Найти в Дзене

Единая система образования: как готовят новое поколение педагогов?

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов выступил на панельной сессии Международного общественно-делового форума «Евразия — территория традиционных ценностей». Министр сообщил: «Мы сегодня вернули все лучшее, что было в советской системе образования: вне зависимости от того, в каком регионе обучается ребёнок, он должен получать одинаковое базовое фундаментальное образование».  Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения, специалист с более чем 40-летним опытом работы в системе образования Наталья Алексеевна Горлова рассказала, какие педагогические практики реализуются в современных школах и как обучают новое поколение педагогов в нашем Университете.   Обновление образовательного процесса  ​— Речь идёт о внедрении в образовательный процесс единого подхода и учебников, составляющих базовое фундаментальное образование. Конец 90-х и начало 2000-х годов было

Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов выступил на панельной сессии Международного общественно-делового форума «Евразия — территория традиционных ценностей». Министр сообщил: «Мы сегодня вернули все лучшее, что было в советской системе образования: вне зависимости от того, в каком регионе обучается ребёнок, он должен получать одинаковое базовое фундаментальное образование». 

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и современных образовательных технологий Государственного университета просвещения, специалист с более чем 40-летним опытом работы в системе образования Наталья Алексеевна Горлова рассказала, какие педагогические практики реализуются в современных школах и как обучают новое поколение педагогов в нашем Университете. 

 Обновление образовательного процесса 

— Речь идёт о внедрении в образовательный процесс единого подхода и учебников, составляющих базовое фундаментальное образование. Конец 90-х и начало 2000-х годов было для образовательных организаций временем свободы выбора учебников и учебных пособий. Несмотря на то, что обучение осуществляется на основе федерального базисного учебного плана, устанавливающего единый перечень учебных предметов и количество часов на их изучение, каждая образовательная организация имела право выбирать учебники из списка рекомендованных — сначала их было много, потом не более пяти. 

Основные недостатки подобной системы 

— Практика показала, что при свободном выборе учебников невозможно установить объективные критерии оценивания качества образования учащихся, потому в разных учебниках содержание не совпадало, последовательность изучения тем варьировалась. Это не давало чёткой картины успеваемости школьников при проведении проверочных работ в рамках внешнего контроля качества образования. Также при переводе учащихся из одной школы в другую даже в одном регионе возникали проблемы в адаптации школьников. Зачастую успешные учащиеся переходили в ранг неуспевающих, что приводило к эмоциональным срывам и выбору формы семейного образования. По статистике Министерства просвещения количество учащихся в 2022 году составило 17 миллионов человек, из которых 50 тысяч обучались в форме семейного образования по программам, имеющим аккредитацию. В 2023 году количество таких учащихся увеличилось на 15 тысяч и составило 65 тысяч обучающихся. Важно учитывать, что семейное образование предполагает индивидуальную форму обучения, при которой не происходит социализации учащихся. Школьники лишены возможности взаимодействовать в коллективе, спорить, отстаивать свою точку зрения, рефлексировать. Также не формируются такие социальные позиции человека как лидер, подчинённый или партнёр. 

Главные преимущества единой системы образования  

— Переход на единые учебники позволит разработать единые требования и критерии федерального базового фундаментального образования и создать условия для разработки регионального компонента образования. 
Это будет способствовать формированию целостной картины мира и гражданской идентичности подрастающего поколения. Разработка единого подхода к проектированию школьных учебников вызвала необходимость изменить взгляд на подготовку будущих педагогов, в результате чего была разработана и внедрена «Концепция подготовки педагогических кадров на период до 2030 года», предложено «Ядро высшего педагогического образования» — единый подход к структуре и содержанию образовательных программ. 

Подготовка будущих педагогов в нашем Университете 

— Подготовка будущих педагогов в Государственном университете просвещения проводится в соответствии с требованиями в рамках инновационной реверсивной модели. А также с учётом нового типа сознания современных детей и их способностью ставить задачу и отвечать на вопрос: «Зачем я буду это делать?». Суть реверсивной модели состоит в том, что выпускники школы, которые приняли решение стать педагогом, уже имеют определённый опыт учебной, проектной, организаторской или исследовательской деятельности и обладают определёнными умениями, которые они демонстрируют на практических занятиях по педагогике в вузе. То есть студенты переходят от статуса учащегося к учебно-профессиональной деятельности педагога будущего. При подготовке преподавателя мы предлагаем студентам с первого курса провести модуль урока и освоить пути реализации личностно-созидающей стратегии образования: алгоритмы реализации квант-технологий, методов, приёмов обучения, которые направлены на взаимодействие учащихся, на раскрытие их личностного потенциала, когнитивных способностей, формирование духовно-нравственных ценностей и смыслов. 

Педагог будущего — это мастер своего дела, который не только хорошо знает свой предмет, но и умеет управлять образовательной деятельностью обучающихся, созидая личность каждого ученика.