Найти в Дзене
Annaart78

Лаковая живопись - основные школы

Оглавление

Лаковая живопись — это вид декоративно-прикладного искусства, в котором изображение создаётся с использованием лаков на различных поверхностях (металл, дерево, папье-маше). Этот вид искусства известен своей яркостью, детализацией и долговечностью.

1. Китайская лаковая живопись

По некоторым данным, история китайского лакового ремесла насчитывает более семи тысяч лет. Тем не менее, с уверенностью можно утверждать, что с момента создания «Деревянной чаши, покрытой красным лаком» до XXI в. лаковое искусство Китая претерпело более двух с половиной тысяч лет истории, и поэтому оно явилось колыбелью мирового лакового искусства.

фото из свободных источников интернета
фото из свободных источников интернета

- Один из древнейших видов (известен с эпохи Шан, XVI–XI вв. до н. э.).

- Использование резьбы по лаку, инкрустации перламутром.

- Традиционные мотивы: драконы, пейзажи, цветы.

фото из свободных интернет-источников
фото из свободных интернет-источников

2. Японская лаковая живопись (уруси-э)

-3

Дословно Уруси (яп. 漆) — обозначение произведений традиционного японского лакового искусства и самого́ натурального лака, используемого для их изготовления.

- Развивалась под влиянием Китая, но с добавлением местных техник (маки-э — золотая пудра).

Маки-э (яп. 蒔絵, посыпанная картина) — направление в изобразительном искусстве Японии; лаковые изделия, украшенные при помощи посыпки золотого или серебряного порошка на невысохший лак. Для нанесения порошка используется бамбуковая трубка макизуцу или кисть кэбо.

- Часто украшала шкатулки, посуду, оружие.

Маки-э, фото из свободных источников интернета
Маки-э, фото из свободных источников интернета

3. Русская лаковая живопись

Китай и Япония - были колыбелью лаковой живописи. Но нам конечно же ближе русские народные промыслы.

- Возникла в XVIII веке под влиянием восточных образцов.

- Основные центры:

Федоскино

Реалистичная живопись маслом на папье-маше.

Лаковая живопись Федоскино. Фото из открытых интернет-источников
Лаковая живопись Федоскино. Фото из открытых интернет-источников

Федоскинская лаковая живопись — один из самых известных традиционных русских народных промыслов, зародившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино. Это искусство миниатюрной живописи масляными красками на лаковых изделиях, преимущественно на шкатулках, таблетницах и других предметах из папье-маше.

Федоскино. Фото из открытых источников интернета
Федоскино. Фото из открытых источников интернета

История

- Основателем промысла считается купец Пётр Коробов, который в 1795 году открыл первую мастерскую по производству лаковых козырьков для военных фуражек.

- Позже его зять Пётр Лукутин усовершенствовал технологию, начав создавать шкатулки с живописными миниатюрами.

- В XIX веке федоскинские изделия стали популярны в России и Европе, их даже поставляли к императорскому двору.

- После революции 1917 года мастера объединились в Федоскинскую артель, а в 1960-х производство получило статус фабрики.

фото из открытых источников интернета
фото из открытых источников интернета

Особенности стиля мастеров Федоскино

✔ Техника письма: многослойная живопись масляными красками с использованием перламутра, сусального золота и серебра.

✔ Сюжеты:

- Русские народные сказки ("Жар-птица", "Иван-царевич")

- Пейзажи и сцены из крестьянской жизни

- Копии известных картин (Шишкин, Васнецов)

- Тройки, чаепития, исторические сцены

фото из открытых источников интернета
фото из открытых источников интернета

✔ Эффекты:

- Сквозное просвечивание (подложка из металлического порошка или перламутра)

- Объёмность за счёт многослойного нанесения красок

Федоскино лаковая миниатюра. Из открытых интернет-источников
Федоскино лаковая миниатюра. Из открытых интернет-источников

Технология изготовления

1. Папье-маше: изделие формируют из картона, пропитывают маслом и сушат.

2. Грунтовка и шлифовка.

3. Роспись: сначала фон, затем детали, иногда с использованием лессировки (полупрозрачных слоёв). (В современных изделиях возможно использование декупаж)

4. Лакировка (до 30 слоёв натурального лака с полировкой).

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Современное состояние

Сегодня Федоскинская фабрика продолжает традиции, выпуская шкатулки, броши, панно. Работы мастеров хранятся в Эрмитаже, Русском музее и частных коллекциях.

Палех

Палех - это иконописные традиции, миниатюры на черном фоне.

фото из открытых источников интернета . Палех
фото из открытых источников интернета . Палех

Палехская лаковая миниатюра — один из самых известных русских народных промыслов, возникший в 1920-х годах в поселке Палех (Ивановская область). Это искусство росписи темперными красками на папье-маше, отличающееся изящностью, тонкостью линий и насыщенной цветовой гаммой.  

фото из свободных источников интернета
фото из свободных источников интернета

История  

- Палех издавна был центром иконописи (с XVII века). После революции 1917 года иконописцы остались без работы и перешли на роспись шкатулок.  

- В 1924 году палехские мастера (Иван Голиков, Александр Котухин и др.) создали Артель древней живописи, разработав новый стиль.  

- В 1930-50-е годы палехская миниатюра получила мировую известность.  

фото из свободных источников интернета
фото из свободных источников интернета

Особенности стиля  

✔ Техника:  

  - Роспись яичной темперой (как в иконописи)  

  - Использование золота и серебра для орнаментов  

  - Черный или темный фон (в отличие от федоскинского)

фото из открытых интернет-источников Котухин. Слово о полку Игореве
фото из открытых интернет-источников Котухин. Слово о полку Игореве

 

✔ Сюжеты:  

  - Русские сказки ("Конёк-Горбунок", "Сказка о царе Салтане")  

  - Былины и исторические сцены ("Куликовская битва")  

  - Литературные произведения (Пушкин, Лермонтов)  

  - Советская тематика (космос, труд)

Палех. Из свободных интернет-источников
Палех. Из свободных интернет-источников

 

✔ Узнаваемые черты:  

  - Удлинённые фигуры, как в иконописи

  - Много деталей и сложная композиция  

  - Яркие цвета (красный, синий, зелёный)  

из свободных интернет-источников
из свободных интернет-источников

Технология изготовления  

1. Папье-маше: основа (шкатулки, броши, ларцы) формируется из картона.  

2. Грунтовка и покрытие чёрным лаком.  

3. Роспись в несколько слоёв с прорисовкой золотом.  

4. Лакировка и полировка.  

-17

Отличие от Федоскино  

Характеристика: Палех / Федоскино

Краски: Темпера (яичная) / Масляные  

Фон: Чёрный/тёмный / Светлый, с перламутром 

Стиль: Иконописный, условный / Реалистичный   

Золочение: Активно используется / Редко, только для декора  

Палех. Лаковая миниатюра. Фото из свободных источников интернета
Палех. Лаковая миниатюра. Фото из свободных источников интернета

Современный Палех  

Сегодня в Палехе работает Художественное училище и Творческие мастерские. Работы палешан хранятся в Третьяковке, Русском музее и экспортируются за рубеж.  

Мстёра и Холуй

Оба промысла, как и Палех, выросли из иконописной традиции, но имеют свои уникальные особенности.

Мстера
Мстера

Мстёрская лаковая миниатюра

Место: поселок Мстёра (Владимирская область)

Фото из свободных источников интернета
Фото из свободных источников интернета

Возникновение: 1930-е годы (после запрета иконописи)

Особенности стиля:

✔ Цветовая гамма:

- Холодные оттенки (голубые, синие, зелёные)

- Фон часто светлый (голубоватый или золотистый), реже чёрный

- Мягкие, плавные переходы

Мстёра
Мстёра

✔ Техника:

- Темперная живопись (как в Палехе)

- Многослойность с лессировками

- Золотая орнаментика (но менее обильная, чем в Палехе)

✔ Сюжеты:

- Русские сказки («Садко», «Снегурочка»)

- Пейзажи (лиричные, с озёрами, лесами)

- Исторические сцены (былины, крестьянская жизнь)

Отличие от Палеха:

- Меньше детализации (более обобщённые формы)

- Светлый фон (в Палехе — чёрный)

- Более камерные, лиричные сюжеты

Мстёра на марках
Мстёра на марках

Холуйская лаковая миниатюра

Место: поселок Холуй (Ивановская область)

Возникновение:1930-е годы

Холуй. Фото из свободных источников интернета
Холуй. Фото из свободных источников интернета

Особенности стиля:

✔ Цветовая гамма:

- Яркие, насыщенные цвета (красный, зелёный, синий)

- Фон чаще тёмный (синий, чёрный, коричневый)

✔ Техника:

- Темперная живопись

- Крупные, выразительные фигуры

- Контрастные тени (более «графичный» стиль)

-24

✔ Сюжеты:

- Русские былины («Илья Муромец», «Добрыня Никитич»)

- Охотничьи и сказочные сцены

- Сельская жизнь (ярмарки, народные гуляния)

-25

Отличие от Палеха и Мстёры:

- Более крупные, монументальные фигуры

- Графичность (чёткие контуры, как в лубочных картинках)

- Динамичные композиции

-26

Сравнительная таблица

Характеристика: Палех / Мстёра / Холуй

Фон: Чёрный / Светлый (голубой, золотой) / Тёмный (синий, чёрный)

Цвета: Яркие, золото / Холодные, мягкие / Контрастные, насыщенные

Стиль: Иконописный, детализированный / Лиричный, плавный / Графичный, выразительный

Фигуры: Удлинённые / Округлые /Крупные, монументальные

Современное состояние

- Мстёра и Холуй сохраняют традиции, но выпускают меньше работ, чем Палех.

- В обоих посёлках есть художественные школы и мастерские.

- Самые известные мастера:

- Мстёра: Николай Шишаков, Лев Фомичёв

- Холуй: Константин Костерин, Валерий Мокров

4. Европейская лаковая живопись

- В XVII–XVIII веках популярны лаковые кабинеты (например, в стиле шинуазри).

- Английские и французские мастера создавали шкатулки и мебель с восточными мотивами.

Техники и материалы

- Основы: дерево, папье-маше, металл.

- Лаки: натуральные (на основе смол) или синтетические.

- Роспись: многослойная, с прорисовкой деталей и покрытием защитным лаком.

Фото с просторов интернета. Мебель в стиле шинуазри
Фото с просторов интернета. Мебель в стиле шинуазри

Современное применение

- Декоративные панно, шкатулки, украшения.

- Художественные эксперименты с новыми материалами.

Фото с просторов интернета
Фото с просторов интернета

Лаковая живопись остается популярной благодаря своей изысканности и долговечности.

Если интересует конкретная школа или техника - пишите и расскажу подробнее.

Ваша А. С.