Пьесу «Прощай, конферансье!» Григорий Горин написал в 1985 году. Тогда она не получила той широкой и громкой популярности, как его «Дом, который построил Свифт», «Забыть Герострата» или «Поминальная молитва». Но весной 2025-го театры охотно вспомнили о конферансье, ведь его история так остро и живо звучит в канун предстоящего юбилейного 80-летия Великой Победы.
Отец Григория Горина был участником Великой Отечественной войны, подполковник, кавалер орденов Красного Знамени и Отечественной войны І и ІІ степеней. Мать в годы войны работала в военном госпитале. Будущий драматург появился на свет в 1940-м: «Насколько мне не изменяет память, я родился <...> ровно в двенадцать часов дня, – вспоминал Григорий Израилевич. – Именно в полдень по радио начали передавать правительственное сообщение о заключении мира в войне с Финляндией. Это известие вызвало, естественно, огромную радость в родовой палате. Акушерки и врачи возликовали, и некоторые даже бросились танцевать. Роженицы, у которых мужья были в армии, позабыв про боль, смеялись и аплодировали. И тут появился я. И отчаянно стал кричать...»
Действия в пьесе «Прощай, конферансье!» разворачивается накануне Великой Отечественной войны, а героями становятся артисты эстрады, «потомственный конферансье» Николай Буркини, писатель Лютиков, певица Ольга Бутасова и её муж, аккомпаниатор Сергей, артист Поливанов, танцор Иван Лещинский, фокусник Виктор Гриневский, «лемешистка» Вера. Первым поставил пьесу Андрей Миронов в Театре Сатиры, сыграв главную роль. Вместе с ним, в дубль, роль тихого, скромного, очень доброго конферансье играл Михаил Державин. Два портрета конферансье были очень разными: у Миронова он не терял лоска, а у Державина был «своим в доску».
Художник спектакля Олег Шейнцис создал лаконичное пространство, наполненное каким-то неуловимым ощущением простоты. Занавес, гримировальный столик, афиши, закулисная суета, бытовая нерасторопность и вместе с тем атмосфера любви.
Кандидат искусствоведения Анна Вислова: «Человек выходит на середину сцены, артистично и торжественно поднимает руку, приглашая к началу представления. Есть что-то наивно-детское в самом этом жесте. Звучит музыка. Скрытый дотоле за колосниками занавес идет по кругу, оставляя внутри главного героя. На самом деле занавес закрывают двое рабочих, которые только что приветствовали конферансье. Вначале Миронову хотелось, чтобы собранный наверху по кольцу занавес сам ниспадал с вступлением первых аккордов музыки Я. Френкеля, но наша „чудо-техника“ один раз на репетиции подвела. После чего Миронов отказался от первоначальной идеи и решил обнажить прием. От сочетания праздника и прозы театра рождалась необычная атмосфера этого спектакля, который станет признанием сцене и всему закулисному быту в любви».
Андрей Миронов: «Мне кажется, в самом названии таится светлая печаль. В силу законов жизни уходят безвозвратно поколения людей. Приходят другие. Принято считать, что они лучше нас. Наверное, так. Но они — другие. Поэтому ушедшим мы говорим „Прощай!“. А все хорошее, доброе, светлое, что они оставили нам, хочется сохранить и передать идущим на смену…»
Театр Российской Армии премьеру посвятил своим 19-ти фронтовым бригадам. Режиссером спектакля выступил заслуженный деятель искусств Республики Крым Юрий Маковский. Зрители охотно оставляют отзывы, отмечая, что смогли «и посмеяться, и поплакать».
Выступления артистов, вокальные и танцевальные номера, фокусы (на сцене даже появятся живые голуби) — привносят в настроение игривый флёр варьете. В постановке есть попытка стилизации, но актерская игра не выходит за рамки традиционной психологической школы. Главную роль исполняет народный артист России Артём Каминский.
28 мая появится ещё один вариант пьесы — совместный проект Театра Эстрады и Театра Антона Чехова. Здесь за постановку взялся Михаил Цитриняк, а главную роль сыграет народный артист России Андрей Ильин. Продюсером, а также инициатором премьеры стал художественный руководитель Театра Эстрады Геннадий Хазанов.
Автор сценической версии Сергей Плотов немного сжал повествование, но никаких существенных изменений пьеса не претерпела. Горинская самоирония и сплав слёз с грустью бережно сохраняется. Кстати, для спектакля композитор Борис Кинер пишет музыку: артисты эстрады будут исполнять песни в духе военного времени.
В постановке задействованы известные артисты театра и кино: Илья Носков, Любовь Тихомирова, Игорь Письменный, Борис Шувалов, Александр Назаров, Наталья Рыжих-Назарова, Светлана Галка, Екатерина Дубакина и другие (с полным списком исполнителей вы сможете ознакомиться здесь). Спектакль создатели посвящают памяти артистов концертных бригад Великой Отечественной войны.
Режиссёр Михаил Цитриняк: «Григорий Горин – блестящий драматург! Пьеса ''Прощай, конферансье!'' очень хорошо написана, остроумно, осмысленно, созвучно с нашим временем. В центре истории – обычный человек, которого все считают смешным и забавным, артист эстрады, ''великий утешитель'' конферансье. ''Что останется после тебя?'' – спрашивает его жена. И ему удается доказать, что даже такой тихий, мирный человек способен совершить героический поступок…»
Постановки Театра Армии и Театра Эстрады / Театра Антона Чехова напоминают о подвиге, который совершили артисты во время войны. Они не менее героические, чем те, что совершали солдаты на фронте. Артисты силой красоты, музыки, юмора, искусства не только поддерживали боевой дух, но и противостояли злу добром.
Завершилась история фронтовых бригад в Берлине — 12 мая у Рейхстага был организован сборный концерт, на котором пели Клавдия Шульженко, Нина Русланова, Иван Козловский, Василий Петров и многие другие артисты.
«Время, правда, сейчас не очень… Тяжелое время! Но ведь кому-то надо
быть веселым и в тяжелые времена, иначе время становится невыносимым…»
Григорий Горин