Найти в Дзене
Тайны в кармане

10 лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне

Только для читателей нашего канала список из 10 лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне, которые идеально подходят для просмотра в память о Победе. Режиссёр: Михаил Калатозов Первый и единственный советский фильм который получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Вероника (Татьяна Самойлова) и Борис мечтают пожениться, но начинается война и Борис уходит на фронт. Вероника остаётся одна, переживает бомбёжки, теряет дом и думает, что Борис погиб. В отчаянии она выходит замуж за его двоюродного брата. Чувство вины буквально жалит Веронику за этот поступок. Она считает, что предала память о Борисе и хочет покончить с собой. Война в этом фильме — не про бои, а про то, как она ломает жизни обычных людей. В конце фильма по небу летят журавли — это символ памяти о тех, кто не вернулся с войны.   Фильм грустный, но очень сильный. Его стоит посмотреть, чтобы понять, как война меняет судьбы и заставляет людей делать трудный выбор. Режиссёр: Андрей Тарковский Война перепле
Оглавление

Только для читателей нашего канала список из 10 лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне, которые идеально подходят для просмотра в память о Победе.

1. «Летят журавли» (1957)

Режиссёр: Михаил Калатозов

Кадр из к/ф «Летят журавли»
Кадр из к/ф «Летят журавли»

Первый и единственный советский фильм который получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Вероника (Татьяна Самойлова) и Борис мечтают пожениться, но начинается война и Борис уходит на фронт.

Вероника остаётся одна, переживает бомбёжки, теряет дом и думает, что Борис погиб.

В отчаянии она выходит замуж за его двоюродного брата. Чувство вины буквально жалит Веронику за этот поступок. Она считает, что предала память о Борисе и хочет покончить с собой.

Война в этом фильме — не про бои, а про то, как она ломает жизни обычных людей.

В конце фильма по небу летят журавли — это символ памяти о тех, кто не вернулся с войны.  

Фильм грустный, но очень сильный. Его стоит посмотреть, чтобы понять, как война меняет судьбы и заставляет людей делать трудный выбор.

2. «Иваново детство» (1962)

Режиссёр: Андрей Тарковский

Кадр из к/ф «Иваново детство»
Кадр из к/ф «Иваново детство»

Война переплетается с сюрреалистическими снами 12-летнего Ивана (Николай Бурляев).

Мальчик, потерявший семью, становится разведчиком.

Как и все дети он мечтает о простой и счастливой жизни, но вокруг него — только война, смерть и страх.

Режиссёр передаёт ужасы войны через яркие образы: разбитые церкви, засохшие деревья и мрачные чёрно-белые сцены в окопах. Эти кадры словно кричат, что война губит всё доброе и светлое.

Это не просто военная драма, а размышление о том, как война калечит души даже самых юных.

3. «Иди и смотри» (1985)

Режиссёр: Элем Климов

Кадр из к/ф «Иди и смотри»
Кадр из к/ф «Иди и смотри»

Один из самых волнующих антивоенных фильмов.

Подросток Флёра (Алексей Кравченко) присоединяется к партизанам в Белоруссии и становится свидетелем зверств карателей.

Режиссёр не щадит зрителя: сожжение деревни, массовые расстрелы, психологическая деградация героя.

Фильм снят почти документально, с использованием настоящих боеприпасов и экстремальных крупных планов.

В конце фильма режиссёр показывает старые съёмки, где нацисты маршируют, смеются, а потом лица современных детей. Эти кадры как предупреждение: "Смотрите, война начинается с обычных людей. Не допустите, чтобы зло повторилось!"

4. «Баллада о солдате» (1959)

Режиссёр: Григорий Чухрай

Кадр из к/ф «Баллада о солдате»
Кадр из к/ф «Баллада о солдате»

История 19-летнего солдата Алёши (Владимир Ивашов), который за подбитые танки получает отпуск, чтобы повидать мать.

По дороге он помогает людям: спасает раненого, встречает девушку Шуру (Жанна Прохоренко), но из-за этого опаздывает домой.

Фильм избегает пафоса, показывает войну через маленькие человеческие подвиги. Сцена встречи Алёши с матерью длится всего несколько секунд — это символ миллионов несостоявшихся возвращений.

5. «А зори здесь тихие…» (1972)

Режиссёр: Станислав Ростоцкий

Кадр из к/ф «А зори здесь тихие…»
Кадр из к/ф «А зори здесь тихие…»

Экранизация повести Бориса Васильева о пяти девушках-зенитчицах и их командире Васкове (Андрей Мартынов), вступивших в бой с немецкими диверсантами.

Каждая героиня — уникальный характер: романтичная Женька, строгая Рита, наивная Лиза.

Их гибель подчёркивает абсурдность войны, где даже хрупкость становится оружием.

