Е. С. Даяван Свами ответил на вопросы будущих учеников.
ЛУЧШЕЕ СЛУЖЕНИЕ
Самое классное служение – служение миссии нашего основателя-ачарьи А. Ч. Бхактиведанты Свами Шрилы Прабхупады. Все обычные гуру служат миссии ачарьи. Конечно, у каждого гуру может быть свое настроение, но оно лишь дополняет, улучшает направление, данное ачарьей, не исключая его главную миссию. Поэтому лучшее служение – это нама-ручи: наша личная садхана, ранний подъем, пример, который мы показываем; вайшнава-сева: служим вайшнавам, развиваем вайшнавские общины, группы духовного общения, различные программы; джива-дойа: участвуем в проповеди. Все эти направления должны сбалансированно присутствовать в нашей деятельности. Конечно, в соответствии с нашей природой мы можем больше акцент делать на вайшнава-севу или джива-дойю, но это не означает, что мы начинаем теперь «топить» только за свое служение. Мы одинаково ценим все три вида служения. Это очень важно.
Самое хорошее служение – сотрудничать на местах с лидерами. Не противопоставлять себя преданным, которые взяли ответственность на местах – советам общин, председателям совета общин, не противопоставлять себя миссии духовного учителя, не выдумывать, что миссия духовного учителя – отдельная от миссии общины.
Шрила Прабхупада всегда был доволен, если преданные сотрудничали с местными лидерами. Вот это очень важно.
КАЧЕСТВО, КОТОРОЕ ЦЕНЯТ ВАЙШНАВЫ
Какое качество ценил Шрила Прабхупада, и, в том числе, все мы, последователи, очень ценим в вайшнавах? Первое качество – способность сотрудничать, не проталкивать свое видение, свои проекты, свое понимание. Не считать свой опыт абсолютным, а пытаться слышать других, совместно служить. Очень важно умение совместно служить. И важно отсутствие политичности, манипулятивности. То есть, если у нас есть какие-то личные желания, нужно их проговаривать, а не втихую лоббировать свои интересы. Если мы служим в команде, нужно по поводу того то, что нас беспокоит, за что цепляемся, за что переживаем, открыто говорить: у меня вот такое понимание, такая привязанность есть, я пока не могу от этого избавиться.
Допустим, в каком-то проекте удовлетворение Кришны важно, но я хотел бы получить определенные плоды, иначе не буду вдохновлен.
Надо говорить открыто, и тогда в обсуждении мы без конфликта приходим к определенным решениям, учитывая потребности друг друга. Но если мы начинаем преследовать свои интересы и из-за этого не сотрудничать, а манипулировать, это самое отвратительное качество, которое можно увидеть в обществе преданных.
Оно разрушает нас и санкиртану. Поэтому качество сотрудничества самое ценное, и залогом этого, конечно, является смирение, когда мы принимаем волю Кришны, ачарьев, вайшнавов, терпим свои желания ради высшей цели, оказываем почтение другим и стараемся не ожидать почтения к себе. Мы не можем выделить из всего этого другие акценты. Вначале пытаемся развивать в себе универсальные вайшнавские качества, а потом приложится остальное.
ЧТО ТАКОЕ «ЛОТОСНЫЕ СТОПЫ ДУХОВНОГО УЧИТЕЛЯ»?
Определение «лотосные стопы» обычно аллегорично применяется по отношению к Кришне. Его лотосные стопы гасят огонь вожделения, наши материальные желания, личные интересы, и происходит это, когда мы медитируем на деяния Господа. Почему лотосные стопы также у духовного учителя и вайшнавов? Потому что у лотоса есть удивительная способность не смачиваться, находясь в воде.
Подобно этому стопы олицетворяют деятельность, хождение – человек путешествует по этому миру, проповедуя, или совершает различные деяния, но при этом не запутывается в деятельности. Почему не запутывается? Потому что действует только ради удовлетворения Кришны, гуру-парампары, а не ради своих интересов. По этой причине говорится о лотосных стопах духовного учителя, вайшнавов. Кришна – пример. Он никогда не запутывается. Кришна не просто не запутывается, Он дает освобождение. Его лотосные стопы дают освобождение. Они пробуждают любовь к Богу.
Касательно духовного учителя, мы можем также медитировать на то, что он не связан с материей. Он не запутывается в ней, потому что не пытается извлечь для себя какую-то выгоду. Он служит миссии своего духовного учителя, гуру-парампары. Поэтому мы говорим «лотосные стопы». Это минимум, как мы должны примерно медитировать на деятельность.
А не так, чтобы медитировать на лотосные стопы на фотографии. Это уже эзотерика. На стопы Кришны еще можно медитировать. Но выражение «лотосные стопы Кришны» означает следовать наставлениям Кришны, следовать тому, чего Он хочет. А Кришна хочет, чтобы мы предались: даса даса анудаса – служили слугам слуг слуг, настоящим слугам, которые хотят развить према-пумартхо мохан. Речь не идет о слугах, которые занимаются своими проектами. Это еще не слуги, а, скорее, неопределившиеся души. Слуга – тот, кто пытается распространять учение Господа Чайтаньи, заниматься санкиртаной. Вот так можно медитировать на стопы духовного учителя.
Е. С. Даяван Свами