Двойственность монархии Габсбургов подчёркивалась с самого начала войны. В то время как австрийский парламент, или рейхсрат, был распущен в марте 1914 года и не созывался в течение трёх лет, венгерский парламент в Будапеште продолжал заседать, и венгерское правительство постоянно оказывалось менее поддающимся диктату военных, чем австрийское.
Однако славянские меньшинства не проявляли антигабсбургских настроений до Февральской революции в России 1917 года.
Однако в мае 1917 года Рейхсрат был вновь созван, и незадолго до открытия заседания чешская интеллигенция направила своим депутатам манифест, призывающий к «демократической Европе… из автономных государств».
Большевистская революция в ноябре 1917 года и мирные заявления Вильсона, начиная с января 1918 года, способствовали распространению социализма, с одной стороны, и национализма, с другой, или, в качестве альтернативы, сочетанию обеих тенденций среди всех народов Габсбургской монархии.
В начале сентября 1918 года Австро-венгерское правительство в циркулярной ноте другим державам предложило провести конференцию на нейтральной территории для заключения всеобщего мира.
Это предложение было отклонено Соединенными Штатами на том основании, что позиция США уже была изложена в вильсоновских заявлениях. Но когда Австро-Венгрия после распада Болгарии 4 октября обратилась с просьбой о перемирии, основанном на тех самых заявлениях, 18 октября последовал ответ, что правительство США теперь привержено чехословакам и югославам, которых может не удовлетворить постулируемая ранее “автономия”.
Император Карл фактически предоставил автономию народам Австрийской империи (в отличие от Венгерского королевства) 16 октября, но эта уступка была проигнорирована на международном уровне и послужила лишь для облегчения процесса разрушения внутри монархии: чехословаки в Праге и южные славяне в Загребе уже создали органы, готовые прийти к власти.
Последние сцены распада Австро-Венгрии разворачивались очень быстро.
24 октября (когда итальянцы начали своё очень своевременное наступление) в Будапеште был создан Венгерский национальный совет, выступавший за мир и отделение от Австрии.
27 октября из Вены в Вашингтон была отправлена нота, подтверждающая ноту США от 18 октября, - но она осталась без ответа.
28 октября чехословацкий комитет в Праге принял «закон» о создании независимого государства, в то время как аналогичный польский комитет был сформирован в Кракове для объединения Галиции и австрийской Силезии в единую Польшу.
29 октября, когда австрийское верховное командование просило итальянцев о перемирии, хорваты в Загребе объявили Славонию, Хорватию и Далмацию независимыми до образования национального государства словенцев, хорватов и сербов.
30 октября немецкие члены Рейхсрата в Вене провозгласили независимое государство Германскую Австрию.
Запрошенное перемирие между союзниками и Австро-Венгрией было подписано на вилле Джусти, недалеко от Падуи, 3 ноября 1918 года и вступило в силу 4 ноября.
Согласно его положениям, войска Австро-Венгрии должны были эвакуироваться не только со всех территорий, оккупированных с августа 1914 года, но и из Южного Тироля, Тарвизио, долины реки Изонцо, Гориции, Триеста, Истрии, западной Карниолы и Далмации.
Все немецкие войска должны были быть выведены из Австро-Венгрии в течение 15 дней или интернированы, а союзники должны были получить свободный доступ к внутренним коммуникациям Австро-Венгрии и завладеть большинством её военных кораблей.
Граф Михай Каройи, председатель Будапештского национального совета, был назначен премьер-министром Венгрии своим королём, австрийским императором Карлом, 31 октября, но сразу же начал отделять свою страну от Австрии - отчасти в тщетной надежде добиться отдельного венгерского перемирия.
Карл, последний Габсбург, правивший в Австро-Венгрии, 11 ноября отказался от права участвовать в управлении Австрией, а 13 ноября - в управлении Венгрией.
Последнее наступление на Западном фронте.
В конце концов командование союзников договорилось, что американские войска Першинга должны продвигаться по труднопроходимой местности Аргоннского леса, чтобы объединённое наступление союзников состояло из концентрических атак на всю немецкую оборону к западу от линии, проведённой от Ипра до Вердена.
Таким образом, американцы с фронта к северо-западу от Вердена и французы с востока Шампани, первые - на западном берегу Мааса, вторые - к западу от Аргоннского леса, должны были начать наступление 26 сентября с целью захвата Мезьера, чтобы угрожать не только линии снабжения немцев вдоль железной дороги Мезьер - Седан - Монмеди и естественной линии отступления через Лотарингию, но и узлу обороны Антверпен - Маас, который немцы сейчас готовили.
Британцы должны были атаковать линию Гинденбурга между Камбре и Сен-Кантене 27 сентября и попытаться добраться до ключевого железнодорожного узла Мобеж, чтобы угрожать немцам линией отступления через Льежский коридор. Бельгийцы при поддержке союзников должны были начать наступление из Ипра в направлении Гента 28 сентября.
Американцы взяли Вокуа и Монфокон в первые два дня наступления, но вскоре замедлили продвижение, и 14 октября, когда их атака была приостановлена, они дошли только до Гранпре, не дойдя до Мезьера и половины пути.
Тем временем наступление французов было остановлено на реке Эна.
Британцы, хотя и прорвали немецкую оборону к 5 октября и с тех пор имели перед собой открытую местность, не могли преследовать немцев достаточно быстро, чтобы поставить под угрозу их отступление.
Тем не менее прорыв линии Гинденбурга встревожил верховное командование Германии. К 30 сентября бельгийцы овладели всеми высотами вокруг Ипра.
Мой канал в Телеграмм, где публикую то, что здесь нельзя.
Ещё больше интересных статей читайте на моём канале. Не забываем подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Ставьте палец вверх и читайте продолжение в подборке про "Первую мировую войну".
Подборка ниже: ↓↓↓