Восстание станицы Изобильной и разгром отряда пред. ВРК Цвиллинга стало спусковым крючком казачьего восстания. Главная причина восстания оренбургских казаков была та же, что и на Дону, Кубане, Тереке, Урале – перераспределение земельного фонда по уравнительной норме среди всех жителей. Дополнительно были и эксцессы, невольно противопоставлявшие казачество Советской власти. Весной 1918г. в органах Советской власти на местах находилось большое количество революционных союзников большевиков – левые эсеры, анархисты, которые имели свою собственную политическую программу и вынуждали Советы работать «как лебедь, рак и щука». Имелись и «перегибы» советских работников в управлении регионом ввиду неопытности и политической незрелости. Имелись и группировки уголовных элементов, которые от имени Советов занимались откровенным грабежом и насилиями местного населения. Всё это было на руку контрреволюционному подполью, оставленному атаманом А.И. Дутовым для организации повстанческого движения.
06.03.1918г. пред. ВРК Цвиллинг получил от контрреволюционного подполья ультиматум: «Милостивый государь господин председатель! От имени партизанского отряда офицеров Оренбургского военного округа предлагаю вам и вашим единомышленникам в трехдневный срок оставить город Оренбург и сложить с себя всякие полномочия по управлению городом. В противном случае мы после вышеуказанного срока открываем военные действия против вас. Свое согласие на добровольную сдачу города вы можете передать мне объявлением хотя бы в своих «Известиях», адресуя его на мое имя. Начальник партизанского отряда офицеров Оренбургского военного округа полковник Корчаков».
На, что ревком дал ответ: «1. При любом посягательстве на Советскую власть будут расстреляны арестованные офицеры, юнкера и белогвардейцы. 2. За каждого убитого красногвардейца ответят своей жизнью десять представителей оренбургской буржуазии. 3. Если станица окажет содействие контрреволюции, то будет беспощадно уничтожена артогнем. 4. Все станицы, которые добровольно в три дня не сдадут оружие, будут подвергаться артобстрелу». (Коптяева А.Д., Собрание сочинений том 6).
В заложники было взято более сотни человек из эксплуататорского класса. К тому времени в тюрьме находилось Башкирское правительство, добивавшееся автономии у Совета, что объясняет участие в налёте на Оренбург и башкир.
После ухода Цвиллинга с карательной экспедицией в низовые станицы старшим советским руководителем остался зам.пред Оренбургского губисполкома А.А. Коростелев.
Весть о разгроме отряда Цвиллинга в Изобильной до Оренбурга ещё не дошла, как в ночь на 04.04.1918г. на город состоялось нападение повстанческого отряда войскового старшины Н.В. Лукина. В налёте приняли участие казаки станиц Островной, Вязовской, Нежинской, Красногорской, Благословенской и башкиры Амира Карамышева (около 1.000 чел., 2 орудия). Казаки пользуясь внезапностью ворвались в Оренбург, заняли Форштадт, вокзал, здание казачьего юнкерского училища, где размещались красногвардейцы с семьями. В казарме юнкерского училища была учинена расправа над красногвардейцами и их семьями.
Несмотря на первый успех, город белоказакам захватить не удалось. Штаб Красной гвардии под командованием П.С. Курача в Хлебном переулке в бывшем доме Брагина отбил первый натиск. Разрозненные группы красногвардейцев, справились с паникой и начали оказывать ожесточённое сопротивление. Как только в городе началась стрельба командир воинского эшелона, снаряжённого на юг для усмирения казачьих станиц у Донгуза, распорядился возвращаться назад. Эшелон возвратился на вокзал как раз вовремя и красногвардейцы с ходу вступили в бой, изменив баланс сил. Белоказаки были выбиты из вокзала, что и стало переломным моментом боя. К полудню белоказаки покинули Оренбург.
В ходе налёта погибло 129 красногвардейцев, советских работников и членов их семей – казаки перебили в юнкерском училище всех. Сразу после боя начался самосуд над казаками – местными жителями, и приехавшими из ближайших станиц на базар. Массовое избиение продолжалось несколько дней. Губисполком объявил о красном терроре: «Если какая-нибудь из станиц сделает хотя бы самое незначительное выступление, она будет без всякого разбора виновных и невиновных сметаться с лица земли силой оружия». («Дутовщина» без Дутова: антибольшевистская борьба Оренбургских казаков в апреле – июне 1918 года).
Угроза возымела действие, так как не всё было ладно и в стане у белых – станицы Нежинская и Островная в том бою силой оружия вынуждены были присоединиться к повстанцам. Казаки станицы Нежинской отомстили своему атаману, выдав войскового старшину Лукина красным.
По теме:
Год 1918г. Казачьи восстания в Оренбуржье
Оренбургское казачество в Гражданской войне
Уважаемые читатели! Если понравилась статья - ставьте лайк и подписывайтесь на канал