Могла ли национальная героиня Франции избежать страшной казни на костре? Что если история, которую мы знаем о Жанне д'Арк, — всего лишь тщательно сконструированный миф?
Загадка, которая не дает покоя столетиями
В истории человечества немногие личности окружены таким количеством загадок и противоречий, как Жанна д'Арк — простая крестьянская девушка, изменившая ход Столетней войны и ставшая национальным символом Франции. Её короткая, но яркая жизнь, завершившаяся трагической казнью в возрасте 19 лет, всегда привлекала внимание не только историков, но и криминалистов, медиков и тех, кто стремится разгадать загадки прошлого.
В 1431 году в Руане на главной площади разгорелся костёр, на котором по официальной версии была сожжена Орлеанская дева. История, казалось бы, завершена — героиня погибла мученической смертью, став впоследствии святой. Но что если всё было совсем иначе? Что если перед нами одна из самых удивительных мистификаций в истории?
«Самое трудное — не защищать свое мнение, а знать его», — говорила Жанна д'Арк. И сегодня, спустя почти шесть столетий после её предполагаемой смерти, это высказывание приобретает новое звучание в свете сенсационных исследований.
Удивительные находки современных патологоанатомов
Когда группа французских и швейцарских ученых получила доступ к предполагаемым останкам Жанны д'Арк, хранившимся в музейных архивах, никто не ожидал, что результаты исследований заставят пересмотреть устоявшуюся историческую версию. Заключение экспертов оказалось поистине шокирующим.
Прежде всего, анализ фрагментов, долгое время считавшихся останками Орлеанской девы, показал, что это... совсем не человеческие кости. Углубленное исследование выявило, что многие из них принадлежат египетской мумии, а другие — останкам кошки. Как отметила доктор Филиппа Лангли, руководитель исследовательской группы: «Мы были совершенно ошеломлены. Если это фальсификация, то она была создана много веков назад»[1].
Современные методы датирования показали, что возраст некоторых фрагментов — более 2000 лет, что полностью исключает их принадлежность к останкам девушки XV века. Более того, химический анализ обнаружил следы веществ, которые использовались исключительно при бальзамировании в Древнем Египте, что противоречит версии о сожжении на костре.
Особенно интригующим оказался анализ сохранившегося фрагмента ткани, предположительно принадлежавшей Жанне. Этот лоскут одежды датируется действительно XV веком, но на нем не обнаружено никаких следов воздействия огня или дыма. Как подчеркнул профессор Мишель Брюно: «Если бы этот материал находился вблизи костра, не говоря уже о том, чтобы быть на человеке во время сожжения, следы копоти и повреждения от высокой температуры были бы неизбежны»[2].
Исторические свидетельства или искусная мистификация
Когда мы говорим о Жанне д'Арк, необходимо помнить, что почти всё, что мы знаем о ней, основано на записях судебного процесса над ней и позднейшего процесса реабилитации. Но насколько достоверны эти документы? Могло ли происходить нечто иное, чем то, что было официально зафиксировано?
Интересный факт: всего через несколько лет после казни Жанны по Франции начали распространяться слухи о том, что она жива. Более того, в 1436 году — всего через пять лет после предполагаемой казни — в Орлеане появилась женщина, которую многие признали за выжившую Жанну. Она была принята братьями настоящей Жанны и несколькими знатными людьми, которые знали Орлеанскую деву лично.
Профессор истории Сорбонны Клод Дюпон отмечает: «В средневековых хрониках существуют упоминания о том, что на костре могла быть сожжена другая женщина, а настоящую Жанну тайно вывезли из тюрьмы. Если учесть политическую обстановку того времени, такой сценарий не кажется невозможным»[3].
Особенно интригующим представляется документ, обнаруженный в архивах Метца, датируемый 1436 годом, в котором говорится о женщине, называвшей себя Жанной Девой, которая встретилась с братьями настоящей Жанны, и они признали в ней сестру. Эта женщина впоследствии вышла замуж за лотарингского дворянина Робера де Армуаза.
В письмах того времени можно найти упоминания о том, что некоторые влиятельные люди, включая короля Карла VII, которому Жанна помогла взойти на престол, могли быть заинтересованы в инсценировке казни, чтобы спасти девушку от смерти, но при этом удовлетворить требования англичан.
Жанна после Жанны: невозможная жизнь после казни
Если предположить, что Жанна действительно избежала смерти на костре, возникает вопрос: как сложилась ее дальнейшая судьба? Исторические свидетельства предлагают неожиданный ответ, который долгое время считался просто легендой.
