В Москве в Большом театре прошел показ балета «Рахманинов. Симфония длиною в жизнь» Башкирского театра оперы и балета.
Для уфимского театра это уже почти традиция: четвертый год подряд на сцене Большого показывают спектакли из Башкортостана. Но этот показ – особенный: до сих пор уфимцы привозили в Москву оперы, а в этот раз – балет. «Нужно было достигнуть определенного уровня», – объясняет глава республики Радий Хабиров. То, что глава региона так опекает искусство – и впечатляет, и радует.
Балет о Рахманинове, который выдвинут на главную театральную премию России «Золотая маска» в четырех номинациях («Лучший спектакль. Балет», «Лучшая работа постановщика спектакля (Хореограф/Балетмейстер)», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль») – первая попытка создать его биографию в танце. Задача непростая (хотя разве может быть простой задачей биография гения?), но интересная. В первую очередь создателям, которые сотворили спектакль воистину синтетический: здесь и танцуют, и поют. Гениальный композитор всю жизнь дружил с гениальным же оперным певцом Федором Шаляпиным, дебют которого состоялся именно в Уфе, поэтому у театра к его личности особое отношение. Возможно, в другом театре Шаляпин, как и остальные герои, танцевал бы. Но в Уфе сейчас есть замечательный бас – Аскар Абдразаков, он и художественный руководитель Башкирского театр оперы и балета. Поэтому, конечно, в башкирском балете Шаляпин поет. А сцена смерти великого баса – это финальная ария Бориса Годунова из одноименной оперы «Прощай, мой сын»: мощная, до дрожи.
Но вернемся к главному герою балета – Сергею Рахманинову. Сначала у главного художника театра Ивана Складчикова возникла идея о спектакле. Он записывал свои идеи, мысли – так родилось либретто, автором которого он и стал.
Главной задачей было найти хореографа, который сможет это либретто воплотить в жизнь. А в наше время это (вы удивитесь!) не просто: искали балетмейстера, который, с одной стороны, владеет классической (или неоклассической, как сейчас принято говорить) техникой, а, с другой, сможет поставить сюжетный балет. Потому что сейчас тенденция иная: бессюжетные балеты с красивыми названиями, которые каждый зритель может интерпретировать по-своему. Поставить балет с сюжетом, который будет понятен зрителю даже без либретто – задача непростая, и далеко не каждый постановщик к этому готов. Тех, кто сможет с этой задачей достойно справиться – еще меньше. Режиссером-хореографом и исполнителем заглавной партии стал Олег Габышев – блестящий премьер балета Бориса Эйфмана, для которого этот спектакль стал первой большой работой в качестве балетмейстера.
Хотя к моменту приглашения из Уфы Олег поставил один акт балета «Личности Миллигана» (я его видела: отличная постановка), и поэтому определенная уверенность в себе как в хореографе, способном поставить масштабный спектакль – а речь шла о трех актах – у него была. Габышев сам компоновал музыку для спектакля о Рахманинове. С одной стороны – поле для деятельности благодатное: у композитора много прекрасной музыки: «У него очень танцевальная музыка. Да, она очень сложная, насыщенная, в ней много слоев, оттенков. Но для меня как для хореографа в данном случае – чем больше оттенков, тем интереснее поиск движений. В балете, я уверен, 90 процентов успеха – это музыка», – рассказывал Габышев.
Балет показывает основные этапы жизни великого композитора: обучение (интересно решено: «зверята» – ученики Николая Зверева – выполняют танцевальные, а не фортепианные, экзерсисы), провал первой симфонии и последовавшая за ней долгая, почти десятилетняя, депрессия, из которой композитора вывел гипнотизер Даль, счастливая семейная жизнь, дружба с Федором Шаляпиным, бегство из революционной России («А как удались сцены красного террора!», – поделилась мнением дама на соседнем кресле), успех, композиторское молчание (Рахманинов почти не писал вдали от родины) и мировая слава.
Конечно, на сцене есть рояль, и во многих сценах действие строится вокруг него. А в финальной – эмигрантской части – этот рояль становится символом молчания: закрыт чехлом. Молчит.
Спектакль поставили за три месяца. Как удалось так быстро? Да потому что Габышев – блестящий танцовщик, марафонец и Iron Man – по вечерам в зале в одиночку придумывал все партии, а утром приносил в репетиционный зал готовый танцевальный материал.
Признается, что для артистов многие движения были в новинку, но у них было большое желание пробовать новое. «Главная сложность была для меня, – вспоминает Олег Габышев, – так скомпоновать все сцены, чтобы зритель не заснул к середине и наслаждался музыкой Рахманинова по максимуму». К счастью, зритель наслаждается в этом спектакле не только музыкой Рахманинова, но и всей постановкой: хореографией, пением Аскара Абдразакова и хора, прекрасным звучанием оркестра, которым дирижировал Феликс Коробов. «Музыка Рахманинова наполняет любовью», – говорит Олег Габышев. Действительно, спектакль создан с огромной любовью к композитору. От всей души желаю ему успеха на «Золотой маске».
Фото: Татьяна Ломовская, предоставлены пресс-службой Башкирского театра оперы и балета