Найти в Дзене
Авторуден

Она тебя ужалит! Как устроена советская сигнализация ОСА.

Ретроспективный тест старой советской автосигнализации «ОСА» вызвал у нас положительные эмоции. Эта модель полностью соответствует современным стандартам автомобильных охранных систем, хотя была разработана ещё в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, то есть более 35 лет назад! В 60-х годах в Советском Союзе начали производить первые серийные модели автомобильных охранных сигнализаций. Эти системы были разработаны Совнархозами. В то время сигнализации были довольно примитивными и реагировали только на открытие дверей и поворот ключа зажигания. Они не могли предотвратить запуск двигателя, а лишь издавали звуковой сигнал с помощью клаксона. Угонщик мог легко отключить такую сигнализацию, просто отсоединив клемму от аккумулятора. Суть его заключалась в установке специального устройства, которое называлось «скрытой кнопкой». Эта кнопка, достаточно большая и заметная, размещалась в салоне автомобиля, как указывалось в инструкциях, «в месте, известном только водителю». Когда вла
Оглавление

Ретроспективный тест старой советской автосигнализации «ОСА» вызвал у нас положительные эмоции. Эта модель полностью соответствует современным стандартам автомобильных охранных систем, хотя была разработана ещё в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века, то есть более 35 лет назад!

Охрана и предупреждение.

В 60-х годах в Советском Союзе начали производить первые серийные модели автомобильных охранных сигнализаций. Эти системы были разработаны Совнархозами.

В то время сигнализации были довольно примитивными и реагировали только на открытие дверей и поворот ключа зажигания. Они не могли предотвратить запуск двигателя, а лишь издавали звуковой сигнал с помощью клаксона.

Угонщик мог легко отключить такую сигнализацию, просто отсоединив клемму от аккумулятора.

Суть его заключалась в установке специального устройства, которое называлось «скрытой кнопкой». Эта кнопка, достаточно большая и заметная, размещалась в салоне автомобиля, как указывалось в инструкциях, «в месте, известном только водителю».

Когда владелец покидал машину, он активировал эту кнопку и закрывал дверь. После этого концевик двери переводил сигнализацию в режим охраны.

Когда владелец открывал дверь и садился за руль, сигнализация начинала отсчёт времени, которое отводилось на поиск и нажатие скрытой кнопки. Обычно на это отводилось 5–10 секунд. После этого можно было заводить двигатель, не опасаясь звукового сигнала.

Если же в салон проникал злоумышленник, предполагалось, что он не знает о скрытой кнопке. В этом случае через те же 5–10 секунд звучал сигнал тревоги.

Сложно, но зато эффективно.

-2

«ОСА» — это сокращение от «Охранная Система Автомобиля».

Нам посчастливилось найти экземпляр этой системы в идеальном состоянии, выпущенный в 1991 году. В то время это было поистине инновационное решение, основанное на самых современных технологиях и принципах работы.

  • Блок сигнализации был расположен не в салоне автомобиля, а под капотом. Там же находилась катушка зажигания, которую он блокировал, и звуковой сигнал, к которому подключался.

  • Для защиты от отключения аккумулятора и снятия блокировки был предусмотрен дополнительный электромеханический замок капота, который шёл в комплекте с сигнализацией. Таким образом, угонщики не могли получить доступ к блокировке двигателя.

  • Постановка и снятие с охраны происходили бесконтактно снаружи автомобиля с помощью кодового магнитного ключа-транспондера. Его нужно было поднести к датчику на стекле.

  • Попытка злоумышленника разобрать датчик и подобрать код была бессмысленной, так как при вводе неверного кода срабатывала сигнализация.

Датчик «Осы» представляет собой устройство, состоящее из инфракрасного светодиода и фотодиода, которые расположены друг напротив друга на специальной панели под крышкой. Между диодами находится шторка с отверстием, закрытым пластиковой сеточкой с очень тонкими прорезями.

Когда по кузову автомобиля происходит удар, эта сеточка покачивается, модулируя инфракрасный сигнал в зависимости от силы удара.

Хотя это решение и кажется технически избыточным, оно демонстрирует энтузиазм свердловских инженеров, которые стремились создать настоящий шедевр в своей области. И им это удалось!