Если внимательно разглядывать портреты эпохи романтизма, в глаза бросается одна интересная деталь. Для начала посмотрите на образ юной хрупкой брюнетки Мари Дюплесси — французский идеал красоты того времени. В нее были влюблены выдающиеся мужчины, в том числе композитор Ференц Лист и писатель Александр Дюма-младший. Именно Мари стала прототипом Маргариты Готье, главной героини романа «Дама с камелиями» (1848).
При взгляде на портрет Мари запоминаются не только ее хрупкость и выразительное почти детское лицо с большими глазами (девушка прожила всего 23 года), но и удивительные покатые плечи. В жизни такие встречаются очень редко, но только не на портретах 1830-х, где почти все дамы демонстрируют эту особенность.
Покатая форма плеча соответствовала романтическому идеалу хрупкой, изящной женственности. Фасоны платьев из легких тканей со спущенными плечами и широкими рукавами усиливали эффект плавной округлости. И конечно, все красавицы хотели соответствовать эстетическому идеалу времени, а художники лишь помогали в этом. Однако уже к середине века модный акцент сместился к более строгим линиям.
Впрочем, у писателей мы встречаем восхищение этой женственной особенностью и во второй половине XIX и в начале XX веков. В России ценителем покатых плеч был Иван Тургенев:
«Она сидела спиной к окну, завешенному белой сторой; солнечный луч, пробиваясь сквозь эту стору, обливал мягким светом ее пушистые золотистые волосы, ее невинную шею, покатые плечи и нежную, спокойную грудь». (И. С. Тургенев. Первая любовь.1860)
А это отрывок из «Легкого дыхания» (1916) Ивана Бунина:
«Я в одной папиной книге, — у него много старинных, смешных книг, — прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, — ей-богу, так и написано: кипящие смолой! — черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки, — понимаешь, длиннее обыкновенного! — маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи…»
Вновь мода на покатые плечи вернулась в первой половине 1930-х, но все же это была скорее мягкая и плавная линия плеча, которая стала частью общего тренда на сглаженные формы. А подчеркнутую покатость мы видим в конце 1940-х и 1950-х годах в противовес строгим и угловатым силуэтам времен Второй мировой войны, когда женщины носили пиджаки с подплечниками.
Ярче всего этот тренд заметен в стиле New Look от Кристиана Диора, который вернул вместе с покатыми плечами и тонкую талию, и широкую юбку. Впрочем, в век фотографии было уже сложнее соответствовать идеалу, но достаточно посмотреть на рисунки из модных журналов, чтобы вспомнить о портретах 1830-х.
Подписывайтесь на наш дзен-канал "Мифология моды", чтобы не пропустить новые публикации!