Найти в Дзене
Мир Библии

Ежедневное чтение Библии. 15 Апреля

1 Спустя много времени, после того как Господь дал Израилю покой от всех окружающих его врагов, Иисус, уже состарившийся и достигший преклонного возраста, 2 созвал всех старейшин, вождей, судей и начальников Израиля и сказал им: — Я состарился, достиг преклонного возраста. 3 Вы сами видели всё, что Господь, ваш Бог, сделал ради вас со всеми этими народами. Господь, ваш Бог, Сам сражался за вас. 4 Помните, что я по жребию разделил между вашими родами всю землю между Иорданом и Великим морем на западе, которая принадлежала народам ещё оставшимся и тем, которых я уже искоренил. 5 Господь, ваш Бог, Сам прогонит их с вашего пути. Он вытеснит их перед вами, и вы завладеете их землей, как Господь, ваш Бог, вам и обещал. 6 Будьте тверды, соблюдайте и исполняйте всё, что написано в книге Закона Моисея, не уклоняясь ни вправо, ни влево. 7 Не смешивайтесь с этими народами, которые остаются среди вас, не упоминайте имен их богов и не клянитесь ими. Не служите и не поклоняйтесь им. 8 Крепко держите
Оглавление

Книга Иисуса Навина

Глава 23

1 Спустя много времени, после того как Господь дал Израилю покой от всех окружающих его врагов, Иисус, уже состарившийся и достигший преклонного возраста,

2 созвал всех старейшин, вождей, судей и начальников Израиля и сказал им:

— Я состарился, достиг преклонного возраста.

3 Вы сами видели всё, что Господь, ваш Бог, сделал ради вас со всеми этими народами. Господь, ваш Бог, Сам сражался за вас.

4 Помните, что я по жребию разделил между вашими родами всю землю между Иорданом и Великим морем на западе, которая принадлежала народам ещё оставшимся и тем, которых я уже искоренил.

5 Господь, ваш Бог, Сам прогонит их с вашего пути. Он вытеснит их перед вами, и вы завладеете их землей, как Господь, ваш Бог, вам и обещал.

6 Будьте тверды, соблюдайте и исполняйте всё, что написано в книге Закона Моисея, не уклоняясь ни вправо, ни влево.

7 Не смешивайтесь с этими народами, которые остаются среди вас, не упоминайте имен их богов и не клянитесь ими. Не служите и не поклоняйтесь им.

8 Крепко держитесь Господа, вашего Бога, как вы делали до сегодняшнего дня.

9 Господь прогнал от вас великие и сильные народы. До сегодняшнего дня никто не мог устоять перед вами.

10 Один из вас рассеивает тысячу, потому что Господь, ваш Бог, Сам сражается за вас, как Он и обещал.

11 Поэтому всеми силами старайтесь любить Господа, вашего Бога.

12 Но если вы отступите и объединитесь с уцелевшим остатком этих народов среди вас и станете заключать с ними браки,

13 то знайте наверняка: Господь, ваш Бог, уже не станет прогонять от вас эти народы. Вместо этого они станут для вас ловушкой и западней, плетью для ваших спин и колючками для ваших глаз, пока вы не будете искоренены из этой хорошей земли, которую дал вам Господь, ваш Бог.

14 Я собираюсь отправиться путем всей земли. Всем вашим сердцем и всей душой вы знаете, что из всех добрых обещаний Господа, вашего Бога, не осталось ни одного неисполненного — все сбылись, ни одно не оказалось ложным.

15 Но как сбылось для вас всё доброе, что обещал Господь, ваш Бог, так наведет Господь на вас и всё злое, о котором предупреждал, пока не истребит вас с этой хорошей земли, которую Он вам дал.

16 Если вы преступите завет Господа, вашего Бога, который Он с вами заключил, и пойдете служить другим богам и поклоняться им, то гнев Господа вспыхнет на вас, и вы будете быстро искоренены из этой хорошей земли, которую Он вам дал.

