Найти в Дзене
Музыка дома

ПЛАГИНЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ЗВУКА.

ФОРМАТЫ. С рабочими станциями мы разобрались. Теперь поговорим о том, как можно расширить функции DAW. Для начала давайте разберемся, что такое плагин? Плагин — это дополнение для программы, представленное фрагментом кода, который встраивается или дополняет основной. Основная цель плагинов — расширение текущих функциональных возможностей программы. Например, в браузере, когда вы добавляете блокировщик рекламы, или инструменты для записи с экрана. Или в графическом редакторе используете дополнительный фильтр от стороннего производителя, который искажает или каким-то образом меняет изображение. Слово происходит от англ. plug-in - подключать. Плагины для работы с аудио появились в 1996 году, когда фирма Steinberg создала формат Virtual Studio Technology ( VST). В 1999 году, после тестирования, технология была доработана до ревизии VST2 и стала доступна для широкого круга разработчиков и пользователей, и навсегда изменила музыкальный мир. Технология подарила возможность перенести р

ФОРМАТЫ.

С рабочими станциями мы разобрались. Теперь поговорим о том, как можно расширить функции DAW.

Для начала давайте разберемся, что такое плагин?

Плагин — это дополнение для программы, представленное фрагментом кода, который встраивается или дополняет основной. Основная цель плагинов — расширение текущих функциональных возможностей программы.

Например, в браузере, когда вы добавляете блокировщик рекламы, или инструменты для записи с экрана. Или в графическом редакторе используете дополнительный фильтр от стороннего производителя, который искажает или каким-то образом меняет изображение.

Слово происходит от англ. plug-in - подключать.

Плагины для работы с аудио появились в 1996 году, когда фирма Steinberg создала формат Virtual Studio Technology ( VST). В 1999 году, после тестирования, технология была доработана до ревизии VST2 и стала доступна для широкого круга разработчиков и пользователей, и навсегда изменила музыкальный мир. Технология подарила возможность перенести реальные инструменты и эффекты в виртуальную среду, и превратила компьютер в мощную студию звукозаписи.

Для начала давайте разберемся с форматами плагинов, ибо от того какую DAW вы используете будет зависеть, какой формат плагинов устанавливать на Ваш компьютер.

VST (от англ. Virtual Studio Technology — технология виртуальной студии). Самый популярный и универсальный формат плагинов. Его поддерживают практически все популярные DAW, за исключением Logic Pro и Pro Tools. Последней ревизией (версией) формата является третья - VST3;

AU (от англ. Audio Unit). Формат создан специально для macOS. Он более тесно интегрирован с операционной системой, чем VST, поэтому AU-плагины работают лучше. Это единственный формат, который поддерживает программа Logic Pro;

AAX. (от англ. Avid Audio eXtension) Формат, разработанный специально для программы Pro Tools. Используется только в этой DAW;

CLAP. (от англ. Clever Audio Plug-in) Самый "молодой" и пока малораспространённый формат. Главное его преимущество — максимальная открытость для разработчиков и поддержка самых передовых аудиотехнологий, включая MIDI 2.0 и полифоническую модуляцию. Работает с FL Studio, Bitwig, Reaper, Studio One и ещё несколькими менее популярными DAW;

JS (от англ. Java Script) Формат плагинов, написанных на языке Java, поддерживаемый DAW Reaper. Плагины отличаются простотой интерфейса, хотя язык программирования позволяет создавать широкий спектр плагинов для различных целей;

RTAS (от англ. Real-Time Audio Suite), в настоящее время - устаревший формат, совместимый только с Pro Tools. Представлял собой переработку VST, якобы более эффективно работающий внутри Pro Tools. Формат применялся до выхода Pro Tools 10, а позднее был заменён на новый AAX;

DX (DirectX Plugin). Разработка Microsoft. Формат полагается на технологию DirectX, принцип работы DX-плагинов ничем не отличается от остальных форматов. Использование библиотек DirectX позволяет взаимодействовать не только с DAW, но и вообще с любыми звуковыми программами в среде Windows. Благодаря этому DX-плагины могут подключаться к аудио- и видеоплеерам, видеоредакторам и др.;

ReFill. Формат предназначался только для DAW Reason. В 2019 году Reason Studios прекратила активное развитие ReFill и внедрила поддержку VST;

LV2 (LADSPA Version 2). Формат представляет собой открытый стандарт аудиоплагинов, позиционирующийся как бесплатная альтернатива VST и AU. Стандарт используется в среде ОС Linux (Ubuntu, Debian) и поддерживает DAW и аудиоредакторы, работающие на этих ОС — Cockos REAPER, Audacity и др. Формат повторяет возможности VST и AU, но встречается значительно реже. Основная причина: Linux — не популярная система для производства музыки.

С практической точки зрения, отличий между форматами нет. Основное отличие - в технических моментах разработки, не влияющих на работу конечного пользователя.

В век быстрого доступа в Интернет, плагины поставляются в виде загружаемого установщика. После запуска установщик скачивает необходимые файлы и устанавливает их в систему.

Плагины могут поставляться в двух видах — 32-битном и 64-битном. 32-битные плагины не могут использовать более 4 ГБ оперативной памяти, при этом они могут быть не совместимы с 64-битными операционными системами и программами для записи музыки. Более того, при достижении предела выделяемой памяти плагин может начать работать нестабильно.

В случае с 64-битными плагинами таких ограничений нет. 64-битные версии плагинов могут использовать всю доступную в системе оперативную память, при этом операционная система будет гибко расходовать ресурсы компьютера, распределяя их между всеми инструментами и плагинами, используемыми в проекте.

