Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Преподаватель в области ИИ Наталья Неклюдова: «Педагогам не стоит бояться искусственного интеллекта — лучше подумать, чем он может помочь»

Классификация животных на основе изображений с фотоловушек, прогнозирование климатических рисков и автоматизация медицинских услуг — всё это не проекты крупных исследовательских центров, а примеры заданий для школьников на олимпиадах по искусственному интеллекту. Чтобы успешно выступать на таких соревнованиях, школьных знаний по математике и программированию недостаточно. На помощь приходят преподаватели программ дополнительного образования. Наталья Неклюдова — педагог в области искусственного интеллекта из Ижевска, выпускающая олимпиадников и будущих студентов престижных вузов. Поговорили с ней о методах современных учителей, выборе профессионального пути и перспективах ИИ в системе образования. — Вы единственный преподаватель в Удмуртии, чьи ученики проходят на очные программы «Сириуса» по искусственному интеллекту. В чём ваш секрет? — Мне очень везёт с учениками: я работаю с увлечёнными, мотивированными ребятами. Чаще всего это старшеклассники c высоким уровнем знаний по математике,
Оглавление

Классификация животных на основе изображений с фотоловушек, прогнозирование климатических рисков и автоматизация медицинских услуг — всё это не проекты крупных исследовательских центров, а примеры заданий для школьников на олимпиадах по искусственному интеллекту. Чтобы успешно выступать на таких соревнованиях, школьных знаний по математике и программированию недостаточно. На помощь приходят преподаватели программ дополнительного образования.

Наталья Неклюдова — педагог в области искусственного интеллекта из Ижевска, выпускающая олимпиадников и будущих студентов престижных вузов. Поговорили с ней о методах современных учителей, выборе профессионального пути и перспективах ИИ в системе образования.

Правило зелёной ручки

— Вы единственный преподаватель в Удмуртии, чьи ученики проходят на очные программы «Сириуса» по искусственному интеллекту. В чём ваш секрет?

— Мне очень везёт с учениками: я работаю с увлечёнными, мотивированными ребятами. Чаще всего это старшеклассники c высоким уровнем знаний по математике, информатике и программированию, которые настроены много заниматься и добиваться успехов. Вот это искреннее желание учиться — своё собственное, не по указке родителей или преподавателей, — ключ к олимпиадам, экзаменам, да и вообще к разным испытаниям в жизни.

-2
Ещё я практикую правило зелёной ручки: стараюсь всегда подчёркивать, что выполнено верно.

Мне часто приходится сталкиваться с последствиями школьного подхода, когда указывают только на ошибки, и ученики концентрируются на неудачах, начинают сомневаться в себе. Очень важно похвалить, подсветить то, что получается, — это работает и с детьми, и со взрослыми.

Как выглядит ваш обычный рабочий день?

Я трудоустроена в академии «Калашников» — это юношеский технопарк в Ижевске. Сейчас я в декретном отпуске, но до этого мой рабочий день был таким: начинаю около 11–12 часов, готовлюсь к урокам, штудирую сайты олимпиад и конкурсов. Первая группа учеников стартует в 15:00, а последняя уходит в 18:30. Точнее, должна уходить по расписанию — на самом деле мы часто задерживаемся, чтобы разобрать вопросы учеников. Многие из них приезжают с разных концов города и даже из соседних сёл, и ребята хотят получать от уроков максимум знаний и пользы. Также мне, как и любому преподавателю, нужно заниматься методической работой и внутренней документацией.

-3

— Вы писали в соцсетях, что создали телеграм-бота, обучающего математике. Зачем?

Современным школьникам бывает скучно читать учебник, поэтому мне захотелось поместить обучение в смартфон. Год назад я сделала первого бота по комбинаторике — простой кнопочный механизм, где ученик смотрит видео и решает по ним задачки. Обучение дополнительно включает игру и пробуждает азарт. Один мой ученик прошёл бота за 6 часов: просто смотрел видео и решал задачи одну за другой.

