Ключевые факторы кризиса в сфере грузоперевозок
Анализ показывает, что главными причинами сложившейся ситуации стали обвальное снижение тарифов на транспортировку, оказавшихся ниже себестоимости, и непомерное бремя лизинговых обязательств. Рассмотрим ситуацию более детально.
Сокращение объемов перевозок связано в первую очередь с уменьшением числа заказов: многие заказчики сократили количество транспортных компаний, с которыми сотрудничают, примерно на 20% по сравнению с предыдущим годом. Ожесточенная конкуренция за доступные заказы вынуждает участников рынка снижать цены до критических отметок. В результате стоимость междугородних перевозок упала до 45-50 рублей за километр, в то время как безубыточный уровень оценивается примерно в 100 рублей. В сегменте самосвальных и сыпучих грузов тарифы снизились до 3 рублей за тонно-километр при себестоимости в 5,5 рублей. Рынок не сталкивался с подобными ценами последние 15 лет!
Усугубляет ситуацию вступление в силу с 1 марта 2025 года законодательных изменений, разрешающих иностранным перевозчикам осуществлять внутренние рейсы (каботаж) после завершения международной доставки. Это вызывает серьезную тревогу у игроков рынка, поскольку иностранные компании, обладающие более дешевой техникой и государственной поддержкой, могут перехватить значительную долю рынка у российских предприятий.
Лизинг, который ранее был инструментом развития, в 2025 году обернулся серьезной проблемой для бизнеса. Многие перевозчики приобретали технику в 2022-2023 годах с минимальным первоначальным взносом, рассчитывая на рост объемов перевозок. Однако теперь лизинговые платежи поглощают значительную часть доходов, а задержка с выплатами грозит конфискацией транспортных средств. Лизинговые компании повышают процентные ставки по действующим договорам, объясняя это ростом стоимости финансирования. В результате выплаты по некоторым контрактам достигают 50% от стоимости грузовика в год!
Падение цен на перевозку делает невозможным покрытие растущих лизинговых платежей.
К тому же, резко подскочил утилизационный сбор на грузовики.
Все это создает замкнутый круг: перевозчики прибегают к демпингу и перегрузке автомобилей, чтобы выжить, что приводит к дальнейшему снижению ставок и штрафам, загоняя бизнес в безвыходное положение.