Найти в Дзене
Психолог объяснит

Правда о «плохих» детях, которую не хотят признавать

Каждый раз, когда я слышу, как кто-то говорит: «Он ужасный ребенок!», «С ней невозможно справиться», «Из него ничего хорошего не вырастет» — мне хочется спросить: а что сделали вы, чтобы ему помочь? Потому что «плохих» детей не бывает. Бывают взрослые, которые не хотят (или не умеют) разбираться в причинах. Давайте поговорим честно. Родители жаловались: «Он агрессивный, дерется, никого не слушает». Психолог выяснил: дома отец пил и бил мать. Ребенок просто копировал единственную известную ему модель поведения. Вывод: Дети не рождаются злыми. Они отражают то, что видят. Учителя называли ее «испорченной», родители стыдили. Оказалось, в семье был тотальный контроль, ей все запрещали + ей ничего не покупали, у нее почти не было игрушек. Воровство стало способом хоть что-то получить. Вывод: Иногда «плохое» поведение — это крик о помощи. Когда мы говорим «он плохой», мы снимаем с себя ответственность. Ведь если ребенок «от природы» агрессивный или ленивый — то что тут сделаешь? Но поведение
Оглавление

Каждый раз, когда я слышу, как кто-то говорит: «Он ужасный ребенок!», «С ней невозможно справиться», «Из него ничего хорошего не вырастет» — мне хочется спросить: а что сделали вы, чтобы ему помочь?

Потому что «плохих» детей не бывает. Бывают взрослые, которые не хотят (или не умеют) разбираться в причинах.

Давайте поговорим честно.

1. «Плохой» ребенок — это ребенок, которому плохо

Пример 1: Мальчик, который бил всех в школе

Родители жаловались: «Он агрессивный, дерется, никого не слушает». Психолог выяснил: дома отец пил и бил мать. Ребенок просто копировал единственную известную ему модель поведения.

Вывод: Дети не рождаются злыми. Они отражают то, что видят.

Пример 2: Девочка, которая воровала у одноклассников

Учителя называли ее «испорченной», родители стыдили. Оказалось, в семье был тотальный контроль, ей все запрещали + ей ничего не покупали, у нее почти не было игрушек. Воровство стало способом хоть что-то получить.

Вывод: Иногда «плохое» поведение — это крик о помощи.

Когда мы говорим «он плохой», мы снимаем с себя ответственность. Ведь если ребенок «от природы» агрессивный или ленивый — то что тут сделаешь?

Но поведение — это симптом.

Следует помнить, что за агрессией, непослушанием, истериками всегда стоит что-то большее.

-2
  • Ему не хватает внимания (и даже негативное — лучше, чем никакого).
  • Он не чувствует себя в безопасности (жесткие наказания, крики, унижения).
  • У него есть скрытые страхи (развод родителей, буллинг в школе).
  • Его не понимают (и не пытаются или даже не хотят понять)
  • У него есть неврологические особенности (гиперактивность, СДВГ, аутизм — это не «распущенность», а реальные особенности).
  • Он копирует поведение взрослых (если дома кричат и бьют — откуда взяться «хорошему» поведению?).
  • Его несправедливо и несоразмерно наказывают (если ребенка бьют за двойки — зачем ему стараться?).

Ребенок не становится «плохим» просто так. Он реагирует на то, что происходит вокруг.

2. Взрослые любят удобных детей (и это проблема)

Тихий, послушный, не перечит, не шумит, не требует — идеал для многих родителей и учителей. Но дети не обязаны быть удобными, потому что дети - не роботы. Они должны бегать, кричать, ошибаться, злиться. Потому что они исследуют мир, проверяют границы, ошибаются. И если мы называем их «плохими» за естественные проявления — проблема не в них, а в нашей терпимости.

Представьте:

  • Ребенок шумит«Замолчи! Ты невыносим!»
  • Задает вопросы«Хватит болтать!»
  • Злится«Как ты смеешь!»
  • Пытается выразить свое мнение *родители затыкают рот*
-3

Что происходит, если подавлять их эмоции?

  • Они начинают врать (чтобы избежать наказания).
  • Копят агрессию (которая потом выливается в истерики).
  • Перестают доверять взрослым.

3. Ярлыки прилипают навсегда

Стоит несколько раз сказать ребенку «ты бестолковый», «неряха», «эгоист» — и он начнет верить. А потом и вести себя соответственно. Дети становятся такими, какими их видят взрослые. Хотите, чтобы ребенок изменился? Начните с изменения своего отношения к нему.

4. Что делать, если ребенок «трудный»?

❶ Перестаньте вешать ярлыки

Фразы вроде «ты неудачник» или «вечно ты все портишь» программируют ребенка на неудачи.

Вместо этого:
«Я вижу, ты злишься. Давай разберемся, почему»
«Ты ошибся? Бывает. Главное — что ты сделаешь теперь?»

❷ Ищите корень проблемы

  • Если ребенок дерется → возможно, его унижают в школе.
  • Если врет → боится наказания.
  • Если не слушается → проверяет границы (это нормальный этап развития).

❸ Дайте поддержку, а не нотации

Не работает: «Ты должен хорошо учиться!»
Работает: «Как я могу тебе помочь?»

Вывод

Нет «плохих» детей. Есть дети, которым не помогли, не услышали, не поняли. Прежде чем ставить крест на ребенке, задумайтесь: может, ему просто нужна ваша поддержка, а не очередной ярлык?

А что думаете вы? Сталкивались с ситуациями, когда «трудный» ребенок оказывался просто незамеченным? Пишите в комментариях.

(Если статья была полезной, ставьте 👍 и подписывайтесь на канал. Продолжение темы — в следующих постах.)

Вы можете прочитать другие мои статьи:

"Прости родителей за детство": Токсичный совет психологов (который калечит психику)
Психолог объяснит14 апреля
Травмы из детства, которые мешают вам жить (и как их проработать)
Психолог объяснит10 апреля
Влюбилась в актёра, певца или книжного героя? Разбираемся, почему так происходит и как с этим жить
Психолог объяснит5 апреля
Ленивые зумеры и очередное "потерянное поколение". Кто виноват?!
Психолог объяснит1 апреля
-4