Плагины в форматах VST3, AU и AAX поставляются в 64-битном формате. Разработки в форматах VST2, RTAS и DX чаще выпускаются в 32-битном формате. Чтобы обойти ограничения 32-битного формата, DAW оснащаются конвертерами, заставляющими операционную систему думать, что она работает с 64-битным приложением, хотя на самом деле это не так.

Позволю себе дать практический совет! Как правило, программа-установщик предлагает установить сразу несколько вариантов плагинов (VST2, VST3, AAX)., да еще и в вариантах 32-бит и 64-бит. Снимите галочки для установки с тех форматов, которые не используются вашей DAW, чтобы не засорять жесткий диск своего компьютера лишней информацией. Я, например, устанавлиааю только формат VST3 в 64-битном исполнении.

НАЗНАЧЕНИЕ.

Я бы классифицировал все плагины на три основных категории.

1. Инструменты, которые позволяют получать звук. К инструментаи можно отнести:

• Синтезаторы, которые могут создавать любой звук с нуля, синтезировать его. Примерами таких плагинов могут являться: Serum, Massive, Diva, Omnisphere и т.д.;

• Семплеры, которые воспроизводят заранее записанные и загруженные в них звуки — семплы, а также позволяют добавлять и редактировать собственные. Такие плагины часто бывают встроены в сами рабочие станции. Примерами таких плагинов являются Serato, TAL, Polygon, Halion, но самым известным, пожалуй, является Native Instruments Kontakt, для которого создано огромное количество музыкальных библиотек;

• Ромплеры. Это почти то же, что и семплеры, но в них нельзя загружать собственные звуки. Примеров масса, но "в чистом виде" я ими не пользуюсь, хватает первых двух категорий. Считают, что они полезны для создания виртуальных инструментов на основе реальных , когда нужно перенести реальную скрипку или гитару в электронный формат. По сути, ромплерами можно назвать библиотеки реальных инструментов Kontakt, а вот такие библиотеки мне уже по душе!

• Плагины для управления MIDI. Они позволяют работать с нотами, контроллерами, электронными пианино и другими MIDI-данными. Примеры: EzBass, EzKeys, EzDrummer, Keyscape, Ample Guitar , библиотеки Kontakt и т.д. Такие плагины позволяют сыграть реальную партию на клавишах или пэдах, а затем отредактировать ее в виде MIDI дорожки и подобрать подходящий инструмент и его тональность. ВЕЩЬ!

2. Эффекты. К ним относятся все инструменты, которые нужны для обработки звука: компрессоры, эквалайзеры, ревербераторы, сатураторы, фейзеры, фильтры, питч-шифтеры, виртуальные консоли, цепи обработки...

3. Утилиты. Сюда можно отнести плагины, которые не попадают в первые две категории, например, плагины для работы с референсами, эмуляторы акустических пространств, плагины для работы с наушниками, хосты и прочее.

Может выясниться, что в DAW, в которой работает музыкант, не хватает эффектов или нет нужного инструмента. Чтобы расширить функциональность DAW, музыканты используют плагины. Задача плагинов — дать пользователю больше возможностей. Основные направления для использования плагинов.

1. Расширение потенциала DAW. Качество и количество стоковых плагинов зависит от конкретной рабочей станции, но ни одна программа не способна покрыть все потребности музыкантов. Стандартные возможности DAW редко охватывают все запросы сразу. Здесь музыкантов и выручают сторонние плагины. Кому-то нужен специфический ревербератор, кому-то— имитация аналогового компрессора или тракта консоли, третьему подайте гранулярный синтезатор.

2. Стоковые плагины могут быть слишком перегруженными. Например, у них слишком много настроек, или они потребляют огромное количество ресурсов, а музыканту нужно что-то более специализированное и приятное. Существует огромное количество "однокнопочных" плагинов, разработанных при участии знаменитых звукорежиссеров, кардинально изменяющих звук по скрытым внутри них алгоритмам. Не стоит недооценивать простоту таких плагинов, качство их достаточно высоко при правильном использовании.

3. Стоковые плагины могут иметь недостаточно гибкие настройки. Причина противоречит предыдущей, тут, как говорится "на вкус и цвет... ". Одному дайте попроще, а другому кажется, что надо "в третьей октаве нечетных гармоник добавить", а подходящей регулировки нет. Ищем, что лучше подойдет для творчества.

4. Наличие большого количества пресетов, то есть готовых звуков или настроек. Даже самые знаменитые профессионалы пользуются пресетами. Многие пресеты дают отличное звучание, даже без дополнительных донастроек. Иногда возникают ситуации, когда заранее непонятно, какой звук подойдёт треку, а перебирая пресеты можно найти нужное звучание, слегка подкрутив настройки до звучания, которое идеально подойдёт под задачи музыканта.

5. Творческая составляющая. Создание музыки, миксинг и дизайн звука — творческие задачи, в которых очень важны вдохновение и настрой. Иногда хороший плагин может помочь в поиске идей и новых приёмов в работе со звуком. Если желаете повеселиться, попробуйте поиграть на вокале AVOX Throat (только не "залипайте" сильно, процесс затягивает).

Какие плагины будут нужны именно Вам, станет понятно в процессе вашей деятельности. Я же позволю себе предостеречь вас. Не превращайтесь в "коллекционера". Прежде чем установить какой-либо плагин, подумайте, а нужен ли он вам, где он будет использоваться, и есть ли в вашей DAW функции, которые делают то, что делает плагин. И не получится ли так, что вы вспомните об имеющемся плагине, только случайно "наткнувшись" на него через пару лет работы. А для ответа на эти вопросы важно хорошее и глубокое знание вашей DAW.

О своих плагинах я расскажу в видео, ибо лучше один раз увидеть...