«Transhumanism Inc.» Виктора Пелевина — это виртуальный LSD-трип в мире, где ваш мозг уже купила корпорация - ты одновременно чужая кукла, потребитель чего угодно и пустое место, даже меньше, чем пустота. Даже "холопы" (роботизированные безмозглые рабы из мяса) счастливее вас и их жизни наполнены большим смыслом, чем ваши.
Представьте: вы просыпаетесь в будущем, где нейросети пишут за вас ваши мысли, какой-то фонд "подсвечивает" прямо у вас в мозгах неистовое желание "кокосовых чипсов", бессмертие продаётся по8 подписке— но только если ваша кредитная и социальная история идеальны. Пелевин, как всегда, берёт актуальные страхи — цифровое рабство, тотальную коммерциализацию жизни, смерть приватности — и превращает их в абсурдный карнавал. Его герои не борются с системой, они в ней растворяются, и это пугает больше, чем открытый бунт.
Книга не просто предупреждает о будущем — она смеётся над нами, сегодняшними. Вы постоянно узнаете в героях себя: того, кто ставит лайки, пока алгоритмы диктуют, кого любить; того, кто готов продать свои сны за подписку на «премиум-сознание»; того, кому остается просто выбрать личность с подноса корпораций, потому что "индивидуальность" - байка с времен поздний карбона. Это не антиутопия в классическом смысле — это зеркало, поднесённое к лицу поколения, которое уже не отличает реальность от профиля в интернете.
В книге семь глав, обозревающих неизвестный читателю мир с некоторых сторон и ты практически ни в одной не уверен, от чьего лица ты читаешь реплики: от главного героя главы, от Бога, от духов прошлого или от себя самого? Только не удивляйтесь, если к финалу задумаетесь: а не стали ли вы сами персонажем этой книги, даже не заметив, когда всё началось?
Вот пять антиутопий, которые перекликаются с темами «Transhumanism Inc.» Виктора Пелевина — технологическая дегуманизация, сатира на общество потребления и философские размышления о будущем человечества:
«О дивный новый мир» (Brave New World) — Олдос Хаксли
Кастовая система, генная инженерия и тотальный контроль через удовольствие и потребительство. Как у Пелевина, здесь технологии используются для подавления индивидуальности, а общество жертвует свободой ради стабильности. Сатира на утопию, где люди сами отказываются от критического мышления, напоминает пелевинские размышления о «цифровом рабстве».
«Лавина» (Snow Crash) — Нил Стивенсон
Киборги, корпорации-государства и виртуальные миры, где религия и технологии сливаются в единый инструмент контроля. Постмодернистский хаос и сатира на капитализм (например, пиццерия-мафия «CosaNostra Pizza») перекликаются с абсурдизмом Пелевина. Идея «вируса сознания» напоминает манипуляцию информацией в «Transhumanism Inc.».
«Орикc и Коростель» (Oryx and Crake) — Маргарет Этвуд
Биоинженерия, корпоративные города-гетто и апокалипсис как следствие технократической гордыни. Этвуд, как и Пелевин, исследует, как наука и жадность корпораций уничтожают человечность, превращая людей в товар или в новые биологические виды.
«Девушка-ветер» (The Windup Girl) — Паоло Бачигалупи
Мир после экологического коллапса, где генетически модифицированные организмы и корпорации контролируют ресурсы. «Калорийные компании» и искусственные люди-«ветры» отражают пелевинские мотивы: слияние биотеха и капитализма, где жизнь становится патентованным продуктом.
«Сверхгрустный настоящий роман» (Super Sad True Love Story) — Гэри Штейнгарт Сатира на цифровую зависимость, рейтинговое общество и вездесущий контроль через гаджеты. Герои живут в мире, где соцсети заменяют эмоции, а корпорации управляют государством — как у Пелевина, здесь смешаны абсурд, философия и предостережение о «смерти реального».
Обязательно дайте знать, если вам интересен глубокий обзор книги! Мы можем подготовить для вас лекцию, где соберем мнения других известных литературных критиков, или организовать встречу, на которой вместе обсудим наши мысли по поводу содержания и истории написания этого романа.
С вами была Варвара, низкий поклон!