Найти в Дзене

Искусство вопреки: художники блокадного Ленинграда

Осада Северной столицы началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня. Однако культурная жизнь в Ленинграде не замирала даже в самые тяжёлые минуты: в Союзе художников проходили выставки, на улицах создавались яркие репортажные зарисовки, из рук в руки передавались репродукции в виде открытых писем. Вячеслав Пакулин (1901-1951) Художник начал работу над своей серией пейзажей блокадного Ленинграда в самую суровую зиму - в конце 1941 года. Несмотря на мороз и обстрелы, он всегда писал на улице, стремясь к передаче подлинных ощущений. Современники вспомнили, что Вячеслава Пакулина можно было застать на улице с походным этюдником в любой точке города даже в самую лютую стужу. Иван Билибин (1876-1942) Знаменитый театральный художник и иллюстратор, прославлявший подвиги былинных героев, отказался эвакуироваться из города: «Из осажденной крепости не бегут, а обороняются». Он продолжил иллюстрировать русские былины. Одной из его последних работ стала так и незавершённая подготовительная

Осада Северной столицы началась 8 сентября 1941 года и продолжалась 872 дня. Однако культурная жизнь в Ленинграде не замирала даже в самые тяжёлые минуты: в Союзе художников проходили выставки, на улицах создавались яркие репортажные зарисовки, из рук в руки передавались репродукции в виде открытых писем.

Вячеслав Пакулин (1901-1951)

Художник начал работу над своей серией пейзажей блокадного Ленинграда в самую суровую зиму - в конце 1941 года. Несмотря на мороз и обстрелы, он всегда писал на улице, стремясь к передаче подлинных ощущений. Современники вспомнили, что Вячеслава Пакулина можно было застать на улице с походным этюдником в любой точке города даже в самую лютую стужу.

Иван Билибин (1876-1942)

Знаменитый театральный художник и иллюстратор, прославлявший подвиги былинных героев, отказался эвакуироваться из города: «Из осажденной крепости не бегут, а обороняются». Он продолжил иллюстрировать русские былины. Одной из его последних работ стала так и незавершённая подготовительная иллюстрация к циклу «Дюк Степанович», над ней он работал полулёжа у светильника. Художник умер от истощения на руках у жены в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.

Анна Остроумова-Лебедева (1871-1955)

Когда началась блокада, ей было 70. Ленинградская художница тоже не покинула Ленинград, несмотря на предложения уехать. Когда случались обстрелы, у Анны Остроумовой-Лебедевой не было сил спускаться в убежище – художница оборудовала себе подобие мастерской в ванной комнате – там было относительно безопасно и не так сильно слышно свист снарядов. На умывальнике – чертёжная доска. На доске – чернильница. На бумаге – пейзажи города. В этих условиях она вела работу над дневником «Автобиографические записки», который был издан после окончания войны. Здесь же оформила пригласительные билеты на первое исполнение Седьмой, Ленинградской симфонии Д. Шостаковича.

Соломон Юдовин (1892-1954)

Знаменитый ученик Николая Рериха в первый год блокады Ленинграда занимался выпуском почтовых открыток и начал работу над циклом «Ленинград в дни Великой Отечественной войны» в графике. Его чёрно-белая хроника беспощадна и глубоко трагична. Любопытно, что здания и памятники архитектуры служат у Юдовина своеобразными духовными символами Ленинграда, воплощением неприступности города. Позже художника эвакуировали в Ярославскую область, но после снятия блокады Соломон Юдовин вернулся в Ленинград и продолжил работу над военным циклом.

Евгений Белуха (1889-1943)

Блокадные зарисовки этого художника, отмечают искусствоведы, отличаются особым изяществом, декоративностью и продуманностью композиции. После начала Великой Отечественной войны он занимался написанием плакатом и создал серию городских рисунков-наблюдений. Евгений Белуха скончался в осаждённом Ленинграде 20 апреля 1943 года, в том же году его работы оказались на московской выставке «Героический фронт и тыл».

Всего в осаждённом Ленинграде погибло более 80 художников. Среди них – Николай Тырса, Павел Филонов, Павел Шиллинговский, так и не завершивший серию гравюр «Осаждённый город»... Мастера пера и кисти фиксировали свидетельства страшных дней, грезили о мирном небе над головой, погружались в сказочные фантазии, не прекращая верить и надеяться, что вот-вот прорвётся блокадное кольцо.