Найти в Дзене

Разрабатываем бизнес-план: анализируем конкурентов!

Сегодня поговорим про методы анализа конкурентного окружения. Мы уже с вами говорили о том, что анализ конкуренции является обязательным и одним из важнейших аспектов развития вашего бизнеса – тут: Интересен этот момент и потенциальному инвестору. В бизнес-плане анализ конкуренции может быть представлен как отдельным разделом – «Анализ конкуренции», так и входить в разделы «Анализ рынка», «План маркетинга». Что необходимо отразить в этом разделе? Как правило, потенциальный инвестор ждет от вас подробной информации об: Как проводить такой анализ? Какой инструмент использовать? Делюсь с вами инструментом, который часто использую в своей работе. Бенчмаркинг (от анг.benchmarking) – сопоставительный анализ, изучение и адаптация наилучших методов других предприятий для совершенствования собственных результатов. Как провести бенчмаркинг? И, кстати, - ничего страшного, если при формировании бизнес-плана и анализе конкурентов выявится, что по ряду показателей вы несколько отстаете от своих конк
Найдено на просторах Интернета
Найдено на просторах Интернета

Сегодня поговорим про методы анализа конкурентного окружения.

Мы уже с вами говорили о том, что анализ конкуренции является обязательным и одним из важнейших аспектов развития вашего бизнеса – тут:

Есть ли у меня конкуренты?
БК. Лаборатория Бизнес-Идей28 февраля

Интересен этот момент и потенциальному инвестору.

В бизнес-плане анализ конкуренции может быть представлен как отдельным разделом – «Анализ конкуренции», так и входить в разделы «Анализ рынка», «План маркетинга».

Что необходимо отразить в этом разделе?

Как правило, потенциальный инвестор ждет от вас подробной информации об:

  • основных товарах-конкурентах;
  • товарах-заменителях и перспективах их развития, динамики рынка товаров-заменителей;
  • сопутствующих товарах;
  • основных компаниях-конкурентах, включая иностранных производителей и конкурентов;
  • описании и сравнении основных, используемых производителями, технологий производства продукции;
  • анализе новых проектов в данной области (если возможно) и имеющихся производственных мощностях (в том числе свободных) у производителей продукции (в т.ч. международных и российских) в сравнении с текущими и прогнозными потребностями рынка (в т.ч. международного и российского).
Разработано автором для мини-курса "Бизнес-планирование"
Разработано автором для мини-курса "Бизнес-планирование"

Как проводить такой анализ? Какой инструмент использовать?

Делюсь с вами инструментом, который часто использую в своей работе.

Бенчмаркинг (от анг.benchmarking) – сопоставительный анализ, изучение и адаптация наилучших методов других предприятий для совершенствования собственных результатов.

Как провести бенчмаркинг?

  1. Определить показатели, по которым будете проводить сравнение. Будете ли вы сравнивать один показатель (например, цена), либо несколько (например, ассортимент, цена, узнаваемость бренда, способ производства и т.д.).
  2. Определить методику расчета показателей: как рассчитывается тот или иной показатель, на основе каких данных.
  3. Определить круг конкурентов, показатели которых будете анализировать. Это могут быть как аналогичные предприятия, расположенные в ближайшей локации, так и «флагманы» региона, отрасли, а также импортеры.
  4. Определить источники информации. Это могут быть СМИ, информация, размещенная в открытом доступе в Интернете, отраслевые издания, статистические сборники, официальные сайты органов власти, опросы, анкетирование потребителей… Главное, чтобы вы были уверены в достоверности источника информации!
  5. Провести работу по поиску информации. Это самый емкий по времени и трудозатратам этап!
  6. Структурировать полученную информацию из разных источников. Из-за большого объема информации предпочтительно отражать ее в таблице, где по вертикали – оцениваемые характеристики, по горизонтали – предприятия-конкуренты. Или наоборот - кому как нравится :-)
  7. Выявить наилучшие показатели среди предприятий-конкурентов.
  8. Провести, при необходимости, дополнительный анализ: за счет каких методов и способов то или иное предприятие достигает наилучших среди конкурентов показателей.
  9. Разработать и реализовать план мероприятий по достижению наилучших показателей на вашем предприятии.

И, кстати, - ничего страшного, если при формировании бизнес-плана и анализе конкурентов выявится, что по ряду показателей вы несколько отстаете от своих конкурентов. Главное – чтобы (человек был хороший :-)) мероприятия по достижению наилучших показателей нашли свое отражение в мероприятиях бизнес-плана!

Что можно сравнивать?

  • товары: ассортимент, качество, прибыльность;
  • цены: цена за единицу, методы формирования цен, себестоимость, прямые и переменные затраты;
  • финансовые показатели: прибыль, рентабельность, маржинальность;
  • бизнес-процессы: работа с клиентами, система обучения, логистика;
  • персонал: обеспеченность кадрами, текучесть кадров, производительность труда;
  • стратегия: узнаваемость, запоминаемость бренда, репутация, доля на рынке;
  • технология: применяемое оборудование, технологии производства, метод производства, используемые ресурсы.

Выглядеть это может примерно так:

Составлено автором. Данные - условные
Составлено автором. Данные - условные

Когда применяется бенчмаркинг? Всегда! Не только для бизнес-плана!

Открываете ли вы новый бизнес или расширяете существующий, выводите ли на рынок новый товар (услугу), ищите новые идеи для бизнеса или пытаетесь сохранить свою нишу на рынке, готовите бизнес-план для инвестора или на государственную поддержку – бенчмаркинг – неоценимый инструмент для анализа конкуренции. Он поможет вам лучше понять – в какую сторону двигаться, что совершенствовать в своем товаре, на чем делать упор при рекламе. Поможет более четко позиционировать себя и свой товар на рынке.
И, в конечном, счете, поможет вывести бизнес на новый уровень развития.

Чем хорош бенчмаркинг? Позволяет оценить свой продукт, технологию, бизнес-процесс с аналогичными или заменяющими продуктами, технологией, бизнес-процессами конкурентов, выявить наилучшие результаты, и внедрить их в свою практику, сэкономить тем самым время и деньги предприятия, внедряя наилучшие продукты и технологии конкурентов.

Среди недостатков бенчмаркинга:

  • высокие временные и стоимостные затраты на поиск информации;
  • отсутствие полной и достоверной информации о компаниях-аналогах, компаниях-конкурентах, продуктах-конкурентах, в т.ч. из-за нежелания предприятий делиться информацией в связи с боязнью утечки «чувствительной» информации;
  • сложность сопоставления данных, в т.ч. с данными зарубежных компаний, из-за различий в системе финансового и налогового учета.

На мой взгляд, неоценимую помощь бизнесу во внедрении принципов бенмаркинга в практику работы российских компаний, могли бы внести отраслевые ассоциации, союзы, торгово-промышленная палата. Именно эти структуры, выступая экспертными сообществами, вполне способны взять на себя функцию сбора информации от предприятий, анализа, обработки и рассылки информации (возможно – в обобщенном виде или в виде рекомендаций) для использования предприятиями в дальнейшей работе.

Ну а пока – все в наших руках.

Приходится использовать готовые инструменты в работе самостоятельно :-).

Необходима помощь в выявлении и проведении анализа конкурентов? Или в разработке бизнес-плана для привлечения инвестиций и получения государственной поддержки? Контакты для связи с нами – вы найдете на нашем канале в подборке «Знакомство. Как с нами связаться».

Первая консультация бесплатно!

А как вы анализируете своих конкурентов? Поделитесь своими наработками в комментариях!