Все началось в начале 50-х годов, когда ЦКБ мотоциклостроения СССР в Серпухове получил задание провести исследование и создать "поллитровые" мотоциклы с оппозитными двигателями (500 см³). Естественно, местом для этих работ были выбраны два завода, где производили М-72 – ирбитский и киевский. Было принято решение на ИМЗ запустить в производство мотоцикл на основе М-72, максимально доработав его, а на КМЗ – создать абсолютно новую машину (об этом будет написано в отдельной статье).
И в 1957 году на свет появился мотоцикл М-52С — спортивная модификация М-52 для шоссейно-кольцевых гонок, который выпускался на Ирбитском мотоциклетном заводе (г. Ирбит, СССР) до 1961 год. Правда выпустили всего 20 машин, но все собирались в ручную.
Некоторые характеристики:
- Двигатель: 2-цилиндровый, оппозитный, объём — 494 см³, диаметр и ход поршня — 68 х 68 мм.
- Мощность: 35 л. с. при 6200 об/мин.
- Зажигание: магнето М-90.
- Карбюратор: К-93 на каждый цилиндр.
- Сцепление: двухдисковое сухое.
- Коробка передач: 4-ступенчатая.
- Рама: двойная трубчатая.
- Передняя подвеска: пружинная с гидравлическим амортизатором.
- Задняя подвеска: пружинная.
- Тормоза: барабанные.
- Размеры колёс: 3,50 х 19.
- Размеры: длина — 2 160 мм, ширина — 760 мм, высота — 1 000 мм, колёсная база — 1 435 мм, клиренс — 125 мм, высота сидения — 760 мм, масса — 170 кг, ёмкость бензобака — 30 л.
- Максимальная скорость: 160 км/ч.
Помимо гоночного предназначения, М-52с имел ряд особенностей, которые его отличали от других подобных мотоциклов того времени:
- Использование ходовой части от модификации М-77, при этом передняя вилка была снабжена колёсной осью, смещённой вперёд, от М-52.
- Переработанный двигатель, выполненный с максимальным использованием деталей от М-72. В частности, применялся серийный картер с небольшими изменениями на последних операциях обработки, цилиндры отливались из алюминиевого сплава и имели запрессованные чугунные гильзы.
- Оригинальная клапанная крышка двигателя с тремя продольными рёбрами.
- Использование топлива с более высоким октановым числом, что позволяло машине развивать высокую скорость.
- Карбюраторы К-93 с индивидуальными поплавковыми камерами.
- Воздухокорректор, управляемый манеткой на руле.
- Возможность корректировки опережения зажигания вручную.
Что касается участия в гонках, то точной информации найти не удалось. Но согласно некоторым источникам, мотоцикл М-52с даже выигрывал Чемпионат СССР по шоссейно-кольцевым мотогонкам (но это не точно).
Спасибо за прочтение.
Обязательно подпишитесь на канал, поставьте лайк и оставьте ваше мнение в комментариях.
До встречи!
#мотоцикл #технологии #урал #гонка #спорт