Документы, найденные в архивах Лотарингии, свидетельствуют о том, что женщина, называвшая себя Жанной д'Арк, действительно вышла замуж за Робера де Армуаза около 1436 года и прожила с ним несколько лет. У них родились дети, и эта женщина вела жизнь провинциальной дворянки. Что примечательно, многие современники, включая родных братьев Жанны, признавали в ней ту самую Орлеанскую деву.
«Вопрос в том, почему король Карл VII, которому Жанна помогла взойти на трон, никогда публично не опроверг эти слухи, если знал наверняка о смерти Жанны? — задается вопросом историк Жан-Марк Паскье. — Его молчание может быть самым красноречивым свидетельством»[4].
В городских хрониках Орлеана за 1439 год есть запись о том, что некой «Жанне, бывшей Деве», была выплачена значительная сумма денег «за добрые услуги, оказанные городу». Трудно представить, что город, который больше всех был обязан настоящей Жанне, мог стать жертвой мистификации или добровольно поддерживать самозванку.
Особенно интересен факт, что в 1449 году, когда начался процесс реабилитации Жанны д'Арк, эта женщина, жившая под именем Жанны де Армуаз, неожиданно исчезла из исторических хроник. Совпадение? Или сознательное устранение живого доказательства, которое могло помешать созданию мифа о мученице?
Зачем нужен был миф о мученичестве?
Если Жанна действительно избежала костра, возникает логичный вопрос: зачем создавать легенду о её мученической смерти? Ответ может лежать в сложной политической обстановке Франции XV века и необходимости создания национального символа.
Для короля Карла VII, который фактически не предпринял никаких серьезных попыток спасти Жанну от суда (по официальной версии), легенда о её мученической смерти была выгодна. Она превращала некогда полезный, но ставший политически неудобным инструмент в мощный символ борьбы против англичан, очищенный от всех земных пороков и сомнений.
«Святые и мученики нужны народу больше, чем живые герои, — отмечает социолог религии Марта Леру. — Живой герой может ошибаться, может разочаровать. Мученик же становится безупречным символом, которым можно манипулировать»[5].
Процесс реабилитации Жанны, начатый в 1455 году — через 24 года после её предполагаемой казни — имел явные политические мотивы. К этому времени Франция почти полностью освободилась от английского присутствия, и восстановление репутации Жанны, объявленной когда-то еретичкой, было необходимо для укрепления национального самосознания.
Удивительно, что многие ключевые свидетели процесса реабилитации давали показания о событиях 24-летней давности с такими подробностями, которые трудно сохранить в памяти за столь долгий срок. Это заставляет некоторых исследователей предполагать, что свидетельства могли быть отредактированы или даже сфабрикованы для создания определенного образа.
А была ли Жанна?
Независимо от того, погибла ли Жанна д'Арк на костре в 1431 году или сумела избежать этой участи, её влияние на историю Франции и мировую культуру неоспоримо. Возможно, именно эта загадка, окружающая её судьбу, делает образ Орлеанской девы еще более притягательным и значимым.
Современные исследования напоминают нам, что история — это не просто набор фактов, а сложная мозаика интерпретаций, в которой правда часто переплетается с мифом. И в случае с Жанной д'Арк мы, возможно, никогда не узнаем всей правды.
«Я не боюсь солдат, — говорила Жанна, — ибо моя дорога была проложена Господом». Может быть, эта дорога привела её не на костер, а к тихой и долгой жизни вдали от битв и политических интриг? Или, возможно, её посмертная судьба стала жертвой политических манипуляций, превративших реального человека в удобный символ?
А что думаете вы? Верите ли вы в официальную версию гибели Жанны д'Арк или считаете, что история могла развиваться совсем по другому сценарию? Поделитесь своим мнением в комментариях — ведь именно в открытой дискуссии рождается понимание сложной исторической правды.
[1] Интервью доктора Филиппы Лангли журналу "Historical Research", 2019.
[2] Брюно М. "Новое исследование артефактов, приписываемых Жанне д'Арк", Сорбонна, 2020.
[3] Дюпон К. "Мифы и реальность жизни Жанны д'Арк", Париж, 2018.
[4] Паскье Ж.-М. "Загадки средневековой истории Франции", Лион, A2021.
[5] Леру М. "Создание религиозных символов в средневековой Европе", Брюссель, 2017.