Найти в Дзене
КиноБуква

«Мартин Иден» - почему стоит смотреть итальянскую экранизацию самого известного романа Джека Лондона

Несмотря на то, что я не люблю это произведение, не восхищаюсь героем, несмотря на то что экранизация вольная и наполнена анахронизмами, фильм рекомендую. Потому что он несёт в себе главное – дух и идею. Прекрасная, достоверная иллюстрация того, что в психиатрии называют «синдромом Мартина Идена». Синдром Мартина Идена— патологическое состояние человека, которое возникает и развивается в результате достижения заветной мечты. Синдром проявляется в результате завышенных ожиданий, истощения нервной системы, разочаровании в жизни даже после достижения цели, затяжной депрессии, что в итоге приводит к летальному исходу. Все свойственное герою и так же свойственное самому Джеку Лондону, не зря же роман называют автобиографичным. Martin Eden Удивительно, но отчего-то «Мартин Иден» скудно экранизирован, а ведь это знаковое произведение в мире литературы о поиске себя, славе и тщеславии, и травмах общества начала XXвека, произведение, любимое очень многими. Говорят, что роман Лондона делит жизн
Оглавление

Несмотря на то, что я не люблю это произведение, не восхищаюсь героем, несмотря на то что экранизация вольная и наполнена анахронизмами, фильм рекомендую. Потому что он несёт в себе главное – дух и идею. Прекрасная, достоверная иллюстрация того, что в психиатрии называют «синдромом Мартина Идена».

Синдром Мартина Идена— патологическое состояние человека, которое возникает и развивается в результате достижения заветной мечты. Синдром проявляется в результате завышенных ожиданий, истощения нервной системы, разочаровании в жизни даже после достижения цели, затяжной депрессии, что в итоге приводит к летальному исходу.
Все свойственное герою и так же свойственное самому Джеку Лондону, не зря же роман называют автобиографичным.

🎬Мартин Иден (2019)

Martin Eden

Афиша фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло
Афиша фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло

Удивительно, но отчего-то «Мартин Иден» скудно экранизирован, а ведь это знаковое произведение в мире литературы о поиске себя, славе и тщеславии, и травмах общества начала XXвека, произведение, любимое очень многими. Говорят, что роман Лондона делит жизнь прочитавшего его – на «до» и «после». Не знаю, мою не разделил. Не близка мне идея, не вызывает сочувствия и главный герой, который в стремлении стать лучшей версией себя разочаровывается в жизни и мире, и кидается в пучину волн. Да, он якобы побуждает молодое поколение на свершения, борьбу за мечту и прочее. И если б не его конечная точка – впечатления были бы иными. Советовать «Идена» подросткам – нет, извините.

Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло
Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло

Для меня все плюсы книги перечеркивает этот финал, бессмысленный и беспощадный. И сила духа Мартина, и его стремления достичь, казалось бы, невозможного (стать известным писателем, будучи катастрофически необразованным и даже начальной школы не окончившим) - всё меркнет перед тем, как он смиренно сложил лапки. Не вынесла душа поэта, так сказать. Одним словом, мое отношение к самоубийствам по таким «страшно важным» причинам – крайне отрицательно. И Мартин Иден – точно герой не моего романа.

Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло
Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло

«Мир принадлежит сильному, сильному, который при этом благороден и не валяется в свином корыте торгашества и спекуляции. Мир принадлежит людям истинного благородства, великолепным белокурым бестиям, умеющим утвердить себя и свою волю. И они поглотят вас, социалистов, которые боятся социализма и мнят себя индивидуалистами. Ваша рабская мораль сговорчивых и почтительных нипочём вас не спасёт. Да, конечно, вы в этом ничего не смыслите, я больше не стану вам этим докучать. Но одно запомните. В Окленде индивидуалистов раз два и обчёлся, и один из них — Мартин Иден».
Джек Лондон
Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло
Кадр из фильма «Мартин Иден», 2019 год, режиссер Пьетро Марчелло

Так вот к экранизациям: есть немой фильм 1914 года, итальянский сериал 1979-го, советский телеспектакль 1976–го с Юрием Богатырёвым (категорическое нет), черно-белый фильм 1942 года с Гленном Фордом – тоже нет. Самое интересное (точнее, я предполагаю, что это было интересно) – это потерянный во время блокады в Ленинграде фильм «Не для денег родившийся», вариант 1918 года, по сценарию художника-футуриста Давида Бурляка и поэта Маяковского с Владимиром Маяковским же в главной роли, с переносом места действия в Россию.

