Заметки директора благотворительного фонда "Менора" Ирины Гуткиной
Шалом, друзья!
Хаг Песах Самеах! А в переводе с иврита эта фраза означает «Радостного праздника Песах!».
И это, я вам скажу, Праздник Праздников в еврейском календаре. Про его значение и смыслы есть много информации, да и в Меноре каждый год до, во время и после Песаха мы много говорим о нем.
Кратко история такова: это праздник о том, как еврейский народ на тот момент уже очень привыкший находиться в рабстве (а что такое привычка — всем нам хорошо известно), сделал тяжелый, непонятный и невероятный выбор (не без помощи Моисея и Вс-го) — стать свободным, шагнув практически в неизвестность.
Если бы мы были не такие знающие (а мы же уже и интернет имеем и книг понаписано), то нам было бы совсем не понятно, что будет после этого как бы хеппи энда. Станут ли свободны, зачем вообще им/нам это…?
Задумчивый еврей стоит возле синагоги.
— Хаим, о чём ты думаешь?
— Зачем в слове «Хаим» буква «р»?
— Но в этом слове нет буквы «р»!
— А если вставить?
— Но зачем?
— Вот и я думаю: зачем?
Жили себе не тужили. Ну, работали на кого-то, ну были почти бесправны, ну не давали нам свободно соблюдать традиции. Но жили же. А дальше точно неизвестность. Так зачем нам нужен был этот цорес (в переводе с идиш — горе; неприятности и, даже, трагическое событие)?
Потому что Свобода — это про возможность самим выбирать когда, где и как оставаться собой. И это абсолютно точно еврейский ответ на вопрос о смысле Исхода. Для настоящей свободы недостаточно громко кричать о свободе. Для того, чтобы «выйти из рабства» нужно принять не только свой выбор, но и понимать ответственность за него.
После 30 лет супружества Наум Исаакович в графе «семейное положение» написал «безвыходное».
Любое действие в нашей жизни задевает не только меня любимого, оно напрямую или косвенно расходится кругами на всех рядом, на наши семьи и друзей, на нашу общину и на мир вокруг. Поэтому безвыходных совсем положений единицы, а вот выбор выхода из своей несвободы разнообразен. И дальше — это ответственность каждого и за выбор (помня о «кругах») о людях рядом.
Поэтому выбор Свободы — это принятие своей ответственности, со всем сложностями этот процесс сопровождающими.
Вот такой наш праздник Песах. Он про выбор каждого из нас. Выбор, который мы сделали тысячи лет назад и продолжаем делать ежегодно, соблюдая ритуалы и не очень, понимая, почему нам выдают мацу и другие блага к празднику, но делая этот сложный шаг к Свободе.
Абрам потерпел кораблекрушение. Спасся и пять лет прожил на необитаемом острове.
Через 5 лет снова кораблекрушение. Спасается только молодая еврейская девушка. Абрам ее вытащил на берег, обогрел напоил, накормил, обсушил.
Она его отблагодарила и спросила как он тут живет. Абрам рассказал.
Тогда девушка ему говорит:
— Что же, теперь у вас будет то, чего вам так недоставало эти пять лет, то, о чем вы мечтаете.
Абрам взволнованно отвечает:
— Неужели вы привезли мне мацу?!
Не маца делает нас свободными. И, извините, этот продукт — не предел мечтаний. Именно потому что нет особого вкуса у символа праздника. И он от этого еще более символичен. Для свободы нужно пройти через «невкусные» шаги, через понимание, в чем смысл и настоящий вкус к жизни. В ритуале Седер Песах (такое праздничное застолье) таких механизмов для осмысления и понимания много, в жизни реальной их намного больше, но их нам никто в специальной книжке не прописал.
Потому для каждого, кто сидит за пасхальным Седером и ест мацу, а не квасное все дни Песаха, наша традиция подготовила такой тренинг с самым крутым коучем — с каждым из нас. И так вот уже много тысяч лет потихоньку мы делаем свой выбор и становимся свободнее.
С чем я вас очень искренне и поздравляю!