Иисус Навин 23 глава — Библия — Новый русский перевод: https://bible.by/nrt/6/23/

КОММЕНТАРИИ ЛОПУХИНА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА

1−2. Увещание Иисуса Навина к народу (3−11) через напоминание о милостях ему Господа и (12−13) предсказание тяжких бедствий при отпадении от Господа. 14−16. Повторение увещания в кратких и сильных выражениях.

Нав 23:1. Спустя много времени после того, как Господь [Бог] успокоил Израиля от всех врагов его со всех сторон, Иисус состарился, вошел в преклонные лета.

Нав 23:2. И призвал Иисус всех [сынов] Израилевых, старейшин их, начальников их, судей их и надзирателей их, и сказал им: я состарился, вошел в преклонные лета.

«Спустя много времени», имеется в виду после войн с ханаанскими царями (Нав 11:22), самая продолжительность этого времени не может быть определена. Собрание, к которому Иисус Навин обратился со своим увещанием, было всенародным, на которое собраны были народные представители, носившие общее название «старейшин», к которым в частности принадлежали «начальники» (по еврейскому тексту «рашин» — главы, у LXX-ти — ἄρχοντας), «судьи и надзиратели» (Нав 1:10).

Нав 23:3. Вы видели всё, что сделал Господь Бог ваш пред лицем вашим со всеми сими народами, ибо Господь Бог ваш Сам сражался за вас.

«Господь... сражался за вас» (ср. Нав 10:14, Втор 1:30).

Нав 23:4. Вот, я разделил вам по жребию оставшиеся народы сии в удел коленам вашим, все народы, которые я истребил, от Иордана до великого моря, на запад солнца.

«Вот, я разделил вам по жребию оставшиеся народы сии в удел», т. е. разделил земли их, как имеющие быть очищенными от ханаанитян (Нав 13:6).

Нав 23:5. Господь Бог ваш Сам прогонит их от вас [доколе не погибнут; и пошлет на них диких зверей, доколе не истребит их и царей их от лица вашего], и истребит их пред вами, дабы вы получили в наследие землю их, как говорил вам Господь Бог ваш.

Слова, поставленные в скобках «[доколе не погибнут... от лица вашего]» читаются только в списках перевода LXX-ти и согласно с ними в славянской Библии, в нынешнем еврейском тексте они не сохранились вследствие, как можно догадываться, ошибки древнего писца, который, написавши последнее перед пропуском еврейское выражение («милпенекем») «от вас» (буквально: ἀπὸ προσώπου ὑμῶν — «от лица вашего»), по недостатку внимания стал писать то, что следовало за читавшимся далее тем же еврейским выражением («милпенекем»), переданным у LXX-ти словами ἀπὸ προσώπου ὑμῶν — «от лица вашего». Эти опущенные в нынешнем еврейском тексте слова находились, следовательно, в первоначальном еврейском тексте. Они имеют некоторое сходство с Исх 23:28 и Втор 7:20, где не говорится, однако, о диких зверях как в данных словах, сохраненных в переводе LXX-ти. Словами «не сообщайтесь с сими народами» (Нав 23:7) внушается именно то, чтобы израильтяне не смешивались с этими народами, не составляли с ними одного народа, принимая их верования и вступая с ними в родство (Нав 23:12).

Нав 23:8. но прилепитесь к Господу Богу вашему, как вы делали до сего дня.

На преданность израильского народа Господу во время Иисуса Навина указывается для того, чтобы он из собственного опыта со всей неопровержимостью видел, как неразрывно связаны с этой преданностью победа над сильными врагами.

Нав 23:10. один из вас прогоняет тысячу, ибо Господь Бог ваш Сам сражается за вас, как говорил вам.

«Как говорил вам» Господь, давая обетования Моисею (Втор 1:30:3.22) и Иисусу Навину (Нав 1:5).

Нав 23:13. то знайте, что Господь Бог ваш не будет уже прогонять от вас народы сии, но они будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших и терном для глаз ваших, доколе не будете истреблены с сей доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.