И, получается, что Пьетро Марчелло всего лишь шестой режиссер, который после очень долгого перерыва (напомню, что последняя попытка в мире кино была в 1979-ом), экранизировал этот роман.

А теперь посмотрите на кадр из его фильма и на Маяковского на каком-нибудь из плакатов. Ничего не напоминает? Мне – да. Маяковский – Маринелли, Маринелли – Маяковский. Лука Маринелли – один из главных плюсов фильма, находка просто. Это идеальный Мартин Иден. И трансформацию персонажа, его духовный кризис, сумел показать так, что хочется аплодировать.

Маринелли – Маяковский. Коллаж автора канала
Маринелли – Маяковский. Коллаж автора канала

Экранизация Пьетро Марчелло очень и очень хороша. Режиссер переносит героя Джека Лондона из американского Окленда начала XX века в Неаполь непонятно какого года. Потому что вроде как это предвоенное время, социализм и буржуазия, но нет чернорубашечников. Зато есть стильная печатная машинка (я погуглила, похоже на 50-60-ые) и даже ретро-телевизор! Удивительно, что этот анахронизм, это безвременье – вообще никак не раздражают. Скорее, наоборот, помогают прочувствовать проблему Мартина, таких же никому не нужных бродяг, как и он, и высшее общество, которое их окружает. Итальянский неореализм, в котором Мартин Иден как образ, как голос поколения, как символ противоречия эпохи.

Погружению способствует музыка. Я в приятном шоке – настолько мне понравился этот колоритный разброс от Джо Дассена до Олега Каравайчука, как идеально всё это легло на историю Джека Лондона!

«В наше время он был бы рок-звездой. Он добивается богатства, предаёт свой класс, ему не о чем писать, он потерял себя, свою внутреннюю силу. Это культура нарциссизма и гедонизма, которая свойственна современности».
Пьетро Марчелло о Мартине Идене

Идену Лондона – двадцать один год, Идену Марчелло – за тридцать. Грубый моряк, который с одиннадцати лет на кораблях. Имя невесты Мартина с Руфь Морс изменено на Элену Орсини. Это такая нежно-пепельная фея, которая питается воздухом и стихами Бодлера (Джессика Кресси), к тому же здесь появляется еще одна женщина, прекрасная брюнетка Маргарита (Дениз Сардиско). Думаю, режиссер добавил эту линию, как способ показать, что вот она, идеальная пара для Мартина, простая, без изысков, добрая, заботливая и понимающая. Женщина ЕГО КЛАССА, которая, в отличие от Элены не стыдится его, а гордится. Которая любит его таким, какой он есть.

Но, как говорится, мы все волшебники, когда нас любят феи, и это случай Мартина, который из кожи вон лезет, чтобы доказать семейству Орсини свою образованность, благородство и идейность. И индивидуальность, конечно, как основу основ. Но даже такая сильнейшая мотивация - быть достойным любви Элены, не срабатывает. Точнее, срабатывает, но криво. Популярность и слава есть, деньги есть, но что делать, если всё это уже не нужно? Что, если счастье вовсе не в признании?

У Джека Лондона Мартин прыгает на большую глубину, чтобы гарантированно не выплыть, у Пьетро Марчелло герой красиво уходит в закат, борясь с волнами, но надежды на спасение всё так же нет. Мартин не прощает Элену, прибежавшую к нему, как собачонка, и выбирает смерть.

Если вы всё ещё думаете, смотреть, или нет, не думайте – смотрите. Достойная экранизация.