Династия математиков

— Как вы поняли, что хотите заниматься искусственным интеллектом?

Пришла в профессию, как многие, почти случайно. Я преподавала в Удмуртском государственном университете несколько дисциплин: математику, дискретную математику, теоретические основы информатики, в том числе искусственный интеллект. После рождения первого ребёнка мне хотелось совсем уйти из системы образования, но это оказалось невозможно — я успела очень привязаться к преподаванию. В 2019 году академия «Калашников» предложила мне позицию педагога по искусственному интеллекту — тогда и начался новый этап моего погружения.

-4

Ваш папа, Лётчиков Андрей Владимирович, — профессор, доктор физико-математических наук. Был ли в такой семье шанс не увлечься точными науками?

Тема семьи сложная и важная для меня: родители развелись, когда я была совсем маленькая. Папа — блестящий математик, он достаточно известен в нашем городе. В школе я начала чувствовать, что нас с ним сравнивают, и мне, конечно, постоянно хотелось доказать, что я всё знаю и умею сама. Я увлекалась правом, писала олимпиады по этому предмету, но для поступления выбрала именно математику. Папа был моим преподавателям в университете.

Сейчас у нас тёплые отношения. Я советуюсь с папой по профессиональным вопросам: он руководит группой интеллектуальных разработок в банке, то есть работает с ИИ с точки зрения анализа данных.

А шанс не увлечься математикой в нашей семье точно был! Моя родная сестра получила историческое образование.

Учиться и учить

— Вы проходите в нашей онлайн-школе сразу два курса — «Обучение с подкреплением» и «Введение в алгоритмы: Python». Что вам это даёт?

Мне важно поддерживать свой мозг в тонусе, постоянно обновлять знания. В области искусственного интеллекта всё меняется очень быстро — нужно не отставать.

-5

Я смотрю на Сириус.Курсы отчасти и как методист, вижу, как они круто и качественно сделаны, начиная от высокого уровня видео и заканчивая потрясающим составом преподавателей. Всем своим ученикам я советую проходить курсы и подавать заявки на очные программы «Сириуса», чтобы развиваться, учиться, знакомиться.

— Некоторые учителя волнуются, что искусственный интеллект в будущем полностью заменит преподавателей. Вы верите в это?

Думаю, что перемены неизбежны. Однако, на мой взгляд, ИИ не вытеснит преподавателей, а станет их помощником, облегчит их задачи. Мне кажется, нам, педагогам, не стоит бояться ИИ — лучше подумать, как внедрить его в нашу работу. Никакая машина пока что не способна заменить учителя с его вниманием, поддержкой, личным общением.

-6

— Учебная документация — рутинная, но трудоёмкая часть работы педагога. Может ли этот процесс быть упрощён с помощью искусственного интеллекта?

Было бы очень здорово! Документация — боль многих преподавателей. Такие проекты уже есть, несколько лет назад я слушала доклад об автоматизации педагогических программ с помощью ИИ. Причём искусственный интеллект может не просто автоматизировать уже имеющиеся процессы, но и добавить новые метрики и инструменты, например оценку по компетенциям в сравнении с требованиями работодателей. Конечно, такие проекты реализуются небыстро, и их воплощения на практике придётся подождать.

— Что бы вы посоветовали школьникам, которые хотят изучать искусственный интеллект, но рядом нет наставника?

Пусть приходят ко мне! Это серьёзный ответ. Конечно, для успешной и интересной учёбы важно обрести сообщество. Я рекомендую учиться на онлайн-программах, подавать заявки на конкурсы, участвовать в олимпиадах — это поможет найти единомышленников, наставника. И всё обязательно получится!

Узнать много нового и получить ценные знания по любимым предметам можно на Сириус.Курсах. Здесь открыты бесплатные онлайн-программы не только по искусственному интеллекту и математике, но и по пяти другим направлениям. Изучайте расписание и планируйте обучение до конца года!