«Будут для вас петлею и сетью, бичом для ребр ваших, и терном для глаз ваших». Здесь соединены вместе употребленные отдельно в других местах ветхозаветных книг (Ис 8:15, Исх 23:33, Чис 33:55, «бич» («шотет») — только здесь) четыре образа крайне мучительного состояния, в которое приведут израильский народ хананеи, если он отпадет от Господа и лишается с ними.

Нав 23:14. Вот, я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся.

«А вы знаете» — у LXX-ти: καὶ γνώσεσθε — «и познаете»; у блаженного Иеронима et cognoscetis — «и знайте». Из этого видно, что употребленный здесь в прошедшем времени евр. глагол «знать» с союзом «и» («видаеттем») древние переводчики рассматривали, как поставленный — с так называемым «вав» последовательным, — в будущем времени или повелительном наклонении, причем говорящий, употребляя этот глагол, указывал не на то знание, которое было у израильского народа, а на то, какое он хотел внушить ему. Из двух приведенных древних переводов наиболее соответствующим содержанию данного места является перевод блаженного Иеронима, при котором дальнейшие слова: «всем сердцем вашим и всею душею вашею» получают надлежащее значение «а вы знайте» «всем сердцем вашим», т. е. всецело проникнитесь тою мыслью, что «не осталось тщетным ни одно слово из тех добрых слов», т. е. божественных обетований о даровании народу Ханаанской земли, каковы Быт 12:7, Исх 3:17, Лев 26:1−13, Чис 33:53, Втор 28:1−14, Нав 1:3.

Нав 23:15. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш.

«Всякое злое слово», т. е. предуказания бедствий, которые постигнут отступников от Господа (Лев 26:14−43, Втор 28:15−68).

Нав 23:16. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который Он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им, то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам [Господь].

Последние слова стиха «возгорится на вас гнев Господень... которую дал вам [Господь]» читаются в еврейск тексте и многих позднейших греческих списках, а согласно с ними в славянской Библии, но в Ватиканском и Александрийском списках они отсутствуют, в перевод LXX-ти они внесены Оригеном и в его Гекзаплах отмечены были знаком (астериском), указывавшим на это дополнение перевода LXX-ти. По своему содержанию они сходны с последними словами Нав 23:15, а по способу выражения — с начальными и конечными словами Втор 11:17. В некоторых из списков доострожского славянского перевода они не читались.

Иисус Навин 23 глава — Библия — Комментарии Лопухина: https://bible.by/lopuhin-bible/6/23/

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (с сайта www.gotquestions.org)

Автор: Книга Иисуса Навина непосредственно не называет своего автора. Более чем вероятно, что Иисус, сын Навина, преемник Моисея на посту предводителя Израиля, написал значительную часть этой книги. Последняя часть книги, вероятно, была написана, по крайней мере, одним человеком после смерти Иисуса Навина. Возможно также, что некоторые разделы были отредактированы / скомпилированы после его смерти.

Дата написания: Книга Иисуса Навина, скорее всего, была написана между 1400 и 1370 гг. до н.э.

Цель написания: Книга Иисуса Навина содержит обзор военных кампаний при завоевании обещанной Богом земли. После исхода из Египта и сорокалетнего скитания в пустыне вновь образованная нация была готова войти в Обетованную землю и победить народы, которые занимали эту территорию. Обзор событий, который мы встречаем здесь, дает сокращенную и избирательную подборку многих сражений и то, как земля была не только завоевана, но и как она была разделена на районы обитания колен.

Ключевые стихи: Иисуса Навина 1:6–9: «Будь твердым и стойким! Ты сделаешь эту страну владением сынов Израилевых – Я отдаю им эту страну, как поклялся их отцам! Будь же твердым и стойким! Строго соблюдай и исполняй Закон, который тебе велел соблюдать Мой раб Моисей. Ни на шаг не отступай от этого Закона – и тебе повсюду будет сопутствовать успех. Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех. Я повелеваю тебе: будь твердым и стойким! Не робей и не бойся: с тобою везде будет Господь, твой Бог».