Фильм стал очень популярным, благодаря переплетению красивых, душевных сцен и жесткой правды военных лет.

6. «Они сражались за Родину» (1975)

Режиссёр: Сергей Бондарчук

Кадр из к/ф  «Они сражались за Родину»
Кадр из к/ф «Они сражались за Родину»

Экранизация романа Шолохова о солдатах, отступающих к Сталинграду летом 1942 года.

В центре — судьбы трёх друзей (Сергей Бондарчук, Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов).

Фильм снимали в местах реальных боёв, а масштабные батальные сцены (например, атака на высоту) впечатляют даже сегодня.

Особую ценность ленте придаёт участие Василия Шукшина, который умер за год до премьеры.

7. «Двадцать дней без войны» (1976)

Режиссёр: Алексей Герман

Кадр из к/ф «Двадцать дней без войны»
Кадр из к/ф «Двадцать дней без войны»

Военный корреспондент Лопахин (Юрий Никулин) приезжает в тыловой Ташкент, чтобы встретиться с вдовой погибшего солдата.

Фильм-размышление о том, как война отражается в мирной жизни.

Здесь нет боёв, но есть голод, бюрократия, страх потерь.

Никулин сыграл одну из лучших драматических ролей. Кадры тыловой хроники и монохромная цветовая гамма усиливают ощущение безысходности.

8. «Освобождение» (1968–1971)

Режиссёр: Юрий Озеров

-8

Грандиозная киноэпопея о ключевых сражениях Великой Отечественной войны из пяти фильмов:

  1. «Огненная дуга»
  2. «Прорыв»
  3. «Направление главного удара»
  4. «Битва за Берлин»
  5. «Последний штурм»

От Курской дуги до падения Рейхстага — всё показано с документальной точностью.

В массовках участвовали реальные военные, а для батальных сцен использовали технику из музеев.

Фильм уникален сочетанием масштаба и внимания к деталям (например, сцена встречи Жукова и Рокоссовского в штабе).

9. «Живые и мёртвые» (1963)

Режиссёр: Александр Столпер

Кадр из к/ф «Живые и мёртвые»
Кадр из к/ф «Живые и мёртвые»

Экранизация романа Константина Симонова.

Корреспондент Иван Синцов (Кирилл Лавров) в первые дни войны попадает в окружение, теряет документы и скитается по фронтам.

Фильм показывает войну без прикрас: отступления 1941 года, паника, предательство.

Контраст между главным героем и циничным политруком Крымовым (Анатолий Папанов) поднимает вопросы о цене победы.

Сцены сожжения деревни и расстрела евреев стала одной из самых смелых для советского кино.

10. «Отец солдата» (1964)

Режиссёр: Резо Чхеидзе

Кадр из к/ф «Отец солдата»
Кадр из к/ф «Отец солдата»

Старый грузинский виноградарь Георгий (Серго Закариадзе) едет на фронт, чтобы найти раненого сына.

По дороге он помогает солдатам, становится для них «отцом», а в финале участвует в штурме Берлина.

Фильм показывает героизм простых людей — как они, несмотря на страх и боль, совершают подвиги просто потому, что иначе нельзя.

Сцена, где Георгий сажает виноградную лозу на развалинах дома, символизирует надежду на возрождение жизни после войны.

Дополнение-бонус:

В качестве бонуса для вас ещё +2 киноленты в подборку фильмов о Великой Отечественной войне.

Кадр из к/ф «В бой идут одни старики»
Кадр из к/ф «В бой идут одни старики»

«В бой идут одни старики» (1973)

Режиссёр: Леонид Быков

Трогательная история лётного полка, где гибнут молодые пилоты, а выживают лишь «старики».

Фильм наполнен музыкой (герои поют фронтовые песни) и горьким юмором.

«Судьба человека» (1959)

Режиссёр: Сергей Бондарчук

Экранизация рассказа Шолохова о шофёре Андрее Соколове (Бондарчук).

Главный герой потерял семью, но нашел в себе силы усыновить сироту.

Финал с мальчиком у реки — символ того, что несмотря на трудностии потери жизнь продолжается.

Заключение

Эти фильмы — не просто кадры из прошлого. Это крики тысяч сердец, застывшие на плёнке.

Они заглядывают в самую глубь человеческой души — туда, где дрожат руки перед боем, шепчут молитвы в темноте и сжимается горло от немых слёз.

Это не персонажи. Это те, кто навсегда остался в воронках от снарядов, девушки, так и не ставшие матерями, солдаты, не дожившие до седин, дети, забывшие, что такое смех.

Каждый кадр — это крик души тех, кто видел ад на земле, но не сломался.

Кадр за кадром они шепчут нам: «Посмотрите, какой ценой нам достался мир. Запомните. Не допустите вновь».

Вам также понравится: