG в классическом понимании: игроку позволено всё, если он готов принять последствия своих решений.
Особенно это заметно в диалогах — они часто предлагают множество вариантов, каждый из которых может кардинально изменить ход беседы или связанного с ней квеста. Игроки получают огромную власть над характером Генри, его отношениями и ролью в истории — вне зависимости от их действий.
Конечно, KCD2 не оставит безнаказанными игроков, которые делают что-то совсем уж из ряда вон выходящее. Можно разбогатеть, обчищая каждый дом и лавку в двух регионах игры, но если поймают — будет худо. Лично мне повезло: мой Генри с самого начала был мастером убеждения, так что я выкручивался из многих неприятных ситуаций, которые для других могли закончиться клеймом вора.
Но не всем так повезёт, особенно в начале, когда навыки Генри ещё не прокачаны. Усугубляет ситуацию система сохранений: в KCD2 сохраниться не так-то просто — только через сон в своей или арендованной кровати, выход через «Сохранить и выйти» или Савиор Шнапс (настойку для сохранения). Последний вариант самый удобный, но и самый дорогой — эти зелья редки и недешевы.
Это напоминает систему быстрого перемещения в Dragon’s Dogma 2, где оно требует редкого ресурса и призвано отговорить игроков от злоупотребления телепортами. Так же и здесь: не получится сохраниться прямо перед преступлением, так что любая авантюра — это риск.
Но свобода действий в KCD2 по-настоящему раскрывается, когда игрок делает что хочет. Основная сюжетная линия стоит прохождения, но и побочные квесты не уступают. Многие из них взаимосвязаны — завершение одного может повлиять на ход другого, добавляя вес каждому решению свернуть с проторённого пути.
И что важно — игра не осуждает, если ты предпочтёшь разгребать навоз за таверной, чтобы помочь двум случайным прохожим, вместо того чтобы заниматься «важными» делами.
Знакомая прокачка
Акцент на свободу в KCD2 проявляется не только в последствиях решений, но и в механиках прокачки. Система прогресса напоминает The Elder Scrolls 4: Oblivion: выполнение действий прокачивает соответствующие навыки.
Например, чтобы улучшить красноречие, нужно чаще говорить с NPC и проходить проверки убеждения. Это прямое отражение философии игры: твой стиль игры формирует Генри.
Те, кто предпочитает мечи, будут становиться сильнее в фехтовании. Любители скрытности — прокачают воровские навыки. Игра не заставляет играть «правильно» — даже если квест подразумевает тихое выполнение, никто не мешает вломиться с мечом наголо. Хотя последствия могут быть не самыми приятными.
Kingdom Come: Deliverance 2 стала доступнее, но не упростилась
Один из ключевых аспектов KCD2 — возросшая доступность. Главная претензия к первой части — высокий порог входа из-за её гиперреализма (что, по иронии, было её же главной фишкой).
В сиквеле баланс найден: игра стала дружелюбнее, но не потеряла своей аутентичности. Хотя KCD2 всё ещё бросает вызов (особенно в начале), освоиться в ней получится куда быстрее.
Бой, например, переработан — система пяти направлений атаки сократилась до четырёх, а агрессивная тактика теперь вознаграждается. Если в первой части схватки были медленными и тягучими, то здесь темп нарастает куда динамичнее.
Также появилось больше оружия, включая варианты которые проще в освоении, чем меч.
Но доступность — не значит «лёгкость». Например, крафтовые системы (кузнечное дело, алхимия) требуют терпения и точности, которые понравятся не всем. А наказания за преступления стали строже, так что успешное воровство теперь сложнее.
Но всё это — часть аутентичного опыта Kingdom Come: Deliverance, и совсем не хочется винить игру за то, что она остаётся верной себе.
Итог: Kingdom Come: Deliverance 2 — великолепное историческое погружение
Kingdom Come: Deliverance 2 — образцовая игра в жанре исторического симулятора с глубокой проработкой мира, свободой выбора и вознаграждающей механикой RPG. Она улучшает всё, что сделало первую часть культовой, и добавляет новые слои в виде доступности, реализма и ещё более живого мира.
Будь то весомый и продуманный бой, ветвящиеся квесты, учитывающие выбор игрока, или тщательно воссозданная средневековая Богемия, наполненная жизнью, — KCD2 блестяще передаёт ощущение причастности к истории.
Она не держит за руку, но предлагает такую степень свободы и влияния на мир, которую мало какие RPG могут повторить.
Тем, кто ценит реализм и симуляцию больше, чем зрелищность, Kingdom Come: Deliverance 2 подарит неповторимый опыт. Она требует терпения и готовности принять её историческую достоверность, но взамен дарит одно из самых иммерсивнных RPG-приключений за последние годы, с потрясающей графикой, отточенным геймплеем и захватывающим продолжением истории Генри.