Иисуса Навина 24:14–15: «Бойтесь и чтите Господа, служите Ему верой и правдой. Отвергните всех богов, которым служили ваши предки за Рекою и в Египте, и служите только Господу. Если же вы не хотите служить Господу, то выбирайте прямо сейчас, кому вы будете служить. Богам, которым служили ваши предки за Рекою? Или богам амореев, на чьей земле вы живете сейчас? Но я и весь мой род – мы будем служить Господу».

Краткое резюме: Книга Иисуса Навина продолжает рассказ об израильтянах после исхода из Египта. Книга описывает примерно 20-летний период времени под предводительством Иисуса Навина после помазания его Моисеем. Двадцать четыре главы книги Иисуса Навина можно поделить на следующие группы:

Главы 1–12: вход и завоевание Земли обетованной.

Главы 13–22: указания по распределению Земли обетованной.

Главы 23–24: прощальная речь Иисуса Навина.

Предзнаменования: История блудницы Раав и ее великой веры в Бога израильтян ставит ее в один ряд с другими героями веры из Послания к Евреям 11:31. Это история Божьей благодати для грешников и спасения лишь верой. Самое главное – по благодати Божьей она попала в мессианскую линию родства (Матфея 1:15).

Один из церемониальных ритуалов в Иисуса Навина 5 находит свое идеальное исполнение в Новом Завете. Стихи 1–9 описывают Божье указание о том, что рожденные в пустыне должны быть обрезаны после входа в Землю обетованную. Поступая так, Бог «снял с них египетский позор», что означает, что он очистил их от грехов их прежней жизни. Колоссянам 2:10–12 описывает верующих как обрезанных в своих сердцах Самим Христом, через Которого мы оставили греховную природу нашей прежней жизни без Него.

Бог учредил города убежища, чтобы те, кто случайно убил кого-то, могли там жить, не опасаясь возмездия. Христос является нашим убежищем (Евреям 6:18).

Книга Иисуса Навина содержит важную богословскую тему покоя. Израильтяне, после 40 лет скитаний по пустыне, наконец, обрели покой, который Бог приготовил для них в земле Ханаан. Автор послания к Евреям использует этот пример как предупреждение, чтоб мы не позволили неверию удержать нас от вступления в Божественный покой во Христе (Евреям 3:7–12).

Практическое применение: Одним из ключевых стихов Книги Иисуса Навина является текст в 1:8: «Пусть слова из свитка Закона непрестанно будут у тебя на устах. Повторяй их днем и ночью, строго соблюдай и исполняй все, что написано в этом свитке, – и тебе будут сопутствовать удача и успех». Ветхий Завет полон историй о том, как люди «забыли» Бога и Его Слово и понесли ужасные последствия. Для христианина Слово Божье является источником жизненной силы. Если пренебречь ним, наша жизнь пострадает. Но если мы будем принимать близко к сердцу принцип из вышеупомянутого стиха, то будем совершенны и достойны находиться в Царстве Божьем (2 Тимофею 3:16–17), и увидим, что Божьи обетования в книге Иисуса Навина 1:8–9 станут также и нашими.

Иисус Навин является примером преимуществ достойного наставника. В течение многих лет он оставался рядом с Моисеем. Он наблюдал за тем, как тот почти безупречно следовал за Богом. Он научился молиться от Моисея. Он научился послушанию от Моисея. Очевидно, что Иисус Навин также получил негативный пример, который стоил Моисею входа в Землю обетованную. Пока ты жив – ты наставник. Кто-то наблюдает за тобой. Какая-то молодая особа или кто-то, на кого вы имеете влияние, видит, как вы живете и как поступаете. Кто-то учится от вас. Кто-то будет следовать вашему примеру. Наставничество – это гораздо больше, чем слова, произносимые наставником. Его жизнь говорит значительно больше.