Найти в Дзене
Росбалт

Никита Митрофанов: Как торговая война Трампа угрожает России?

Тема новых тарифов — большая и фундаментальная, она может изменить наш мир так же значительно, как его изменила пандемия ковида в 2020 году.

    Источник: The White House
Источник: The White House

Сегодня поговорим о том, какие угрозы эта торговая война несет России, потому что на первый взгляд могло показаться, что нас тарифы не затрагивают.

Да, персональных пошлин мы не получили, но вот на этих выходных Трамп продлил часть санкций против РФ еще на один год. Впрочем, дело все же не в санкциях, последствия которых мы уже более трех лет ощущаем на себе. Торговая война — это мероприятие против всей мировой экономики, а Россия — до сих пор важная часть этой экономики. Поэтому тарифы хоть и косвенно, но неизбежно ударят по нам.

Начнем с простого — цен на энергоресурсы. Нефть стремительно дешевела последние недели, а цена бочки российской марки Urals в какой-то момент опускалась ниже $50. Это при том что бюджет на 2025 год сводился с ценой в $70. Конечно, цена стабильно ниже $50 не закрепилась, и сейчас нефть торгуется примерно на уровне $64 за баррель. Но это все равно ниже запланированного бюджета, да и курс рубля не помогает. В бюджете заложен средний курс 96,5 рубля за доллар, а фактически за последние три с половиной месяца он составляет около 92,5.

В таких ситуациях должен включаться ФНБ и компенсировать выпадающие доходы бюджета, поскольку именно для этого он и создавался. На 1 марта ликвидная часть ФНБ (то, что можно быстро продать) составляла 3,3 трлн рублей при текущем дефиците в 2,1 трлн рублей. Казалось бы, этот объем перекрывает текущий дефицит, при том что на весь год он запланирован в размере 1,2 трлн рублей.

Однако наличие средств на текущие расходы не означает, что экономика получит импульс к росту. Сокращение цены нефти и доходов нефтяников отражает снижение спроса на энергоресурсы, а это неизбежно приводит к замедлению экономического роста. Подобное замедление — предвестник рецессии и потенциального кризиса.

Здесь я хочу вернуться к началу текста и сказать о причинах падения цен на нефть. Рынок живет ожиданиями, причем любой рынок — фондовый, валютный и даже рынок на Преображенской площади, где я покупаю овощи. Когда рынок наблюдает торговые войны, он сразу закладывает в цены ожидание кризиса, сокращения потребления и риск убытков. Механизм примерно такой: из-за введения тарифов производство товаров в Китае для США сократится, заводам потребуется меньше энергии, стране будет нужно меньше ресурсов из России — это прямые убытки для нашей экономики.

Так что если вам кажется, что тарифы против России не введены и мы избежали участи других стран, это не так. Напрямую мы сталкиваемся с этим в вопросах российского экспорта, а косвенно — через снижение эффективности экономик наших торговых партнеров.

Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»

Читайте также:

Правление в режиме вихря

WP: Маск лично просил Трампа пересмотреть новые пошлины

Трамп запрещает даже думать о тормозах

В Кремле пояснили, почему Трамп не ввел пошлины в отношении России

Reuters: iPhone может подскочить в цене до $2300 из-за пошлин Трампа