Найти в Дзене
Дзынь-дзынь

Юрий Нагибин – писатель и человек

Недавно прочла сборник Юрия Нагибина «Берендеев лес». Хотела вписаться в марафон по произведениям Юрия Германа, Юрия Нагибина и Веры Пановой, который проходил на канале Библио Графия. Увы, не успела, но впечатления от чтения настолько яркие, что не могу не поделиться. В сборник входит 15 рассказов и очерков, причем 2 рассказа уже читала, вспомнились в процессе. «Берендеев лес» - заглавное произведение, про поездку семейной пары (пожилой муж и относительно молодая жена) в валдайские леса. Вроде и недалеко от Москвы, а для домоседов почти кругосветное путешествие. В процессе сбора грибов жизнь поворачивается неизведанной стороной. Позже, прочитав биографию писателя, понимаешь, что многие черты мужчины Нагибин срисовал с себя: тут и отказ от детей, и творчество малых форм, и якобы негеройское занятие на войне. Еще один читаный рассказ – «Чужая». Дружба двух мужчин, причем давняя, крепкая и семейная, осложняется разводом и женитьбой одного из них. Дело житейское, но как вписать новую молод

Недавно прочла сборник Юрия Нагибина «Берендеев лес». Хотела вписаться в марафон по произведениям Юрия Германа, Юрия Нагибина и Веры Пановой, который проходил на канале Библио Графия. Увы, не успела, но впечатления от чтения настолько яркие, что не могу не поделиться. В сборник входит 15 рассказов и очерков, причем 2 рассказа уже читала, вспомнились в процессе.

«Берендеев лес» - заглавное произведение, про поездку семейной пары (пожилой муж и относительно молодая жена) в валдайские леса. Вроде и недалеко от Москвы, а для домоседов почти кругосветное путешествие. В процессе сбора грибов жизнь поворачивается неизведанной стороной. Позже, прочитав биографию писателя, понимаешь, что многие черты мужчины Нагибин срисовал с себя: тут и отказ от детей, и творчество малых форм, и якобы негеройское занятие на войне.

Еще один читаный рассказ – «Чужая». Дружба двух мужчин, причем давняя, крепкая и семейная, осложняется разводом и женитьбой одного из них. Дело житейское, но как вписать новую молодую жену в старое товарищество?

«Снежные вершины Эльбруса» - пронзительный рассказ о любви на излете. В кисловодский санаторий приезжает одинокий профессор от архитектуры. Целебный воздух, моцион и лечебные воды творят чудеса: он засматривается на женщин, вспыхивают чувства, романтические порывы доводят до ночевки в горной пещере. Тут бы и счастливый конец впору, но подкосившееся здоровье ставит крест на планируемом счастье.

«Ильин день» - тоскливая история о спивающейся деревне. Нужен только повод, чтобы потерять человеческий облик, а в календаре их предостаточно.

Три публицистических произведения посвящены Москве и ее жителям. Старые улицы, старые дома, старые люди. Старомодно, ностальгично для москвичей, которые коренные и укорененные, экзотично для всех остальных. Воспринимается как историческое повествование о давно минувших днях и годах, обычаях и традициях. Ну какой нынешний официант скажет, что эта закуска под водку не пойдет, да и нет нынче таких закусок. И поход в ресторан превратился в обыденный завтрак, обед или ужин, а не праздник в крахмальной рубашке с галстуком.

Следующие очерки навеяны путешествиями автора по разным странами и встречам с зарубежными писателями. Сборник издан в 1978 году, в те времена поездка за границу была событием, не каждому доступным, особенно в капиталистическую страну. Маститый писатель был удостоен, допущен и не мог оставить без описания столь знаковые эпизоды своей жизни. Интересен рассказ об Акиро Куросаве, снявшем фильм «Дерсу Узала», великий режиссер создал великий фильм в сотрудничестве с Советским Союзом. По названию книги «Я умею прыгать через лужи» думала, что речь идет о беззаботном детстве. Все оказалось намного серьезнее и трагичнее, писатель Алан Маршалл перенес полиомиелит, преодолел последствия страшной болезни и научился ходить на костылях. Нагибин познакомился с Артуром Хейли и называл его счастливчиком. Действительно, производственные романы Хейли имели ошеломляющий успех, да и в настоящее время не остаются без внимания читателей. Для автора творчество Хейли повод порассуждать о литературе высокой, для снобов, и литературе для простых людей.

Общая тональность произведений Нагибина созвучна устаревшему, советскому периоду. Ну кого сейчас удивишь размышлениями о низком уровне телевизионных передач, даже на примере Японии, в которой тогда было аж девять телеканалов, вещавших (страшно даже представить) до 4 часов утра.

Почему же он читается с таким восторгом? Из-за волшебного, чарующего языка, полного старых, забытых и воспринимающихся как неологизмы словечек. Выбрать цитату практически невозможно, потому что уровень текста ровный, каждая фраза отлита как образцовая.

-2

Прочитала биографию Нагибина. Сложная, трудная история. От биологического отца осталась фамилия, от первого отчима – отчество. Вырос и вращался в высокопоставленных кругах. Видный и любвеобильный мужчина, только официально женился шесть раз. Изменил какой-то по счету жене с тещей и не постеснялся афишировать отношения в повести. Своих современников, коллег по писательскому цеху желчно описывал в неизданных при жизни дневниках. И ведь ничем не обижен, жил как барин, по миру разъезжал свободно, зарабатывал прекрасно, в основном за счет киносценариев, которых у Нагибина великое множество. Откуда в нем взялись зависть и злоба? Не буду судить, отождествлять человека и писателя, ведь ценим мы Нагибина совсем за другое.